СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года»

Конспект

урока в 8-ом классе по теме: «Отечественная война 1812 года»



Цель: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Отечественная война 1812 года»

Задачи:

Образовательные: проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории, память, речь и внимание учащихся.

Воспитательные: Показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества.

Тип урока: Урок повторения и обобщения с элементами интеграции изученного материала. Урок - игра.

Оборудование: карточки с заданиями, вещи - тотем, плакат с изображением дерева, портреты военачальников, репродукции картин, чистые бланки, музыкальное сопровождение: Песня «Последний герой»

Методические приемы: создание игровой ситуации и атмосферы соответствующей игре «Последний  герой», беседа, диалог, проблемная ситуация (выбрать игрока, который должен покинуть остров)

Ход урока: Отборочный тур: для игры требуются семь участников. Проводим игру со зрителями «Отгадайте героя»

1. Ему, погибельно войною принужденный,

Почти весь свет кричал: ура!

При визге бурного ядра

Уже он был готов - но... воин дерзновенный!

Творец смешал неколебимый ум,

Ты побежден московскими стенами...

Бежал!., и скрыл за дальними морями

Следы печальные твоих высоких дум

(о Наполеоне)

***

2. Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен перед врагом

И сколь врагу ужасен! (о Кутузове)

(Из стихотворения В.А. Жуковского)

***

3. ...душой готов на подвиг ратный,

Берег войска, не шел вперед,

А шел упрямо на попятный.

И невзлюбил его народ.

И недовольства смутный ропот

Шел словно тень за ним шаг в шаг.

Сквозь канонаду, конский топот

Он слышал вечное: чужак...

Упряма заблуждений сила.

И даже Пушкина перо

Не очень-то и защитило,

Добром воздавши за добро, (о Барклае де Толли)

(Из стихотворения Натана Злотникова)

***

4. Начальник в бурке на плечах,

В косматой шапке кабардинской,

Горит в передовых рядах

Особой яростью воинской.

Сын белокаменной Москвы,

Но рано брошенный в тревоги,

Он жаждет сечи и молвы,

А там что будет - вольны боги, (о Д. Давыдове)

(Из стихотворения-автопортрета Дениса Давыдова)

***


5. И ты стоял - перед тобой Россия!

И вещий волхв, в предчувствии борьбы,

Ты сам слова промолвил роковые:

« Да сбудутся ее судьбы!..»

И не напрасно было заклинанье:

Судьбы откликнулись на голос твой!.,

(о Наполеоне)

(Из стихотворения Ф.И. Тютчева)


6. Хвала, наш Вихорь-атаман,
Вождь невредимых, ____________!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь,
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь… (Об атамане Платове)

(Из стихотворения В.А. Жуковского)


7. И ты... и ты, ____________?
Вотще друзей молитвы,
Вотще их плач... во гробе он,
Добыча лютой битвы.
Еще дружин надежда в нем;
Всё мнит: с одра восстанет;
И робко шепчет враг с врагом:
«Увы нам! скоро грянет».
А он... навеки взор смежил,
Решитель бранных споров,
Он в область храбрых воспарил,
К тебе, отец Суворов. (О Багратионе)

(Из стихотворения В.А. Жуковского)


Учитель: У нас семь игроков. Представьте, что вы находитесь на острове, где, чтобы «выжить», необходимо быстро и четко выполнять задания ведущего. И сейчас вам предстоит ответить на  вопросы и дать как можно больше правильных ответов

  1. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)

  2. Какова была численность французской армии  на начало войны? (приб. 610 тыс. чел.)

  3. В чём было преимущество французского войска перед русским? (Всеобщая воинская обязанность позволило в короткие сроки увеличить армию; армия снабжалась путём реквизиции смогла ; отношения между офицерами и солдатами  были более демократичными).

  4. Какую реку пришлось форсировать французам(Неман)

  5. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинское сражение)

  6. Кто противостоял России в войне 1812 г. (французская армия под командованием Наполеона).

  7. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

  8. Из скольких частей состояла русская армия? (из 3 частей)

  9. Почему французскую армию называли «двунадесять языков»? (имела «пестрый» национальный состав)

  10. Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)

  11. Какова была численность русской армии к началу войны? (Приб. 200 тыс.чел)

  12. В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами(Смоленск)

  13. Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

  14. Город, у которого соединились первая и вторая русские армии? (Смоленск)

  15. Какое важное событие произошло 1 сентября 1812 года? (Совет в Филях)

  16. Что такое фураж? (корм для лошадей)

  17. Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии (народное ополчение)

20.Село, близ которого Кутузов совершил знаменитый маневр и в итоге перекрыл путь французам в богатые города центральной России (Тарутино)

  1. .Почему войну 1812 года называют Отечественной?  (на защиту поднялось все отечество)

  2. По чьей инициативе было решено придать партизанскому движению организованный характер? (Денис Давыдов)

  3. Когда Александр Первый издал манифест об окончании Отечественной войны? (25 декабря 1812 г.)

  4. В результате отступления, при переходе через эту реку, Наполеон потерял более половины оставшихся у него солдат (Березина)

Учитель: Игрок, ответивший на большее количество вопросов, получает тотем и остается в игре, остальные выбирают "лишнего игрока".

Остается 6 игроков.

Учитель: Вы находитесь на острове уже несколько дней, вас мучает голод. На дереве висят фрукты, нужно их достать, на них содержится вопрос,  и если вы отвечаете на вопросы, то можете  его съесть. Герой, который даст наиболее полный ответ получает тотем.

1-е яблоко: Назовите города, упоминаемые Наполеоном: «Если я возьму …, я возьму Россию за ноги; если я овладею …, я возьму её за голову; заняв …, поражу её в сердце». (Киев, Петербург, Москва)

2-е яблоко: Кто такая Надежда Андреевна Дурова? (первая в русской армии женщина- под Смоленском и при Бородине. Служила ординарцем у Кутузова)

3- яблоко: Кто такие гренадеры? (Особый род войск, элитные части тяжёлой пехоты (иногда и

кавалерии), предназначавшиеся для штурма вражеских укреплений. Вооружались ручными гранатами и огнестрельным оружием)

4-е яблоко: Какую роль в войне сыграла деревня Шевардино? (У Шевардино был дан бой накануне Бородинского сражения, чтобы задержать французов и выиграть время для подготовки укреплений на Бородинском поле)

5-е яблоко: Что вы знаете о батарее Раевского? (позиция русской армии на холме, в центре Бородинского поля, с которой хорошо просматривалась вся русская армия. Её называли «ключом Бородинской позиции», захват которой для французов имел большое значение)

6- яблоко: Чем прославился город Малоярославец? (Город, который 24 октября 1812 года стал ареной кровопролитного сражения между армией Наполеона, безуспешно пытавшейся пробиться на Калужскую дорогу, и русскими войсками под командованием Кутузова. В ходе 17-часового боя город 8 раз переходил из рук в руки, и был практически полностью уничтожен)


Учитель: Победитель получает тотем, игроки пишут "лишнего героя". Вас уже пятеро. Теперь, за одну минуту вы должны собрать из предложенных букв фамилию и имя полководца  Отечественной войны 1812 года. Кто быстрее и правильно справится с заданием, получит тотем. А затем выбираем "лишнего героя". (Багратион)

Учитель: И вот вас четыре игрока, продолжаем игру. Отгадайте о ком идёт речь?

1.  Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. В 1788—1789 годах участвовал в штурме Очакова, в бою под Каушанами, во взятии Аккермана и Бендер. В 1790-х годах сражался в Финляндии и Польше. В 1805—1807 годах ………. Отличился в войне против Наполеона под Пултуском и Прейсиш-Эйлау. Во время русско-шведской войны 1808—1809 годов командовал корпусом в Финляндии, а затем был главнокомандующим всеми русскими войсками в Финляндии. С января 1810 года — военный министр. С войны 1812 года — главнокомандующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе.

(М. Б. Барклай де Толли)


2.  Имя великого русского полководца …………неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Именно в этот завершающий период своей жизни он полностью проявил себя как стратег, государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.
Военная деятельность ………. Началась в 1765 году. С 1770 года участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. В июле 1774 года при штурме деревни Шумы близ Алушты ………. Был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. Пушкин писал о нём:

… Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине
 “ Иди, спасай”. 
Ты встал — и спас…

(М. И. Кутузов, генерал-фельдмаршал)

3. “Я был рожден для рокового 1812 года”, — писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. …………., сын командира Полтавского конного полка, в семнадцать лет начал военную службу эстандарт-юнкером в кавалергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. В 1806 году ротмистр ……….. снова в гвардии. В кампанию 1807 года — адъютант Багратиона. В 1808—1809 годах участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок.
“Звездный час” …………… настал в Отечественную войну 1812 года. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, ………………. Во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда ………… послужили примером для создания других партизанских отрядов.

(Д. В. Давыдов, генерал-майор)

 

4. Лучший генерал русской армии”, — говорил о нём Наполеон.
Участник штурма Очакова, Варшавы, ……. Проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Взятие Брешин, Бергамо, Лекко, Тортоны, Турина и Милана, битва при Треббии, при Нови — везде …….. находился в самых трудных и решающих местах. Знаменитый Швейцарский поход Суворова принес славу и …………, проявившему героизм, хладнокровие, волю к победе. 4 ноября 1805 года у деревни Шенграбен пятитысячный отряд ……… задержал тридцать тысяч французов, чтобы дать возможность отойти корпусу Кутузова. Выполнив задачу, ……….., считавшийся обреченным, прорвал ряды противника и с половиной оставшихся солдат присоединился к русской армии. Отличился Багратион и в кампанию 1806—1807 годов взятием Прейсиш-Эйлау и победой у Анкендорфа.

(П. И. Багратион, генерал от инфантерии )

Победитель получает тотем, остается 3 игрока.

Учитель: Вам называют термины, а вы даете им определение: инфантерия, партизан, флешь, адъютант, ополчение, фураж, гусар, редут

Выбираем "лишнего героя".

Учитель: Вас осталось двое. До отъезда домой всего несколько минут. Один станет победителем - Последним героем, а другой – «Лишним». Для вас последнее задание: каждый получает репродукции картин о войне и знакомит всех с подробным описанием картины, с обязательным определением, к какому эпизоду войны она относится. (Используются репродукции учебных картин).

Учитель: Игра закончена - у нас победитель … "Наш последний герой!". Я поздравляю игроков и болельщиков.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!