СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен героическим страницам истории, воспитывает патриотизм и героизм на примере подвигов российского народа.

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года.»

Тема урока: Отечественная война 1812 года.

  1. Учитель: Джандарова Аида Исаевна

  2. Курс: История России с древнейших времен до конца ХIX века

  3. Тема урока: Отечественная война 1812 года.

  4. Тип урока: объяснение нового материала

  5. Цель урока: Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

Развить навыки работы с документами, картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;

Воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

  1. Задачи:

  1. Образовательная:

- Познакомить учеников с событиями Отечественной войны 1812 года.

- Обеспечить усвоение понятий (флеши, редуты, батарея)

  1. Развивающая:

- Развитие яркой эмоциональной монологической речи;

- Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

  1. Воспитательная:

 - Воспитывать уважение к истории своей Родины

- Воспитывать чувство патреотизма.

  1. Методы:

- словесный,

- наглядный,

- практический.
Вид урока:  изучения новой темы

Оборудование: Слайдовая презентация «Отечественная война 1812 г». Карта России.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Вторжение Наполеона в Россию.

  3. Бородинское сражение.

  4. Совет в Филях.

  5. Отступление и гибель « Великой армии».

Работа с новыми терминами и датами: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г.- Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Предварительная работа и подготовка: учащихся готовят сообщения на темы:

« Полководец М.И. Кутузов», « Герои – партизаны: Д.Давыдов, Фигнер, В. Кожина»,

« Война 1812 г. в русской поэзии».

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

- Назовите основные направления внешней политики Александра I. (Ближневосточное и европейское направления)

-Какова расстановка сил в Европе в начале XIXв.? (В Европе непрерывные войны. Англия противостояла Франции. С приходом к власти Наполеона Бонапарта, начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной захватнической политикой Франции.)

Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в начале XIXв. ( Надежды Александра I избежать участия международных конфликтах не оправдались, т.к. Франция перестала считаться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние, как на Западе, так и на Востоке.)

- Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.? ( Установить в Европе порядок, который не позволил бы Франции вести захватническую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия, Австрия.)

- В чем причины военных неудач России в компании 1805 – 1807 гг.?

Главная причина – несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной.)

- Какого было основное условие Тильзитского мира? (Присоединение к Континентальной блокаде против Англии).

Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России?( Поставило во враждебные отношения с Англией и заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась присоединиться к континентальной блокаде против Англии).

Чем закончилась война со Швецией? (Присоединением к России Финляндии по Фридрихсгамскому договору, подписанному в августе 1809 г.)

Что такое « восточный вопрос»? ( Эта международная проблема связана с ослаблением османской империи борьбы между европейскими державами за раздел ее владений в своих интересах. Для России « восточный вопрос» заключался в обеспечении выгодных судоходных режимов через проливы Босфор и Дарданелл, от чего зависела безопасность черноморского побережья России и экономическое развитие южных окраин страны. Кроме того, Россию связывали дружеские отношения с народами Балканского полуострова и помощь этим народам в их борьбе за освобождение от ига Османской империи.)

Чем закончилась русско – турецкая война 1806 -1812 гг.? (Бухарестским мирным договором, по которому Бессарабия, часть черноморского побережья Кавказа с городом Сухум перешли к России.)

  1. Вторжение Наполеона в Россию. Беседа с учащимися и работа с учебником.

- Назовите причины войны 1812 г. между Россией и Францией.

- Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армии России и Франции.

Запись в тетради: К июню 1812 г.: французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия – около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования.

- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армии?

(Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны народов Европы, так как армия « двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е . все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу )

Каков был характер войны для обеих сторон?

(Отечественная война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона)

- Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)

Запись в тетрадь: 12 ( 24) июня 1812 г. – армия Наполеона вторглась на территорию России.

С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там – мир; война – с их стороны; все спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей.

Работа с атласом и контурной картой.

- отметьте на карте расположение русской армии и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, р. Неман.

-обратите внимание учащихся на то, что каждая армия подчинялась своему командующему.

- глядя на расположение русской армии предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?

- какую тактику ведения войны могли предпринять россияне?

Рассказать о первых боях русской армии с французами и первых неудачах Наполеона. Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нем не удалось. ( Учитель сообщает и показывает на карте)

Вывод: план Наполеона сорван.

Рассказ учителя о битве под Смоленском. ( Обратить внимание на фамилии командующего состава российской армии и записать в тетрадь)

Запись в тетрадь: 8 ( 20) августа 1812 г. – М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.

Сообщение учащегося: « Биография М.И. Кутузов», можно прочитать отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова « Бородино»

… Мы долго молча отступали

Досадно было боя ждали,

Ворчали старики:

« Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

В городах шло формирование ополчений армии.

- Что такое ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение.

  1. Бородинское сражение. Работа с контурной картой.

Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, которое решил дать М.И. Кутузов.

Запись в тетрадь: 26 августа 1812 г. –Бородинское сражение.

Работа с учебником. Один из учеников зачитывает определения терминов.

Флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия)

Чтение стихотворения.

Ученики читают стихотворение М.Ю. Лермонтова « Бородино»

… Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

- Каков был итог Бородинского сражения? Кто по вашему мнению выиграл эту битву?

Необходимо напомнить цели каждой из сторон в битве. Рассказ о желании Наполеона прорваться к Москве. Можно прочитать отрывки из документов, описывающих бородинское поле до и после сражения.

  1. Совет в Филях.

Запись в тетрадь: военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или идти давать еще одно сражение под Москвой.

Работа с учебником. Прочитать о совете в Филях.

- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?

Обратить внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике. Учитель зачитывает аргументы Кутузова на Совете в Филях и подводит итог.

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам…

Учащиеся читают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина « Евгений Онегин»

… Нет не пошла Москва моя

К нему с повинной головою…

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но всего письма остались без ответа.

- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? - Почему Александр I отказался?

Если исходить из целей, которые Наполеон ставил накануне войны, то для него она была окончен. ( Рассказ учителя о желании Наполеона начать переговоры о мире)

  1. Отступление и гибель « Великой армии»

В стране разрасталось партизанское движение.

- Кто такие партизаны? ( Партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)

При наличии времени можно выслушать сообщение учащихся о подвигах партизан: Давыдова, Фигнера, Сеславина, Кожиной.

Работа с картой.

- Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр, напишите даты сражений.

Рассказ учителя о последних сражениях и об отступлении армии Наполеона.

- Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге?

- Отметьте на карте р. Березину.

Подведение итога войны: января 1813 г. Александр I издает манифест об окончании войны.

  1. Домашнее задание

Учить параграф № 4. Письменно ответить на вопрос: « Какого было значение Отечественной войны?». Составить картосхему Бородинского сражения, используя текст учебника и отмечая то, о чем говорят его авторы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!