СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности физического и психического развития в младшем школьном возрасте. (Материал для родительского собрания)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены показатели физического и психического развития детей младшего школьного возраста и их особенности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности физического и психического развития в младшем школьном возрасте. (Материал для родительского собрания)»

Особенности физического и психического развития в младшем школьном возрасте.

Физическое развитие.

Физическое развитие (основные показатели физического развития -рост и масса тела) -это то, что наглядно

показывает динамику возрастных изменений. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человечек с большим туловищем превращается к 6-7 годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку, у которых за этот период значительно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы и туловища становится почти таким же, как у взрослых. Это свидетельствует об определенном этапе созревания организма.

У детей 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.

Не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат

ребенка испытывает большие нагрузки, когда (в период учебы)

приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу,

сразу становится ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. У детей 6-7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.д.

В этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат на письме в классе жалобы: «Болит рука», «Рука устала».Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность совершения движений по сигналу.

При выполнении графических движений у детей этого возраста

основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не

просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им провести даже несколько параллельных линий, еще труднее на глаз определить наклон, величину букв. Поэтому легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.

В этот период еще не завершены процессы развития и

преобразования систем дыхания и эндокринной системы, то есть организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в этом возрасте, а другие процессы и системы сформируются несколько позже. Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно

хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной

системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости,

низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой

успеваемости. Кроме того, наиболее тяжелыми для растущего организма являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания: конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека.

Психические особенности.

В дошкольном детстве в основном

завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения. Развивается звуковая сторона речи. Младшие школьники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас. Здесь

важны индивидуальные различия: у одних детей словарный запас

оказывается больше, у других -меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д. Владение связной монологической речью -сначала устной, затем письменной -особенно важно в процессе овладения учебной деятельностью. Связная монологическая речь - это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений. Это -текст в широком понимании (независимо от того, записано высказывание или только произнесено), поэтому монологическая речь строится по законам литературного, а не разговорного языка. Развернутое монологическое высказывание требует от ребенка большей произвольности, осознанности, нежели диалог. Для детей наиболее простой формой монолога является пересказ сюжетного рассказа.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным,

анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Большое влияние на развитие восприятия в это время оказывает речь. Ребенок начинает активно использовать название качеств. Он способен называть и выделять для себя качества и свойства предметов и явлений, отделять их друг от друга и понимать реальные отношения между ними. К концу младшего школьного возраста восприятие становится синтезирующим. Это создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Мышление. Общая линия развития мышления -переход от наглядно –действенного к наглядно-образному и в конце периода -к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел

взрослой логики рассуждений. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта. Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их соотнесение с реальностью, а затем -контроль за решением.

К концу дошкольного детства образное мышление детей не является

сугубо конкретным и ситуативным. Ребенок способен не только

представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это особый вид мышления, который выражается в том, что ребенок понимает и успешно использует различные схематические изображения предмета (план, макет, простейший чертеж). Дети начинают понимать и условные изображения значительно более абстрактных взаимосвязей: отношений между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами и т.д. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядно-условные отображения основных закономерностей внутри учебного материала. Начинают закладываться основы словесно-логического мышления. Этот вид мышления окончательно формируется только в подростковом возрасте (13-14 лет) и является ведущим мышлением взрослого человека. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам.

Однако эта способность ограничена кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выражения «если..., то...», «потому что». Его бытовые рассуждения вполне логичны.

Память. Память развивается в двух направлениях -произвольности и

осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал,

вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаний и т.д. Если в дошкольном возрасте не запоминают материал, им не интересный, с каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники, также как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные

тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они способны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг приемов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время деятельностью запоминания, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связаны.

Внимание. Без достаточной сформированности этой психической

функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления -сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного задания на другое.

Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Часто дети, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а

на чем-то другом -на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на парте и т.д., из-за отсутствия нужной направленности они производят

впечатление рассеянных, хотя внимание у этих детей может быть

достаточно развито. Разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален. Свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие. Лишь к 9-10 годам произойдет резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. Однако произвольное внимание непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Поэтому такое большое значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников, не словесное объяснение, а показ, яркая картинка или слайд, действие. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и

быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение»

приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10-15 минут интенсивной работы.

Отношения со сверстниками и взрослыми. Когда ребенок приходит

в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с

действительностью. У ребенка есть две сферы социальных

взаимоотношений: «ребенок -взрослый» и «ребенок -дети».

В школе эти две сферы отношений по-новому строятся. Система ребенок -взрослый разделяется. Теперь в жизни ребенка кроме родителей появился еще один значимый взрослый -учитель. Отношения с учителем начинают определять отношения ребенка к родителям и к детям. Новая система отношений ребенок –учитель становится центром жизни ребенка, от нее во многом зависят благоприятные для жизни условия. Первое, что спрашивают теперь взрослые у ребенка: «Как ты учишься». Отношения ребенок -

учитель становятся отношением ребенок -общество. В первое

время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, правила разрушаются изнутри.

Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как

этот ребенок относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются «ябеды».

В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функций:

взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие переходит во внутренний план, и ребенок начинает выполнять его самостоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку контроль и оценка так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого не достаточна для освоения всех аспектов действия.

Отношения со сверстниками, где ошибки во взаимоотношениях

легко исправляются обеими сторонами, позволяют накапливать полезный взаимный опыт переживания сопротивления границ чужого

психологического пространства и своего тоже. Именно во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий, и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.

Трудности младшего школьного возраста

Кризис семи лет.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в

семь лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в семь лет, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений -значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я

ребенка. Он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя новую социальную позицию -позицию школьника, связанную с высоко ценимой взрослыми учебной работой. И пусть желание занять это новое место в жизни появляется не сразу, все равно формирование этой новой позиции меняет его самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют

свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

В этот период также происходят глубокие изменения в плане

переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о своей внешности, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (для того, чтобы негативные последствия от детских переживаний остались и закрепились, в семье должна быть особая атмосфера постоянного недовольства и требовательности или, наоборот, обстановка захваливания и восхищения, в обоих случаях формируется неадекватная самооценка).

Все это результат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких

взрослых, а не обобщение собственного эмоционального опыта. В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Внутренняя жизнь -это не слепок с его внешней жизни, хотя внешние

события, ситуации и отношения наполняют содержание переживаний.

Эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий, самооценки.

Именно внутренняя жизнь будет теперь влиять на поведение и на события, в которых активно участвует ребенок.

Теперь ребенок размышляет, прежде чем действовать, появляется

ориентировка в том, что принесет ему осуществление той или иной

деятельности: удовлетворение или неудовлетворенность. Психологи

называют это утратой детской непосредственности. Ребенок начинает

скрывать свои переживания, пытается не показать, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на сверстников, на близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый

возраст.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!