Цель исследования: Определить уровень самооценки и уровень притязаний у испытуемых младшего подросткового возраста.
Объект исследования: учащиеся 5 «А» класса гимназии №4 г. Мурманска в возрасте 10-11 лет (всего 28 человек, из них 13 девочек и 15 мальчиков).
Предмет исследования: самооценка и уровень притязаний в младшем подростковом возрасте.
Дата проведения: 16 марта 2004 г.
Время проведения: 8:30.
Место проведения: гимназия №4 г. Мурманска.
Название методики: Методика изучения самооценки и уровня притязаний Дембо — Рубинштейна (адаптирована Прихожан).
Описание предлагаемой работы:
Каждому учащемуся выдается ручка и лист бумаги, на котором расположены 7 шкал длиной 10 см, каждая из которых имеет свое название:
1. здоровье;
2. ум, способности;
3. характер;
4. авторитет у сверстников;
5. умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
Инструкция, дающаяся испытуемому: каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.п.
Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальными линиями, нижняя точка которого будет означать самое низкое развитие, а верхнее — наивысшее развитие. На бланке (листе) изображено 7 линий, каждая из них имеет обозначение. Рассмотрим первую: здоровье — самое низкое - плохое, выше — лучше и т. д.. Далее расположены линии названные ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умелые руки; внешность; уверенность в себе.
На линии черточкой ( —) отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества стороны личности в настоящий момент. Затем крестиком (х) отметьте тот уровень развития данного качества, при котором вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
Детям предлагается выполнить задание на первой шкале (Здоровье) и проверяется, правильно ли они поняли задание. После проверки можно разрешить выполнять задание на всех шкалах.
Исследование можно проводить и в группе испытуемых, и индивидуально. . Тестирование проходит 10 — 12 минут.1
Реакция детей, обстановка в классе: Дети быстро поняли задание. Заданный вопрос был только один: «Могут ли крестик и черточка находиться на одном уровне?» Решение поставленной задачи не заняло у них много времени и не составило им труда.
Обработка результатов:
Результаты обрабатываются по шести шкалам со второй по седьмую (первая шкала — здоровье — пробная, для проверки понимания испытуемыми инструкции).
Линейкой измеряется расстояние от исходной точки до черточки и до крестика, вычисляется расстояние между черточкой и крестиком на каждой шкале.
Уровень самооценки: длина от исходной точки до черточки.
Уровень притязаний: длина до крестика.
Степень расхождения уровней: расстояние от черточки до крестика.
Суммируются показатели по шести шкалам (кроме шкалы здоровье) и результат делится на 6. Вычисляется средний уровень притязаний — Ml; средний уровень самооценки — М2; средний уровень расхождения между уровнями МЗ = Ml — М2; М4 — степень дифференцированное™ самооценки (разность между данными по графику самооценки: самое меньшее значение самооценки сравнивается со значениями других шкал, величины различий суммируются и делятся на число суммируемых значений); М5 — степень дифференцированности уровня притязаний (высчитывается как М4, только по значениям уровня притязаний); Мб=М5 — М4 J (степень расхождения между самооценкой и уровнем притязании). 2
Все полученные данные заносятся в таблицу (см. Приложение /).
2.1.2. Результаты исследования
• По данным исследования низкий уровень притязаний обнаружен у 2 человек (7 % испытуемых). Это неблагоприятный показатель развития личности (неуверенность в своем будущем, не строит планов, не ставит целей).
Средний уровень притязаний не показал ни один человек (0 % испытуемых).
Высокий уровень притязаний - 6 человек (21,5 % испытуемых). Наиболее реалистичный показатель, дает оптимистичный прогноз развития ребенка.
Очень высокий уровень притязаний обнаружен у 20 человек (71,5 % испытуемых). Этот показатель характеризуется некритичным отношением к своему будущему.
Обнаруженный явно завышенный уровень притязаний обуславливается, на мой взгляд, спецификой школы: высокая требовательность к знаниям и моральным нормам, исходящая от педагогов, а также конкурсный отбор, производимый при поступлении, ставят высокую планку уровня притязаний перед учащимися.
• Низкий уровень самооценки показали 2 человека (7 % испытуемых). Такая самооценка самая неблагополучная. Дети с такой самооценкой входят в группу риска и требуют пристального внимания. Здесь возможна и действительно - неуверенность в себе, отношение к себе как к ненужному человеку, неспособному ни к чему, и защитная реакция для того, чтобы не прикладывать никаких усилий для оправдания себя в своих глазах: не получается и делать не буду.
Средний уровень самооценки обнаружен у 8 человек (29 % испытуемых). Является реальным уровнем самооценки.
Высокий уровень самооценки - у 13 человек (46 % испытуемых). Это адекватный уровень самооценки, является оптимальным.
Очень высокий уровень самооценки (завышенную самооценку) показали 5 человек (18 % испытуемых). Это может указывать на отклонения в самооценке или на неумение сравнивать себя с другими, на закрытость для опыта: «Он лучше, я хочу добиться таких же результатов» или «он хорошо учится, а я все равно умнее». Для изменения самооценки нужно показать те критерии, на которые следует ориентироваться.
По показателю зрелости самооценки (степени дифференцированности самооценки) слабый уровень выявлен у 2 человек (7 % испытуемых). Это показатель незрелости самооценки. Наиболее оптимальный - умеренный уровень — показали 18 человек (64 % испытуемых). Сильная степень дифференциации проявилась у 8 человек (29 % испытуемых). Это показатель нереальной самооценки или защиты.
• Слабая степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний обнаружена у 4 человек (14 % испытуемых). В этом случае притязания не являются стимулом развития.
Умеренная степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний - у 13 человек (47 % испытуемых). Она находится реалистичной, подросток ставит перед собой реальные цели и задачи.
Сильную степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний показали 11 человек (39 % испытуемых). Здесь наблюдается резкий разрыв между самооценкой и притязанием — это конфликт между тем, к чему он стремится, и самооценкой.
1 Головей, Рыбалко. Практикум по психологии.-М.: 1991, С. 119.
2 Головей, Рыбалко. Там же, С. 132.