СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из опыта работы по взаимодействию педагогов и родителей в ДОУ

Просмотр содержимого документа
««Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ»»

«Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ»



Воспитатель: Пайдутова Е.Н.



Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Лев Толстой в свое время говорил о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому родители все чаще, выбирая между домашним обучением и дошкольным учреждение, отдают предпочтение детскому саду, где с ребенком работают специально обученные педагоги.

Поступление ребенка в детский сад является очень важным и значительным событием, как для родителей, так и для воспитателей. От того, как сложатся отношения, зависит дальнейшее взаимодействие между семьей и педагогами. Именно поэтому недопустимо пренебрегать процедурой первой встречи и знакомства с родителями и сводить ее только к деловым контактам. Необходимо установить доверительные отношения, выяснить особенности каждой семьи и провести работу с родителями по созданию наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к ДОУ.

Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе. Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.

Для того чтобы грамотно организовать работу с родителями для начала нужно изучить семьи своих воспитанников при помощи наблюдения, анкетирования, индивидуальных бесед и т. д. Нужно как можно подробнее ознакомиться с традициями, интересами семей, разузнать о том, как ребенок ведет себя дома и далее на основе полученных данных методично корректировать воспитательный процесс, который проходит вне стен детского сада, путем консультаций и советов.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:

Коллективные — родительские собрания, конференции, консультации;

Индивидуальные — индивидуальные консультации, беседы;

Наглядные—папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

Большинство родителей отмечают, что им не хватает педагогических знаний по вопросам воспитания, наиболее сложным для них является практическое применение того или иного метода воспитания. Некоторые родители воспитывают ребенка только добротой, исполняя его желания, требования, запросы и т. д. Такой ребенок вырастет безвольным и эгоистичным, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбие. Другие родители воспитывают только строгостью, постоянно требуют от него какого-то выполнения чего-то, контролируют каждый шаг и при этом проявляют недовольство, в такой семье ребёнок вырастает, как правило, с чертами грубости, лицемерия, лжи, жестокости и т. п. В данных ситуациях важно правильно направить родителей и объяснить, что в воспитании детей одновременно необходима и любовь, и требовательность, их органическая связь и взаимодействие – золотая середина, к которой должны стремиться.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Из опыта работы с родителями можно выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения

«Пассивный родитель» — он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему

«Избегающий проблем» — такой родитель, словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты (психологи, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники. Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь ребенку.

«Агрессивно-недовольный» — родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками данного ДОУ.

«Надменный интеллектуал» — родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации более очевидна.

В своей работе мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, детском учреждении, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития. Вместо этого делается большой упор на образовательные, учебные моменты во взаимодействии с ребенком в ДОУ, да и во многих семьях тоже.

Таким образом взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер. Создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, участвующих в этом процессе, без понимания роли эмоций для взаимодействия с ребенком и развития его природного потенциала, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально комфортного общения как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми.

Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.

В заключение хотелось сказать, что воспитатель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только учебными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами и нормами. Она значительно шире и сложней. Воспитатель не просто ходит на работу и отрабатывает учебные часы, а вместе с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый день в детском саду, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество, всю многообразную деятельность в сотрудничестве с воспитанниками и их родителями. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность воспитателя, предполагающая развитие ребёнка, строится на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с воспитанниками и их родителями.





















г. Димитровград 2019 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!