СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От обучения чтению к чтению для обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

•       В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. В презентации автор попыталась раскрыть понятие стратегии смыслового чтения, представлены условия для организации эффективного обучения чтению, приемы работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«От обучения чтению к чтению для обучения»

От обучения чтению к чтению для обучения Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10» г. Нижняя Салда Свердловской области

От обучения чтению к чтению для обучения

Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10» г. Нижняя Салда Свердловской области

 Что понимается под читательской грамотностью на международном уровне?     Читательская грамотность – способность человека  понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, участвовать в социальной жизни

Что понимается под читательской грамотностью на международном уровне?  

Читательская грамотность –

способность человека  понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, участвовать в социальной жизни

   Какие читательские умения проверяются в международных исследованиях?  

Какие читательские умения проверяются в международных исследованиях?  

 ФГОС   В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

ФГОС

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

ФГОС

ФГОС

  Стратегии смыслового чтения и работа с текстом    оценка информации преобразование и интерпретация информации поиск информации и понимание прочитанного

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

оценка информации

преобразование и интерпретация информации

поиск информации и понимание прочитанного

 Поиск информации и понимание прочитанного     определять главную тему, общую цель или назначение текста формулировать тезис, выражающий общий смысл текста выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей

Поиск информации и понимание прочитанного  

определять главную тему, общую цель или назначение текста

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей

   Преобразование и интерпретация информации    структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера

  Преобразование и интерпретация информации

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы

интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера

находить доводы в защиту своей точки зрения откликаться на форму текста; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; откликаться на содержание текста:    Оценка информации   высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

находить доводы в защиту своей точки зрения откликаться на форму текста;

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

откликаться на содержание текста:

  Оценка информации

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

 Из отчётов по ЕГЭ: История     Анализ исторического источника сводится к пересказу текста или подменяется цитированием, часто вырванным из контекста. Участники ЕГЭ не видят разницы в подходах к выполнению заданий к тексту. Задание С2 выполняется по тексту, нужно привести авторскую интерпретацию, а ответ на задание С3 невозможно найти в тексте и нужно привлекать дополнительные контекстные исторические знания. Учащиеся, отвечая на С2 приводят собственную аргументацию вместо авторской, а отвечая на С3- цитируют целые абзацы из текста.

Из отчётов по ЕГЭ: История  

Анализ исторического источника сводится к пересказу текста или подменяется цитированием, часто вырванным из контекста.

Участники ЕГЭ не видят разницы в подходах к выполнению заданий к тексту. Задание С2 выполняется по тексту, нужно привести авторскую интерпретацию, а ответ на задание С3 невозможно найти в тексте и нужно привлекать дополнительные контекстные исторические знания. Учащиеся, отвечая на С2 приводят собственную аргументацию вместо авторской, а отвечая на С3- цитируют целые абзацы из текста.

 УСЛОВИЯ для организации  эффективного обучения чтению   мотивация современные образовательные технологии организация проблемных и поисковых ситуаций осмысление выполнение типовых заданий освоение приемов осмысления текста

УСЛОВИЯ для организации эффективного обучения чтению

мотивация

современные образовательные технологии

организация проблемных и поисковых ситуаций

осмысление

выполнение типовых заданий

освоение приемов осмысления текста

Кластер Фишбоун Синквейн Ромашка Блума  Некоторые приемы работы с текстом

Кластер

Фишбоун

Синквейн

Ромашка Блума

Некоторые приемы работы с текстом

Кластер Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.      Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.

Кластер

  • Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

  • Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
  Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе   люди страна школа ОБЩЕСТВО класс народ  армия

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе

люди

страна

школа

ОБЩЕСТВО

класс

народ

армия

Фишбоун

Фишбоун

Пример фишбоуна

Пример фишбоуна

 Синквейн – творческая форма рефлексии   1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). 3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). 4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). 5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Россия Многоликая, огромная  Живи, расти, процветай Я люблю тебя всегда Родина

Синквейн – творческая форма рефлексии

  • 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • 2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
  • 3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • 4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • 5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
  • Россия
  • Многоликая, огромная
  • Живи, расти, процветай
  • Я люблю тебя всегда
  • Родина
 Ромашка Блума – ромашка вопросов    Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Ромашка Блума – ромашка вопросов

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Источники Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М.. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии)/Под ред. И.А.Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005 Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. Материалы «ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» . Сайт http://www.centeroko.ru/ . Информация о результатах PIRLS и PISA. Рутковская Елена Лазаревна. Особенности формирования смыслового чтения на уроках обществознания в основной школе. Вебинар Издательства «Просвещение»

Источники

  • Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М.. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии)/Под ред. И.А.Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005
  • Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.
  • Материалы «ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» . Сайт http://www.centeroko.ru/ . Информация о результатах PIRLS и PISA.
  • Рутковская Елена Лазаревна. Особенности формирования смыслового чтения на уроках обществознания в основной школе. Вебинар Издательства «Просвещение»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!