От обучения чтению к чтению для обучения
Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10» г. Нижняя Салда Свердловской области
Что понимается под читательской грамотностью на международном уровне?
Читательская грамотность –
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, участвовать в социальной жизни
Какие читательские умения проверяются в международных исследованиях?
ФГОС
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
ФГОС
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
оценка информации
преобразование и интерпретация информации
поиск информации и понимание прочитанного
Поиск информации и понимание прочитанного
определять главную тему, общую цель или назначение текста
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей
Преобразование и интерпретация информации
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
находить доводы в защиту своей точки зрения откликаться на форму текста;
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
откликаться на содержание текста:
Оценка информации
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)
Из отчётов по ЕГЭ: История
Анализ исторического источника сводится к пересказу текста или подменяется цитированием, часто вырванным из контекста.
Участники ЕГЭ не видят разницы в подходах к выполнению заданий к тексту. Задание С2 выполняется по тексту, нужно привести авторскую интерпретацию, а ответ на задание С3 невозможно найти в тексте и нужно привлекать дополнительные контекстные исторические знания. Учащиеся, отвечая на С2 приводят собственную аргументацию вместо авторской, а отвечая на С3- цитируют целые абзацы из текста.
УСЛОВИЯ для организации эффективного обучения чтению
мотивация
современные образовательные технологии
организация проблемных и поисковых ситуаций
осмысление
выполнение типовых заданий
освоение приемов осмысления текста
Кластер
Фишбоун
Синквейн
Ромашка Блума
Некоторые приемы работы с текстом
Кластер
- Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
- Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе
люди
страна
школа
ОБЩЕСТВО
класс
народ
армия
Фишбоун
Пример фишбоуна
Синквейн – творческая форма рефлексии
- 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- 2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
- 3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
- 4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
- 5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
- Россия
- Многоликая, огромная
- Живи, расти, процветай
- Я люблю тебя всегда
- Родина
Ромашка Блума – ромашка вопросов
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Источники
- Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М.. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии)/Под ред. И.А.Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.
- Материалы «ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» . Сайт http://www.centeroko.ru/ . Информация о результатах PIRLS и PISA.
- Рутковская Елена Лазаревна. Особенности формирования смыслового чтения на уроках обществознания в основной школе. Вебинар Издательства «Просвещение»