СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности внеклассной работы по истории в современной сельской школе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа по истории актуализирует исторические факты любой эпохи, требуя исторические знания и умения, приобретенные в школьном курсе истории. Также предлагает неограниченную творческую и поисково- исследовательскую деятельность. Возможности  внеклассной работы намного шире, так как она включает элементы  субдисциплин.  Внеклассная работа создает возможность для формирования у учащихся убеждений нравственного характера. Здесь невозможно «автоматическое» превращение знаний в убеждения на основе простого изучения предмета. Необходима сложная система работы учителя. Одного обучения недостаточно, и обучение не достигает цели до тех пор, пока учитель не «вводит в бой» весь арсенал педагогических средств, направленных на превращение знаний в убеждения, в мотив поведения, глубоко осознанный и ставший «внутренним» руководством к действию. Знания становятся активной силой, когда в них заинтересованы, когда они добываются ценой собственных усилий.

Просмотр содержимого документа
«Особенности внеклассной работы по истории в современной сельской школе.»

   Министерство образования республики Саха (Якутия)  МКУ «Управление образования МО «Намский улус»»  МБОУ «Кобяконская СОШ»         Особенности внеклассной работы по истории  в современной сельской школе.                           Выполнила: Бочкарева –Жиркова Л.Е,  Учитель истории, обществознания   

  Министерство образования республики Саха (Якутия) МКУ «Управление образования МО «Намский улус»» МБОУ «Кобяконская СОШ»    Особенности внеклассной работы по истории в современной сельской школе.                 Выполнила: Бочкарева –Жиркова Л.Е, Учитель истории, обществознания  

 Актуальность темы: Внеклассная работа по истории актуализирует исторические факты любой эпохи, требуя исторические знания и умения, приобретенные в школьном курсе истории. Также предлагает неограниченную творческую и поисково- исследовательскую деятельность. Возможности внеклассной работы намного шире, так как она включает элементы субдисциплин. Внеклассная работа создает возможность для формирования у учащихся убеждений нравственного характера. Здесь невозможно «автоматическое» превращение знаний в убеждения на основе простого изучения предмета. Необходима сложная система работы учителя. Одного обучения недостаточно, и обучение не достигает цели до тех пор, пока учитель не «вводит в бой» весь арсенал педагогических средств, направленных на превращение знаний в убеждения, в мотив поведения, глубоко осознанный и ставший «внутренним» руководством к действию. Знания становятся активной силой, когда в них заинтересованы, когда они добываются ценой собственных усилий.

Актуальность темы:

Внеклассная работа по истории актуализирует исторические факты любой эпохи, требуя исторические знания и умения, приобретенные в школьном курсе истории. Также предлагает неограниченную творческую и поисково- исследовательскую деятельность. Возможности внеклассной работы намного шире, так как она включает элементы субдисциплин. Внеклассная работа создает возможность для формирования у учащихся убеждений нравственного характера. Здесь невозможно «автоматическое» превращение знаний в убеждения на основе простого изучения предмета. Необходима сложная система работы учителя. Одного обучения недостаточно, и обучение не достигает цели до тех пор, пока учитель не «вводит в бой» весь арсенал педагогических средств, направленных на превращение знаний в убеждения, в мотив поведения, глубоко осознанный и ставший «внутренним» руководством к действию. Знания становятся активной силой, когда в них заинтересованы, когда они добываются ценой собственных усилий.

Цель и задачи работы: Раскрытие особенностей внеклассной работы по истории в современной сельской школе и собственного педагогического опыта работы. Исходя, из поднятой проблемы ставятся следующие задачи: Раскрыть особенности внеклассной работы по новым стандартам; Распространение работы по данному направлению; Актуализация интеллектуально - творческих способностей педагога;

Цель и задачи работы: Раскрытие особенностей внеклассной работы по истории в современной сельской школе и собственного педагогического опыта работы. Исходя, из поднятой проблемы ставятся следующие задачи:

  • Раскрыть особенности внеклассной работы по новым стандартам;
  • Распространение работы по данному направлению;
  • Актуализация интеллектуально - творческих способностей педагога;
Новизна и практическая значимость : Новизна работы заключается в подходе к раскрытию поднятой темы. В единстве с учебной работой внеклассная работа по истории дополняет политические, экономические и социальные аспекты, доминирующие в содержании учебного предмета, различными уровнями социокультурной истории. Практическая значимость лежит в раскрытии особенностей внеклассной работы по новым стандартам. Таким образом, данную работу можно использовать в своей деятельности, ориентироваться по поднятой проблеме, рекомендовать, как основу современных требований во внеклассной работе.

Новизна и практическая значимость : Новизна работы заключается в подходе к раскрытию поднятой темы. В единстве с учебной работой внеклассная работа по истории дополняет политические, экономические и социальные аспекты, доминирующие в содержании учебного предмета, различными уровнями социокультурной истории.

Практическая значимость лежит в раскрытии особенностей внеклассной работы по новым стандартам. Таким образом, данную работу можно использовать в своей деятельности, ориентироваться по поднятой проблеме, рекомендовать, как основу современных требований во внеклассной работе.

1.1. Внеклассная работа по истории в МБОУ «Кобяконская СОШ».

В методике обучения истории сформулированы признаки, отличающие внеурочную деятельность от урочной:

- занятия историей вне рамок и требований школьного расписания;

-добровольный характер участия школьников;

- свобода в выборе содержания, источников и форм работы;

-использование игровых видов познавательной деятельности;

-самостоятельность учащихся;

Педагогическая целесообразность внеклассной работы объясняется тем, что учениками

эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в

результате самостоятельного исследовательского, творческого поиска .

Кобяконская средняя школа входит в число малокомплектных школ, поэтому охват

участников во внеклассной работе по истории бывает 100%, в целом преобладает массовая

форма работы. С учащимися, которые выбрали историю и обществознание проводится

индивидуальная внеклассная работа. Внеклассная работа по истории в школе

организована и систематизирована в соответствии со статусом принадлежности к

территории, прежде всего на этнокультурной самоидентификации. То есть преобладает

краеведческая работа. В начальных классах учителя работают над проектами «Моя

родословная», «История моей семьи», «История одной фотографии» , «Моя Родина

Якутия» , «Наш семейный альбом» , «Игры наших дедушек и бабушек», «Сказки моего

народа». В среднем и старших звеньях школы данные проекты по форме и содержанию

усложняются, изменяются.

Я, как учитель истории, обществознания во внеклассной работе по истории стараюсь охватить все аспекты содержания исторического образования:

1. Локальные аспекты отражают прошлое и настоящее историко-культурного пространства

малой родины. Это пространство охвачено историческим краеведением и обусловливает

педагогические эффекты, как установление связи между прошлым и настоящим, также

в убеждении в значимости каждой человеческой жизни и персонифицировании событий

прошлого;

2. Региональный аспект содержания отражает историко-культурное своеобразие

территории или совокупности регионов с общими природно- климатическими, социально-

экономическими условиями и историко-культурными связями внутри одной страны (Восточная Сибирь).

Региональное пространство внеклассной работы по истории на первый план выносит

ценности культурного многообразия, гражданской солидарности, патриотизма,

толерантности, межкультурного диалога и сотрудничества;

3. Национальное (общероссийское) пространство внеклассной работы представлено

в проектах общероссийского масштаба, также в мероприятиях, организованных в школе,

улусе, городе, если темы интегрируются в контекст отечественной истории. Масштаб этих

мероприятий обогащает историко-культурный образ России;

4. Пространство всемирной истории вмещает весь земной шар. Международные проекты

имеют гуманистически ценные перспективы. Перечисленные четыре пространства

внеклассной работы по истории не только расширяют круг тем и сюжетов, но и заставляют

педагогов серьезно относиться к выбору и использованию информационных источников.

За проработанные мною годы, мои ученики участвовали и участвуют во всех проектах, в рамках

данных 4 пространствах внеклассной работы:

1. Локальные аспекты отражены во всех краеведческих исследованиях, начиная со

школьных проектов до республиканских.

а) школьные проекты «Наследие олонхосутов Кобяконского наслега»,«Майские чтения», посвященные жизни и творчеству поэта В.Майского;

б) улусные проекты «Аммосовские чтения», «Винокуровские чтения», «Талланские чтения», «Тыа сирэ инники кэскилэ», «Замятинские чтения», «Ушницкие чтения»;

в) региональные проекты «Виноградовские чтения», «Лугиновские чтения», «Ксенофонтовские чтения»;

г) республиканские «Рождественские чтения», «Ксенофонтовские чтения», «Мэнэ ааттар»,

«Тюркский мир», «Коркинские чтения» и другие;

2. Региональный аспект содержания содержится в проектах «История Сибири», «История моей семьи в 60-90 годы», «Шадринские чтения», проводимые ТГУ;

3. Национальное (общероссийское) пространство внеклассной работы представлено в проектах общероссийского масштаба: «Я гражданин», «Будущий дипломат», «Умники и умницы», «История моей семьи в ВОВ», «Тематические олимпиады», «Знатоки обществознания, истории», «Шаг в будущее»;

4. Международные проекты: «Золотое руно», «Тюркский мир», «Знатоки истории»,«Калейдоскоп всемирной истории»;

История во всем ее масштабе предлагает оригинальные темы и площадки для творческой и поисково-исследовательской деятельности, преодолевая границы соседних государств.

В современной школе преобладают установки на интегральном междисциплинарном подходе к изучению общества. В этом аспекте возможности внеклассной работы неограниченны, чем учебной. В содержание и формы организации внеклассной работы можно включать элементы таких субдисциплин, как «История женщин», «История детей и детства», «История политических партий России», «История женского движения» и т.п.

Движение нашего общества вперед предъявляет возросшие требования к подготовке подрастающего поколения, а поток научных информационных знаний нарастает. Задача внеклассной работы по истории заключается в стремлении развивать три ключевые компетенции учащихся: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Все более полное признание получает творческая, поисковая, научно-исследовательская деятельность учащихся.

2.2.Основные направления внеклассной работы по истории.

В результате многолетней практической работы и теоретических обобщений были

классифицированы такие направления внеклассной работы по истории:

1. военно-патриотические;

2.краеведческие;

3. экскурсионные;

4. научно-исследовательские;

Данные направления осуществляются и в нашей школе . Военно-патриотическое направление реализуется в эпизодических мероприятиях: «Встреча с ветеранами ВОВ и тыла», классные часы «Памятные исторические даты», инсценировки, спектакли, посвященные к знаменательным датам. Систематически работают кружкипо краеведческому направлению : «Краеведение», «Дьеьегей», «Холумтан», «Удьурхай».

Экскурсионное направление придерживается работа полевых экспедиций в весеннее и

осеннее время. В 2012-2013 году наши ученики Саввинов Коля, Жирков Сеня, Охлопковы

Костя и Асфет обнаружили палеонтологические находки, впоследствии эксперты доказали,

что кости принадлежат к мамонту, к шерстистому носорогу, лошади, бизону. Таким

образом, мы нашли всю мамонтовую фауну Якутии в нашем наслеге.

В последнее время, более массовой становится работа по научно -исследовательскому

направлению.

Значимой для старшеклассников является учебно – исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Способствует  формированию исследовательских навыков  старшеклассников  работа исторического кружка « Краевед».

Особенности внеклассной работы по истории в условиях современного информационного общества заключаются в ее ценностно -целевых приоритетах: 1. Предметные результаты -способность применять исторические знания для анализа новой исторической информации, поиска и изучения новых объектов и сюжетов прошлого; 2.Метапредметные результаты - умение проблематизировать учебную, познавательную ситуацию, адекватно оценивать причины успехов и неудач, коммуникативные умения, способствующие диалогу культур и поколений, работе в проектных группах. 3. Личностные результаты- гуманистическая личностная система ценностей, восприятие культурного многообразия современного мира;

Особенности внеклассной работы по истории в условиях современного информационного общества заключаются в ее ценностно -целевых приоритетах:

1. Предметные результаты -способность применять исторические знания для анализа новой исторической информации, поиска и изучения новых объектов и сюжетов прошлого;

2.Метапредметные результаты - умение проблематизировать учебную, познавательную ситуацию, адекватно оценивать причины успехов и неудач, коммуникативные умения, способствующие диалогу культур и поколений, работе в проектных группах.

3. Личностные результаты- гуманистическая личностная система ценностей, восприятие культурного многообразия современного мира;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!