Экскурсия в музей
ОТЧЁТ
Участники- учащиеся 3-4 класса
МБОУ СОШ №12 им.И.Г.Остапенко
2023-2024 уч.год
Цель:
Цель: Формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей.
Руководитель:
учитель географии : Горячева Н.А
Экскурсовод: Кузнецова Н.В
Глафировский музей
- вековое наследие, хранящее памятники истории родного края - материальной и духовной культуры.
Цели посещения музея:
Образовательные : Знакомство с историей своей малой Родины. Расширение кругозора. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Воспитательные:
1.Формирование ключевых компетенций личности ребенка
2.Формирование социально-патриотической активности.
3.Формирование у школьников чувств сострадания и сопереживания.
Задача:
Создание условий для положительных изменений в его духовном, нравственном и культурном росте.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа .Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за родную землю.
В последнее время инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, Является музейная педагогика,которая помогает учителю в нравстенно-патриотическом воспитании детей. Ведь сама предметная среда музея играет роль учителя и воспитателя.
Музей как хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему, остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, воздействуя на любознательную душу ребенка.
Музей – это остров духовности в современном художественном процессе. Атмосфера музейного пространства, способствует формированию образного и эстетического воспитания, художественного вкуса ребенка, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В с. Глафировка таким островом является музей ,который основал Новак Николай Иванович.
Новак Николай Иванович (18 октября 1935г. - 21 января 2014 г.)
Односельчане его описывают пожилым, простым человеком, мастером на все руки. Почти всю свою жизнь он посвятил оформлению музейных залов, сбору экспонатов и исторических материалов.
По своей натуре он является очень талантливым человеком: пишет картины и портреты, чеканит, делает искусные чучела зверей, птиц и рыб. Более пятнадцати лет он восстанавливал уничтоженную временем историю своей малой Родины. Николай был патриотом , поэтому хотел , чтобы память о прошлом навсегда осталась в сердцах поколений.
Главной целью создания музея, с точки зрения основателя , является воспитание патриотического чувства у детей и молодёжи.
Новак Николай Иванович внёс большой вклад в развитие культуры края, в патриотическое воспитание молодёжи .Ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Кубани»,он неоднократно награждался грамотами и ценными подарками.
История создания
Само здание было построено во второй половине 18 века. В 1881 году перешло во владение глафировского священника Александра Тимофеевича Попова, где он проживал до 1929 года. Позже в нём была размещена школа крестьянской молодёжи.
В 1990 году здание, как обветшавшее, подлежало сносу, но Новак Николай Иванович –основатель музея решил его отстоять. . Так и появилась идея о создании сельского музея. Была проделана большая работа, ведь двухсотлетнему строению требовался капитальный ремонт, что в то время являлось трудной задачей из-за экономического кризиса ,но одержимого Николая это не остановило. Он буквально начал всё с нуля, а это всегда трудно. Неравнодушные к общему будущему глафиряне, помогали собирать материалы и экспонаты.
Сам основатель вспоминает, что порой возникало желание все бросить. Однако цель была интересная и так захватывала, что энтузиаст продолжал работать днем и ночью. Ездил в Ростовский архив, беседовал с жителями села, работал с документами, изготавливал чучела, собирал экспонаты, фотографии и т.д. Конечно, ему помогали в сборе материалов жители села, ветераны войны и труда, школьники. Все это нужно было обобщать, разместить, оформить. . Сейчас проходишь по залам музея и удивляешься тому, что это все сделано одними руками.Можно представить, сколько физических и душевных сил понадобилось для восстановления такого здания, но какой итог этого непосильного труда. И словно в знак благодарности обновлённая постройка стала преподносить сюрпризы. Со слов современников барский дом позолотил ручку своего спасителя из потолка. Скорее всего, кто-то из господ припрятал серебро, да то ли не успел воспользоваться. В другой раз во время ремонта местные мужики заметили торчащий кусок ткани .Стали вытаскивать, и вдруг зазвенели серебряные монеты с изображением Николая Второго. Ещё много небылиц ходят про местный музей, а верить в это или не верить – личное дело каждого.
Экспозиции и материалы музея:
Сотни экспонатов размещены в пяти залах:
Зал Боевой Славы
Зал природы родного края.
Зал принадлежностей быта крестьянина.
Зал колхозника
Хата крестьянина.
В Зале Боевой славы собраны медали ,грамоты ,повестки и письма участников Вов , патифон и пластинки к нему. Экскурсовод- Кузнецова Наталья Викторовна завела его, и каким же было удивление детей ,когда они увидели ,что работает он без электричества. В зале собрано очень много боевого оружие ,военная одежда. Оформлена стена со списком погибших в боях за Глафировку.
В зале природы собраны чучела животных края: Лисы ,зайцы ,бобры ,много видов птиц.
В Зале принадлежностей быта крестьянина можно увидеть разнообразные предметы быта ,посуду:утюги- от самых маленьких до трехкилограммовых, прялки ,швейные машинки, старинные часы.
В зале колхозника –списки тружеников села ,награды. Предметы, которые использовались в сельском хозяйстве- инструменты колхозника, спец.одежда .
В хате крестьянина все то ,что можно было тогда увидеть у большинства жителей села: кровать деревянная, подушки соломенные ,детская люлька, гармошка, телевизор, оформленный Святой угол.
Выводы:
Рассказы экскурсовода ,увиденные экспонаты ,сама атмосфера музея- всё это оставит ,я думаю, глубокий след в душах детей. А полученная информация( в том числе и фото)очень пригодится нам на уроках географии и кубановедения.