СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие акции "Я - гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия, направленного на формирование правовой культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Открытие акции "Я - гражданин России"»

Сценарий открытия Всероссийской акции «Я – гражданин России»
МКОУ «Тхоревская ООШ»

В начале нашего урока давайте вспомним одно из толкований понятия «гражданин».

Гражданин – это человек, который принадлежит к населению определённой страны, подчиняется её законам и имеет по отношению к своему государству определённые права и обязанности.

Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции нашей страны. Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Какие же права и обязанности есть у граждан нашей страны?

Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.

Как мы с вами видим, прав у граждан нашей страны достаточно много, даже у вас как у несовершеннолетних.

Но несмотря на то, что ряд прав принадлежит вам с момента рождения и является высшей социальной ценностью для общества и государства, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства, следует помнить и о том, что ваши права не должны нарушать прав других людей и это непременное и самое важное условие.

Например, в Англии на эту тему есть своеобразный анекдот.

Во время допроса подсудимый заявил палачу, что тот нарушает его права на жизнь и неприкосновенность личности. На что палач возразил, что своим молчанием подсудимый нарушает его право на получение информации.

Возможно, у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан – прав или обязанностей? Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и просто пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выяснится, что прав намного больше. Но такова ли реальная ситуация?

Давайте посмотрим в основной закон Российской Федерации и назовем основные категории прав человека.

Конституция Российской Федерации устанавливает следующие основные обязанности:

·        соблюдать Конституцию и законы;

·        платить законно установленные налоги и сборы;

·        сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

·        защищать Отечество, в том числе нести военную службу;

·        заботиться о детях;

·        заботиться о нетрудоспособных родителях;

·        получить основное общее образование;

·        заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Гражданские

- право на жизнь (ст.20)

- достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21)

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)

- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24)

- право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

- право на определение и указание национальной принадлежности, и пользование родным языком (ст. 26)

- право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28)

- право на свободу передвижения (ст. 27)

Политические

- право на свободу мысли и слова, убеждений, информации (ст. 29)

- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)

- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32)

- право на равный доступ к государственной службе (ст.32)

- право участвовать в отправлении правосудия (ст.32)

- право на обращение в государственные органы (ст.33)

- право на объединение (ст.30)

- право на собрания и демонстрации (ст.31)

Социально - экономические

- право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст.34)

- право на частную собственность (ст.35)

- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36)

- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)

- право на социальное обеспечение (ст. 39)

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст.42)

Культурные

- право на образование (ст. 43)

- право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст.44)

Задание К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.

Решение правовых задач.

Ситуация №1

Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил предоставить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:

- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции (ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2) Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.).

Ситуация №2

Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.

- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.

- Но я с понедельника должен быть в отпуске!

- Ничего, с отпуском можно подождать.

- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.

- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)

Ситуация №3

Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))

- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране это:

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

· Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

· Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.

Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

А сейчас мы с вами, ребята, подведем итоги нашего мероприятия и поиграем в игру. Вы выбираете категорию и отвечаете на вопросы разного уровня сложности.
СВОЯ ИГРА
заключение: На этом наше мероприятие подходит к концу. Но акция «Я – гражданин России» продолжается. Мы еще встретимся с вами на дебатах и обсудим, чему вы научились и что узнали в ходе Всероссийской акции, которая была нами открыта сегодня. Всем спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!