СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От песни к спорту

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как музыка и песни влияют на молодое поколение?

Просмотр содержимого документа
«От песни к спорту»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя России

летчика-испытателя С. Рыбникова»










ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА









на тему: «От песни к спорту»

по физической культуре











Ученица 8 «А» класса

Симинихина Диана Дмитриевна

Руководитель: Ицкова

Виктория Викторовна













г. Воскресенск 2023



Содержание


Введение

  1. стр.

1. Влияние современной популярной музыки на подрастающее поколение

1.1. Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения

    1. Содержание современных песен

6 стр.


6 стр.

7 стр.

1.3. Манипуляции текстом над сознанием

  1. стр.

  1. Поиск и определение места песен о спорте в мире современных подростков

  1. стр.

2.1. Методика проведения исследования

2.2. Анализ результатов перового этапа – анкетирования

  1. стр.

14 стр.

2.3. Современные песни о спорте и песни прошлых лет. Второй этап исследования

  1. Как можно способствовать популярности песен о спорте?

  1. стр.


18 стр.

Выводы

19 стр.

Список литературы

21 стр.

Приложения




3

Введение

«Не знаю ничего прекраснее,

чем умение силою слова

приковывать к себе толпу слушателей,

привлекать их расположение,

направлять их волю куда хочешь,

отвращать ее откуда хочешь»

Цицерон


Как музыка и песни влияют на молодое поколение? Нынешнее поколение увлечено музыкой, как никогда. Более 80% детей начиная с возраста младших школьников каждый день слушают музыку. Музыка является страстью огромного количества молодежи, потому и влияние музыки, а с ней и песен на подростков велико. Внутри каждого из нас звучит музыка.

Еще древние философы обнаружили положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Они говорили, что музыка может разбудить богов. Платон утверждал, что музыка - это союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любою дисгармонию ума. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес, утверждая, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею. [6]

«Как слово наше отзовется?» (Ф.И. Тютчев). Это предложение имеет глубокий смысл. Слово играет важную роль в формировании сознания и мировоззрения, поступков.

Информацию человек получает различными способами. Мы в данной работе будем рассматривать один из возможных каналов восприятия – слух.

Песни - это информация, обличенная в звуковую волну. Звуковые волны — это не только слова песен, но и музыка, повседневный разговор, радио, телевидение.

4

В современном мире у молодежи произошла смена идеалов, изменение норм поведения: культ вредных привычек, ненормативной лексики, вседозволенности, поступков без ответственности. У подростков наблюдается ценностный упадок: происходят трудные, в то же время непоследовательные процессы, свидетельствующие и о пересмотре серии ценностей предыдущих поколений. В российском социуме получилось так, что старшие поколения прожили на основе одной системы моральных норм, правил и ценностей, а новое поколение застало общество в процессе утверждения новых ценностей. [10]. Данная тема актуальна, так как существуют проблемы в поведении современных подростков, их поступках, пристрастиях к вредным привычкам, отрицанию общественных норм, порядков, вседозволенности, склонности к агрессии, насилию и суициду. Это широко представлено в современных песнях. В это же время тема спорта или здорового образа жизни или отсутствует, или слабо развита, популярность на телевидении или радио отсутствует. Куда же могут привести за собой современные песни? Почему песни о спорте непопулярны сейчас?

Гипотеза. Существуют ли современные песни о спорте или о здоровом образе жизни? Пишут ли авторы песни такой направленности? Возможно, что таких песен нет, поэтому современные подростки их не слушают.

Цель исследования: найти и определить место современных песен о спорте и здоровом образе жизни в обществе и в жизни подростков, систематизировать песни о спорте.

Задачи исследования:

- определить идеалы современного поколения;

- проанализировать влияние содержания текста песен на формирование сознания и поведения подрастающего поколения;

- изучить и сравнить современные песни с песнями советского времени;

- найти песни о спорте, определить их место в мире популярной музыки.


5

- изучить с помощью анкетирования музыкальные предпочтения и ценностные ориентиры современных подростков, их отношение к

«спортивным» песням;

- оформить брошюру с песнями о спорте и здоровом образе жизни.

Предмет исследования: песни о спорте и о здоровом образе жизни.

Объект исследования: музыкальные предпочтения современных подростков.























6

  1. Влияние современной популярной музыки на подрастающее поколение

    1. . Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения

В настоящее время появляются многочисленные научные исследования, изучающее современное молодое поколение и его ценностные ориентиры. В современных условиях каждый человек, стараясь выжить и самоутвердиться, удовлетворяет собственные потребности. В иерархии ценностей возрастает роль «личной» нацеленности. Как в массовом сознании россиян, так и в структуре ценностных ориентаций молодежи снижается роль духовных приоритетов и возрастает интерес к потребительским и экономическим. [10] Преобладают агрессивные поведенческие стандарты, акцент на материальный достаток и незамедлительное удовлетворение социальных запросов. Всему этому способствует информация в средствах массовой информации и тенденции замены коллективизма, взаимопомощи на крайний индивидуализм.

Это поколение активных молодых людей - поколение - «Хай-тек». Как отмечает В.З. Шурбе: «Поколение хай-тек — это те, кого можно назвать англоязычным термином Digital Native — «цифровой человек», для которого мир высоких технологий — родная среда обитания». [13] Это поколение лишено социальности, необходимости в реальных отношениях, поскольку основным инструментом их коммуникации являются не духовные отношения, а цифровые.

У большой части подростков утрачены такие нравственно-психологические черты, как честность, вера в добро, в справедливость, стремление к правде, к позитивной реализации целей и интересов, готовность к подвигу, трудолюбие, любовь к людям.

А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются - «ты - мне, я - тебе», «успех - любой ценой».

7

1.2. Содержание современных песен.

В современных песнях слово утрачивает свое значение как лексическая единица и перестает нести какой-либо смысл. Авторы сегодняшних хитов используют слова для рифмы, не задумываются над значением этих слов. Общество даже не задумывается над смыслом слов популярных песен, отсутствием связи между предложениями. Мелодия доминирует над содержанием песен. В то время как текст является «зеркалом» изменений в обществе и языке.

Песня способна воздействовать на речевую культуру и формировать её. Так как наибольший интерес к современным песням проявляет подрастающее поколение, поэтому подростки в первую очередь оказываются под влиянием положительного и отрицательного потока информации, заложенного в данном языковом носителе.

Государство сейчас никак не вмешивается и не применяет цензуру в отношении текста песен. А это очень здорово влияет на психику, особенно на неокрепшую у детей и подростков. Большинство из них слушает то, что популярно и звучит из всех «утюгов». Это ли не пример следования за толпой и глупости человека? Неважно, есть ли смысл в современных песнях, для большинства подростков главное, что это модно и они в «теме». А популярные песни сейчас создаются ради материальных ценностей, раскручиваются на деньги продюсеров.

В советское время в популярных песнях не было мата, дискриминации, запретных тем. Если такие песни были, то они не проходили на ТВ или радио, потому что существовала жесткая цензура. В современном же мире среди молодежи существует мода на алкоголь, мат, кальяны и прочие прелести, которые являются нормой, и в современных песнях эти темы занимают лидирующие позиции.

Проблемой влияния современной музыки и современных песен на подрастающее поколение увлекалось большое число ученых. Они проводили

8

исследования по данному вопросу и выявили конкретные закономерности. Популярная современная песня способна как к созидательному действию, так и разрушить литературный язык. [12] Песенный текст погружает адресатов в некий нереальный мир, где происходит самопознание человеческой души и самовыражение.

Известный музыкант А.В. Пузырев говорил, что большая часть современных песен имеют разрушительный характер. Прослушивание современных текстов подростками предопределяет особенности его общения и поведения, уровень его духовных ценностей, критерии самооценки, мировоззренческий образ мира, осознанные представления личности о мире и о своем мире в нем.

Современные тексты состоят из легко узнаваемых подростками стереотипных, примитивных схем, очень близких их накопленному культурному опыту и уровню понимания. Они максимально быстро и без затруднений принимаются и запоминаются слушателями. Такой текст занимает одно из главных мест среди факторов, которые воздействуют на развивающуюся личность, влияет на речевую культуру, культуру мышления и поведения подростков.

Одной из главных угроз, по нашему мнению, является то, среди молодежи популярны тексты песен, которые содержат ненормативную лексику. Мы нашли в интернете много современных, но непопулярных песен про спорт. Но эти песни также содержат ненормативную лексику, пример асоциального поведения. Тексты современных песен пронизаны агрессией с преобладанием жаргонизмов и разговорных конструкций. Речь эвфемезируется с целью скрыть пошлый контекст. Установлено, что ныне существующий песенный текст является одним из сильнейших «загрязнителей» речевой культуры молодых носителей языка, формирующих негативные культурные и ценностные ориентиры у подростков.


9

Подростки, которым понятие безоговорочного авторитета сейчас вообще чуждо, повторяют ошибки в песнях не потому, что «так слышали», а из-за отсутствия логического контроля. Они могут и не помнить, что слышали, но эстрадный компонент, который внедрился в подсознание, будет иметь власть над ними.

Песня влияет на человеческое подсознание, его эмоциональный мир. С этим нельзя спорить. Когда все вокруг пританцовывают, радуются: повышается эмоциональный тонус, вера в себя – музыкальный контекст такого состояния становится естественной психологической доминантой личности. Подростки пытаются возвратиться в подобное состояние – и они снова слушают популярные эстрадные песни.

Еще в прошлые времена музыка использовалась для избавления от гнева и ярости, считали главным средством для воспитания гармоничной личности. Аристотель считал, что музыка должна приносить радость и удовлетворение. Утверждал, что она способна влиять на эстетическую сторону души, формируя личность. В наши дни любая музыка несет в себе аффект – рождает эмоции, ассоциации, побуждает к действию.

В настоящее время подростки стремятся к абсолютной свободе. К абсолютной свободе во всем: в жизни, в мыслях, в поступках. Они пытаются «сломать систему», считая, что если они будут слушать провокационную музыку, следовать за своим эталоном, подражать ему, то добьются своего!

Дети и подростки слушают тиктокеров и блогеров, которых раскручивают продюсеры, и неважно есть ли талант и знания или нет. Для них главная цель – это заработать побольше денег. А основной слой подрастающего поколения слушают их из-за прежде всего скандальной популярности, а также, чтобы не отставать от моды. Если ты в свои 13 включишь качественную музыку – товарищи засмеют тебя, а если у тебя играет новомодная песня с непонятным


10

для тебя смыслом, ты будешь самым модным и «крутым» во дворе! Это ценности 21 века.

Анализ показал, что в текстах песен наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов.

Возьмем для примера одного из самых популярных среди школьников блогера Влада Бумагу (Влада А4), который прославился своими видео на YouTube: смог на своём канале для детей набрать 40 миллионов подписчиков и более 14 миллиардов просмотров. Его ролики за сутки набирают по 10 миллионов просмотров. Всей это популярностью, деньгами он обязан подросткам. Вот строки из его песни, которые наполнены ошибками, разговорными словами:

Пять минут назад вошел я в школу дерзко
Увидел одноклассниц это просто мерзость
Пять минут назад сожрал сосиску в тесте
Пять минут назад я получил отметку
Всего пять минут спустя
Притворился, что мне плохо закружилась голова
Отпросился у училки, а она в ответ нельзя…
Я домой хотел покушать
Начал пузик мой гудеть!
А еще физ-ра ща будет и мне нечего надеть

Не прошло пяти минут - схватил я двойку!
Ведь нету справки, что я болен
Сплю с открытыми глазами
Мне учеба надоела
Хочу поиграть в майнкрафт
Нет звонка, не могу
Это было ровно пять минут назад
Препод что-то замутил!
К доске вызвал он меня!
Он дз хотел услышать
Я ступил и не сказал!
Ведь историю не знал!
Это было ровно сотню лет назад!
Каждый раз на столе
Засыпал, как и все

11

Но быстрее чем все
Но друзья подвели
И я проснулся как д*бил после звонка
После звонка, после звонка

В этой песне, как и во многих других современных и популярных среди молодежи, можно увидеть примитивизм текста, абсурдность, грамматические ошибки, наличие жаргонизмов, разговорных конструкций, агрессии, сквернословия.

Современные песенные тексты с их множеством ошибок, словами, в которых нет смысла, действуют сильно на неокрепшее сознание подростков. Это своего рода пикопрограммирование. «Массовый» слушатель воспринимает песни – как эталон. Речевая культура детей формируется в том числе и под воздействием современной эстрады.


1.3. Манипуляции текстом над сознанием

Существуют приемы, позволяющие создать программу-шаблон поведения. Например, повторяемость фраз для навязывания определенных мыслей, утверждение и норм поведения. «При этом виде манипуляции, за счет многократно повторенных фраз, манипулятор приучает объект манипуляций к какой-либо информации, которую собирается до него донести». [2]

Информация подается в виде готовых шаблонов, которые активно задействуют имеющиеся в подсознании стереотипы. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.

Французский психолог Гюстав Лебон говорил, что с помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любой информации практически без изменений откладываться в подсознании, а из подсознания. Через определённый промежуток времени, такая информация переходит в сознание. [1]


12

Всем известно состояние, когда текст песни невозможно выкинуть из головы. При этом она необязательно должна быть хорошей, правильной или даже нравится нам. Мы не можем ее выбросить из головы. Почему так бывает? Все дело в силе повторения, в силе его воздействия. Оно заставляет нас принимать и участвовать в песне. Даже в обычных ситуациях, которые не требуют прямого участия (например, прослушивание музыки в машине) люди все равно участвуют в процессе: от покачиваний головой в такт до напевания вслух.

Согласно мнению большинства психологов, неважно идет ли речь о фигурах, картинках или мелодиях, люди сообщают, что после неоднократного просмотра или прослушивания они им начинают нравиться все больше.

Хиты по радио во всем мире часто включают припев, который звучит несколько раз, и люди слушают эти песни многократно. По оценке музыковеда Дэвида Гурона более 90% времени, проведенного за прослушиванием музыки, люди фактически слышат отрывки, которые они уже слушали раньше.

Повторение в музыке и в песнях нацелено на то, чтобы сделать нюансированные, выразительные элементы звука и текстов более доступными и склонить человека к участию.

Психолог Карлос Перейра и его коллеги из Хельсинкского университета продемонстрировали, что наш мозг проявляет большую активность в своих эмоциональных областях, когда музыка, которую мы слушаем, знакома, независимо от того, нравится она нам на самом деле или нет [5].

Даже непроизвольное повторение, вопреки нашим собственным музыкальным предпочтениям, имеет силу. Вот почему музыка, которую мы ненавидим, но которую слышим снова и снова, может иногда невольно вовлекать нас.

Все то, что мы слышим, видим, чувствуем, записывается в память.

13

Одним из способов манипуляции над сознанием человека является

- повторяемость фраз или навязывание мыслей. При этом виде манипуляции, за счет многократно повторенных фраз, манипулятор приучает объект манипуляций к какой-либо информации, которую собирается до него донести. Подобный способ манипулирования достаточно прост. Необходимо всего лишь многократное повторение какой-либо информации, чтобы информация отложилась в памяти и в дальнейшем была использована. Текст – максимально простой, так как рассчитан на низко интеллектуальную публику.

Другой способ манипуляции - навязывание выбора. В этом случае манипулятор задает вопрос таким образом, что не оставляет объекту манипуляций возможности принятия иного выбора, нежели чем тот, который озвучен манипулятором.

Если подростки изо дня в день слушают об аморальном поведении, вредных привычках, постоянно находятся в мире ненормативной лексики и выступления против общих моральных ценностей, вряд ли это их подстегнет к занятиям физической культурой и спортом.

По данным исследователей песенный жанр оказывают мощное манипулятивное воздействие, фактически в иных случаях формируя сознание индивида и масс, моделируя поведение. В итоге это оказывает воздействие на жизненный путь индивида в целом и на выбор какого-то отдельного отрезка этого пути. [4]

Песни поп-жанра почти целиком есть результат манипулятивного воздействия на психику масс со стороны продюсеров. При объединении в массы эффект подобного воздействия многократно усиливается.






14

  1. Поиск и определение места песен о спорте в мире современных подростков

2.1. Методика проведения исследования

Исследовательская часть нашей работы состояла из двух этапов.

На первом этапе нам предстояло:

- составить анкету,

- провести анкетирование;

- проанализировать результаты анкет.

На втором этапе мы:

- занимались поиском «спортивных» песен с помощью интернет ресурсов;

-их систематизация;

- составление брошюры.

На первом этапе нам необходимо было составить анкету для того, чтобы выяснить музыкальные предпочтения подростков, их мнение о современных песнях, исполнителях, интерес к «спортивным» песням. (Приложение 1)

В опросе участвовало 40 учащихся МОУ «СОШ им. Героя России летчика-испытателя С. Рыбникова» в возрасте от 14 до 17 лет. Анкета содержала 13 вопросов. Анкетирование проводилось в школе, чтобы избежать неверных результатов, используя помощь внешних источников, анонимно.

2.2. Анализ результатов перового этапа – анкетирования.

Результаты анкетирования мы представили в виде круговых диаграмм. По результатам анкетирования видно, что современные подростки слушают песни современных исполнителей. Лишь 4 из 40 опрошенных слушают только зарубежную музыку. Текст песен важен практически для всех слушателей.

Из 36 учащихся, которые посещали спортивные или спортивно-оздоровительные мероприятия, почти половина не слышали там песен с текстом о спорте. По собственным наблюдениям и благодаря беседе с


15

подростками, среди наиболее часто встречающихся на мероприятиях песен мы можем отметить: "We Will Rock You", "We Are The Champions" Queen, «Катюша», "Wonderwall" Oasis, «Знаешь ли ты» Максим, Survivor – Eye of the Tiger, группа «Ленинград» WWW, Bon Jovi «Its my life», «Калинка-малинка», «Трус не играет в хоккей», Scooter «Fire», песни Хабиба, «Moscow Calling» Gorky Park, «I was made for lovin U» Kiss. Как мы видим песен о спорте звучит не так много даже на спортивных мероприятиях

Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть опрошенных (32 учащихся) затруднились назвать современные песни о спорте, в то время как советские песни о спорте слышали почти все опрошенные (35 учащихся).

При этом нельзя не отметить, что песни, в которых присутствуют вредные привычки, ненормативная лексика, нарушение общественных норм знают большинство опрошенных (37 из 40 учащихся). Только у одного респондента в плейлисте есть песня о спорте или о здоровом образе жизни, а вот у 32 учащихся имеется песня о вредных привычках или с ненормативной лексикой.

Несмотря на это большая часть учащихся (26 человек) помимо уроков в школе занимается физической культурой и спортом, но только 10 из них зачислены в спортивные школы и клубы. Причины того, что учащиеся не занимаются спортом: лень, нет времени.

По итогам анкетирования можно сделать вывод о том, что подростки все-таки знают, как советские, так и современные песни о спорте. Большему количеству знакомы советские песни о спорте. У многих возникло затруднение назвать именно современные песни о спорте. Почти все опрошенные нами учащиеся знают и слушают песни с ненормативной лексикой, песни, где пропагандируют уход от общественных норм и правил поведения, быть свободным и раскованным. Опрошенные ученики согласны с тем, что песни мотивируют их на дальнейшую деятельность. Это заставляет задуматься о том, что мы на самом деле слушаем и куда нас это приведет.

16

Песни о спорте отсутствуют в плейлистах учащихся. Лишь один опрошенный отметил наличие данной песни в списке своих песен. В то время как песни о вредных привычках, о нарушении общественных норм присутствуют в списке любимых и часто слушаемых песен у большинства опрошенных. А как, считают опрошенные, тексты песен важны для них и мотивирует на деятельность.

К наиболее значимым словам из песен учащиеся нашей школы выделили следующие строки:

«Жить не запретишь…»,

«Мы вроде бы, непохожие, но сердца долбили в такт…»,

«Любовь – это искусство…»,

«Это классика, но это классно…»,

«Вместе – смело, солнце светит нам в зените…»,

«Равнодушие, пунктир, ты и я…»,

«Псу – конура, волку –свобода, и никак иначе»,

«Мой огонь не потух, он внутри…»,

«Любите девушки простых романтиков…» и другие.

Все это подтверждает тот факт, что современные песни о спорте не на слуху о подростков и молодежи. Они их не слышали и не знают, хотя песни о спорте прошлых лет слышали.

2.3. Современные песни о спорте и песни прошлых лет.

Вторым этапом практической части работы был поиск и систематизация песен о спорте, о здоровом образе жизни. Перед нами стоял вопрос: существуют

ли, главным образом, современные песни о спорте, потому что этот вопрос затруднил учащихся нашей школы. Надо отметить, что много песен со спортивными названиями либо не соответствуют названию песни, либо содержат ненормативную лексику.

В результате поиска песен, мы подготовили брошюру «Спорт и физкультура в песнях».

17

В первой части у нас содержатся песни советского времени, многие из которых знакомы современным подросткам. Во второй

части содержатся современные песни (песни, которые не используют ненормативную лексику и которые мы рекомендовали к прослушиванию).

Мы проанализировали спортивные песни советского времени. В основном были написаны Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Одни песни были написаны по заказу оргкомитетов, другие - под влиянием побед советских спортсменов. Много песен было написано Владимиром Высоцким.

В результате поиска с помощью интернет ресурсов, нами было установлено, что современные песни о спорте тоже существуют. Много песен принадлежит клоуну Плюху. Его песни про многие виды спорта: легкую атлетику, плавание, шахматы, бадминтон, футбол, борьбу, хоккей, фехтование, бобслей и др. Клоун Плюх – это Юрий Кудинов, клоун – игровик. Его песни можно услышать не так часто на детских ТВ и радио каналах. Мы наши 25 песен данного автора, композитора и исполнителя.

В брошюре представлены песни других авторов. А также ссылки на эти песни в интернете.












18

3. Как можно способствовать популярности песен о спорте?

Несмотря на непопулярность песен о спорте, физической культуре и здоровом образе жизни, в сети интернет находится большое количество современных песен о спорте. Они не раскручены, большинство из них мы услышали впервые. Тем не менее их пишут, и они существуют. Мы не можем утверждать, что, если современные подростки будут слушать песни о спорте, все начнут им заниматься. Нет. Возможно, они будут меньше слышать песни о нездоровом образе жизни, возможно, кто-то и захочет себя попробовать в спорте. Такие песни войдут в их сознание, подсознание, они найдут себе строчки, которые будут их мотивировать на полезную деятельность, вдохновлять, воодушевлять на преодоление трудностей, дружбу и патриотизм, гордость за свою страну, за героев страны. Чтобы это доказать необходима более продолжительная исследовательская работа.

Мы собрали песни о спорте советского времени и песни настоящего времени в брошюру. Мы можем рекомендовать эти песни к прослушиванию.

Как увеличить популярность таких песен? Прежде всего. Это должно быть на государственном уровне, так как для раскручивания этих песен нужны материальные затраты, эти песни должны звучать на официальных мероприятиях.

В свою очередь, мы можем их использовать во время проведения спортивно-массовых мероприятий, конкурсов, на уроках музыки, при театрализованных постановках (например, инсценировка спортивной песни), на уроках по различным предметам, разбирая содержание песен, историю их создания., во время физкультминуток, на уроках физкультуры.




19

Выводы.

В ходе работы мы изучили влияние современной музыки на подрастающее поколение. Главной угрозой в современных песнях является содержание ненормативной лексики, употребление вредных привычек, сквернословие, слова речевой агрессии, наличие жаргонизмов, разговорных конструкций. Современный песенный текст является одним из сильнейших загрязнителей речевой культуры молодых носителей языка, формирующих так же негативные культурные и ценностные ориентиры у подростков. Тем самым молодое поколение черпает сквернословие из культурной среды, тем самым занижает свой личный статус. Как и в песнях подростков присутствует вседозволенность, так и в их поведении наблюдается свобода в поступках и словах. Молодежь слушает то, что модно.

Пропаганда алкоголя и других запрещенных веществ приводит к их употреблению, из-за чего людям не остается времени на спорт и в целом на жизнь. Запрещенные вещества зачастую дешевле спортивного инвентаря, очевидно, что слабый выберет гибель, а сильный пойдет по пути здорового образа жизни.

Повторяемость фраз о недопустимом поведении подталкивает молодежь к этим самым действиям, поскольку они постоянно слушают об этом. Эти действия, иногда в противовес с законом, входят в норму в сознании подростков.

В настоящее время такие «грязные» песни звучат повсеместно, потому что отсутствует цензура со стороны государства, в отличие от песен советского времени, где был важен текст песен.

Современные тексты состоят из легко узнаваемых подростками стереотипных, примитивных схем, очень близких их накопленному культурному опыту и уровню понимания. Современные песни о спорте создаются, но они не знакомы и не популярны среди подростков. Они их не слушают. В то же время песни с ненормативной лексикой, вредными

20

привычками присутствуют в привычках молодежи. Невозможно воспитать здоровое подрастающее поколение, если они будут постоянно слушать песни о вредных привычках и неправильных поступках, нарушающих законы. Содержание песен влияет на привычки и поведение людей.

Надеемся, что наша брошюра «Спорт и физкультура в песнях» окажется интересной и полезной. А песни со спортивной тематикой хоть кого-то приведут к соблюдению здорового образа жизни, физической культуре.





















21

Список литературы

  1. http://aietsher.narod.ru/masscult_1.htm

  2. https://babysongs.ru/articles/biografiya-kloun-plyuh

  3. https://daily.afisha.ru/relationship/20405-kak-rabotayut-privychki-i-pochemu-u-nas-ne-poluchaetsya-ih-izmenit-obyasnyaet-neyrobiolog/

  4. https://tehnowar.ru/114355-psihologicheskie-priemy-manipulirovanija-psihicheskim-soznaniem.html

  5. https://science.theoryandpractice.ru/posts/19033-na-povtore-pochemu-my-slushaem-lyubimuyu-muzyku-snova-i-snova

  6. https://школасегодня.рф/articles/8051

  7. Влияние современной музыки на человека, приводящего к аутодеструктивному поведению — NovaInfo 126

  8. Исхакова,Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи. / Н.Р. Исхакова. – М.: Социс. – 2006. – С.35 – 37.

  9. Мухиная, В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студ. психолого-педагог. фактов вузов. – М., 1998. – С. 429.

  10. Плужникова, Н. Н. Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения / Н. Н. Плужникова, В. А. Корсунова. // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 520-521.

  11. Полежаева, А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2010.

  12. Полежаева, А.Н. Проблемы современного песенного текста, Иваново, -2011

  13. Ткаченко, И.Н. Проблемы формирования системы морально-нравственных ценностей у современной российской молодежи. / Ткаченко И.Н., Берсунькаева З.В. // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 518-519.


Приложение 1

Анкета

  1. Слушаете ли вы современные российские песни?

  2. Важен ли для вас текст песен?

  3. Посещали ли вы спортивные или спортивно-оздоровительные мероприятия?

  4. Если посещали, то приходилось ли вам слышать песни о спорте на спортивных мероприятиях, концертах, спортивно-массовых мероприятиях?

  5. Знаете ли вы современные российские песни о спорте или здоровом образе жизни?

  6. Знаете ли вы советские песни о спорте или здоровом образе жизни?

  7. Знаете ли вы современные песни, где пропагандируются вредные привычки, насилие, суицид, неподчинение общим правилам и нормам общества.

  8. Есть ли хоть одна песня о здоровом образе жизни, спорте в вашем плейлисте?

  9. Есть ли хоть одна песня о вредных привычках, агрессии, недовольстве жизнью, тексты с ненормативной лексикой в вашем плейлисте?

  10. Вспомните наиболее значимые для вас слова, словосочетания, предложения из песен.

  11. Можно ли утверждать, что смысл слов песни мотивируют вас на деятельность? Вы хотите подражать исполнителю?

  12. Занимаетесь ли вы спортом и физкультурой (помимо уроков) и почему?

  13. Зачислены ли вы в спортивную школу, клуб?







Приложение 2

Результаты анкетирования

  1. Слушаете ли вы современные российские песни

  1. Важен ли для вас текст песен?

  1. Посещали ли вы спортивные или спортивно-оздоровительные мероприятия?




  1. Если посещали, то приходилось ли вам слышать песни о спорте на спортивных мероприятиях, концертах, спортивно-массовых мероприятиях?

  1. Знаете ли вы современные российские песни о спорте или здоровом образе жизни?

  1. Слышали ли вы советские песни о спорте или здоровом образе жизни?

  1. Знаете ли вы современные песни, где пропагандируются вредные привычки, насилие, суицид, неподчинение общим правилам и нормам общества.

  1. Есть ли хоть одна песня о здоровом образе жизни, спорте в вашем плейлисте?

  1. Есть ли хоть одна песня о вредных привычках, агрессии, недовольстве жизнью, тексты с ненормативной лексикой в вашем плейлисте?

11. Можно ли утверждать, что смысл слов песни мотивируют вас на деятельность? Вы хотите подражать исполнителю?

  1. Занимаетесь ли вы спортом и физкультурой (помимо уроков) и почему?

  1. Зачислены ли вы в спортивную школу, клуб?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!