Тема урока: Отечественная война 1812 года.
Учитель: Джандарова Аида Исаевна
Курс: История России с древнейших времен до конца ХIX века
Тема урока: Отечественная война 1812 года.
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
Развить навыки работы с документами, картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
Воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить учеников с событиями Отечественной войны 1812 года.
- Обеспечить усвоение понятий (флеши, редуты, батарея)
Развивающая:
- Развитие яркой эмоциональной монологической речи;
- Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.
Воспитательная:
- Воспитывать уважение к истории своей Родины
- Воспитывать чувство патреотизма.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический.
Вид урока: изучения новой темы
Оборудование: Слайдовая презентация «Отечественная война 1812 г». Карта России.
План урока.
Проверка домашнего задания.
Вторжение Наполеона в Россию.
Бородинское сражение.
Совет в Филях.
Отступление и гибель « Великой армии».
Работа с новыми терминами и датами: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г.- Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Предварительная работа и подготовка: учащихся готовят сообщения на темы:
« Полководец М.И. Кутузов», « Герои – партизаны: Д.Давыдов, Фигнер, В. Кожина»,
« Война 1812 г. в русской поэзии».
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
- Назовите основные направления внешней политики Александра I. (Ближневосточное и европейское направления)
-Какова расстановка сил в Европе в начале XIXв.? (В Европе непрерывные войны. Англия противостояла Франции. С приходом к власти Наполеона Бонапарта, начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной захватнической политикой Франции.)
- Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в начале XIXв. ( Надежды Александра I избежать участия международных конфликтах не оправдались, т.к. Франция перестала считаться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние, как на Западе, так и на Востоке.)
- Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.? ( Установить в Европе порядок, который не позволил бы Франции вести захватническую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия, Австрия.)
- В чем причины военных неудач России в компании 1805 – 1807 гг.?
( Главная причина – несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной.)
- Какого было основное условие Тильзитского мира? (Присоединение к Континентальной блокаде против Англии).
- Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России?( Поставило во враждебные отношения с Англией и заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась присоединиться к континентальной блокаде против Англии).
- Чем закончилась война со Швецией? (Присоединением к России Финляндии по Фридрихсгамскому договору, подписанному в августе 1809 г.)
- Что такое « восточный вопрос»? ( Эта международная проблема связана с ослаблением османской империи борьбы между европейскими державами за раздел ее владений в своих интересах. Для России « восточный вопрос» заключался в обеспечении выгодных судоходных режимов через проливы Босфор и Дарданелл, от чего зависела безопасность черноморского побережья России и экономическое развитие южных окраин страны. Кроме того, Россию связывали дружеские отношения с народами Балканского полуострова и помощь этим народам в их борьбе за освобождение от ига Османской империи.)
- Чем закончилась русско – турецкая война 1806 -1812 гг.? (Бухарестским мирным договором, по которому Бессарабия, часть черноморского побережья Кавказа с городом Сухум перешли к России.)
Вторжение Наполеона в Россию. Беседа с учащимися и работа с учебником.
- Назовите причины войны 1812 г. между Россией и Францией.
- Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армии России и Франции.
Запись в тетради: К июню 1812 г.: французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия – около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования.
- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армии?
(Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны народов Европы, так как армия « двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е . все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу )
- Каков был характер войны для обеих сторон?
(Отечественная война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона)
- Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)
Запись в тетрадь: 12 ( 24) июня 1812 г. – армия Наполеона вторглась на территорию России.
С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там – мир; война – с их стороны; все спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей.
Работа с атласом и контурной картой.
- отметьте на карте расположение русской армии и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, р. Неман.
-обратите внимание учащихся на то, что каждая армия подчинялась своему командующему.
- глядя на расположение русской армии предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?
- какую тактику ведения войны могли предпринять россияне?
Рассказать о первых боях русской армии с французами и первых неудачах Наполеона. Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нем не удалось. ( Учитель сообщает и показывает на карте)
Вывод: план Наполеона сорван.
Рассказ учителя о битве под Смоленском. ( Обратить внимание на фамилии командующего состава российской армии и записать в тетрадь)
Запись в тетрадь: 8 ( 20) августа 1812 г. – М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.
Сообщение учащегося: « Биография М.И. Кутузов», можно прочитать отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова « Бородино»
… Мы долго молча отступали
Досадно было боя ждали,
Ворчали старики:
« Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
В городах шло формирование ополчений армии.
- Что такое ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение.
Бородинское сражение. Работа с контурной картой.
- Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, которое решил дать М.И. Кутузов.
Запись в тетрадь: 26 августа 1812 г. –Бородинское сражение.
Работа с учебником. Один из учеников зачитывает определения терминов.
( Флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия)
Чтение стихотворения.
Ученики читают стихотворение М.Ю. Лермонтова « Бородино»
… Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…
- Каков был итог Бородинского сражения? Кто по вашему мнению выиграл эту битву?
Необходимо напомнить цели каждой из сторон в битве. Рассказ о желании Наполеона прорваться к Москве. Можно прочитать отрывки из документов, описывающих бородинское поле до и после сражения.
Совет в Филях.
Запись в тетрадь: военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или идти давать еще одно сражение под Москвой.
Работа с учебником. Прочитать о совете в Филях.
- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?
Обратить внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике. Учитель зачитывает аргументы Кутузова на Совете в Филях и подводит итог.
2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам…
Учащиеся читают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина « Евгений Онегин»
… Нет не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…
Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но всего письма остались без ответа.
- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? - Почему Александр I отказался?
Если исходить из целей, которые Наполеон ставил накануне войны, то для него она была окончен. ( Рассказ учителя о желании Наполеона начать переговоры о мире)
Отступление и гибель « Великой армии»
В стране разрасталось партизанское движение.
- Кто такие партизаны? ( Партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)
При наличии времени можно выслушать сообщение учащихся о подвигах партизан: Давыдова, Фигнера, Сеславина, Кожиной.
Работа с картой.
- Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр, напишите даты сражений.
Рассказ учителя о последних сражениях и об отступлении армии Наполеона.
- Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге?
- Отметьте на карте р. Березину.
Подведение итога войны: января 1813 г. Александр I издает манифест об окончании войны.
Домашнее задание
Учить параграф № 4. Письменно ответить на вопрос: « Какого было значение Отечественной войны?». Составить картосхему Бородинского сражения, используя текст учебника и отмечая то, о чем говорят его авторы.