Отчет по самообразованию учителя математики Клейновой В.А. за 2018-2019 учебный год.
Работа над темой начата в 2017 году
Предполагается закончить работу над темой в 2022 году.
Тема: «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики и физики в условиях ФГОС.»
Цели самообразования: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников; совершенствование качества и эффективности обучения на уроках математики; регулярный контроль за успеваемостью учащихся по предмету; формирование умений применять самостоятельно полученные знания на практике; достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
Задачи самообразования: изучить технологию самостоятельной работы на уроке; разнообразить методы обучения с внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроках; продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики.
Еще Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».
В настоящее время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций, от каждого человека требуются высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решение. А это не возможно без умения работать творчески и самостоятельно.
Математика является наиболее удобным предметом для развития этих способностей у всех обучающихся. Этому способствует и логическое построение предмета, и четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, и абстрактный язык математики. Математика учит рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.
Проблема самостоятельности у обучающихся в школе не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева, которые состоит в том, что она выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контролем.
Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.
Но как обучающихся научить учиться, мыслить самостоятельно?
Выход один: нужно им дать возможность самим искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.
Результат работы скажется: научившись думать самостоятельно, обучающиеся сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.
Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования. Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию “ Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики и физики в условиях ФГОС. После изучения литературы по данной теме включала в практику:
Проводила диагностику уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать, контролировать свою учебную деятельность.
Проводила теоретический анализ соответствующей педагогической литературы. Для решения поставленных задач определяла условия и формы организации самостоятельной деятельности учащихся, проводила отбор видов самостоятельной работы, а также педагогических методов и приёмов.
Периодически включаю самостоятельную работу в учебный процесс на разных этапах урока, в том числе и в ходе усвоения нового материала.
Самостоятельные работы составляю с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, создаю условия для их активной, сознательной, самостоятельной, продуктивной деятельности, учитывая склонности, интересы, способности.
В ходе индивидуальной формы обучения, решаю проблему полной самостоятельности несознательных учеников и учеников с математическими способностями.
По данной теме была изучена следующая литература: 1. Виноградова Л.В. «Методика преподавания математика в средней школе»:
учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005
2. Величко М.В. «Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся».
– 2-е издание, стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности / Г. Гаврилычева //
Воспитание школьников. – 2008
4. Панфилова А.П. «Инновационные педагогические технологии»: Учебное
пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2009.
5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И.
Пидкасистый. – М.,
6. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. –
7.Математика 5-11 классы. Проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты. Г.Б.Полтавская, Волгоград, 2014г.
Основные направления в работе: Составление конспектов уроков с применением различных видов самостоятельной работы на уроках математики. Апробация изученных видов самостоятельных работ на уроках математики и физики в условиях ФГОС.