Карачаков Геннадий Ефимович,
Учитель физической культуры
МБОУ «Красноключинская ООШ»
Бейского района.
Доклад на тему:
«Особенности проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе»
Аннотация
Урок физической культуры в малокомплектной сельской школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся. Приступая к планированию учебной работы, учитель должен учитывать: состояние здоровья учащихся, их возраст, пол, подготовленность, уровень физического развития; климатические условия района, где находится школа, для правильного распределения занятий на открытом воздухе (площадке) и закрытом помещении; спортивное оборудование и пособия, которыми располагает школа; личный опыт. Важное условие планирования — соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом. Малочисленность класса создаёт условия для привития на уроках физической культуры каждому учащемуся любви к конкретному виду спорта. Зачастую в малокомплектных школах многие ученики становятся «спортсменами-универсалами», защищая честь школы на соревнованиях муниципального, регионального уровней. Организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя: тщательной подготовки сразу к нескольким занятиям, умение осуществлять дифференцированный подход к учащимся и умение применять различные методы организации и их сочетания.
Оценивание на уроках физической культуры сводится к тому, чтобы научить учащихся выполнять упражнения в оптимальной форме, независимо от результатов, но с акцентированным вниманием на технику выполнения.
Малокомплектная школа – это школа с малой наполняемостью классов, а вследствие этого небольшим составом учителей. В школе может отсутствовать какой-либо класс. В типичной малокомплектной школе может обучаться от одного до десяти детей в классе, поэтому к такому разряду можно отнести школы, в которых обучается до 100 учащихся. Термин «малокомплектная школа» характеризует не только начальную, но и основную сельскую школу.[4,7 c.]
Примером этого является наше Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноключинская основная общеобразовательная школа» с количеством обучающихся с 1 по 9 классы- 59 человек.
Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание обучения, но и на выбор средств, форм и методов. [2,8 c.]
Вследствие малого числа классов в школе работают 10 учителей. В условиях деревни в школе легко создать обстановку хорошей и большой семьи, организовать разностороннее сотрудничество детей и взрослых. Малокомплектная школа живёт жизнью семьи и деревни, реагирует на всё новое, приобщает детей к материальной и нравственной культуре, всему укладу сельской жизни. [3,3 c.]
Общение в малокомплектной школе более тесное, чем в обычной, из-за относительно небольшого количества сверстников. Отношения между детьми внутри класса, как правило, ровны. [2,9 с.]
Урок, как основная форма проведения занятий по физической культуре в малокомплектной школе – это планирование учебной работы.
Эффективность уроков физической культуры зависит от умения учителя максимально использовать все возможности, которыми располагает школа и от чёткой организации проведения занятия.
При подготовке к уроку я, как учитель физической культуры подбираю соответствующий программный материал и распределяю его по классам. При подборе материала для совместных занятий с учениками разного возраста существенное внимание уделяю сложности и дозировке упражнений.
После того, как определил конкретные задачи урока, подобираю соответствующий программный материал для совместной и индивидуальной работы учеников и составляю план урока. В плане фиксирую содержание урока, по каким видам упражнений будет проведена проверка знаний и умений, какие виды упражнений предназначены для самостоятельной работы, место проведения занятий, перечень учебных пособий.
Решая вопрос о месте занятий, обращаю внимание на то, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесён в помещение. Таким образом, как учитель физической культуры малокомплектной школы заранее определяю другой вариант проведения урока. [1, 5 с.]
Урок физической культуры в малокомплектной сельской школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся. Задачи оздоровительные, образовательные и воспитательные решаются на уроках в тесной взаимосвязи.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении учащихся разного возраста, стараюсь более сложные задания предлагать старшим детям и упрощённый вариант тех же заданий – младшим школьникам в соответствии с программой каждого класса. Соответственно предъявляются и требования к качеству выполняемых упражнений.
Методика проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе проворяю по общепринятой структуре – с вводной, основной и заключительной частями.
Подготовительная часть урока (8-10 минут) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.
В этой части урока использую упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, несложные игровые задания, игры, акцентирую внимание старших детей на чёткое выполнение команд и распоряжений, умение сохранять дистанцию в ходьбе и беге.
В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся.
В основной части урока (25 минут) решаются наиболее сложные задания обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.
Ведущее место занимает обучение основным видам движений – ходьбе, бегу, прыжкам, упражнениям в равновесии, передвижению на лыжах. Обязательным компонентом каждого урока является подвижная игра.
При обучении упражнениям общеразвивающего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения нахожу способы и приёмы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста, использую единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, с различными дозировками..
Подвижная игра является обязательным компонентом каждого урока, хотя проводить подвижные игры на уроках физической культуры в малокомплектной школе сложно. Новую игру объясняю кратко и понятно, показываю некоторые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то ограничиваюсь напоминанием лишь основных правил.
Разработанные мною варианты игры посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково.
Распределяю детей в играх и эстафетах не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.
В содержание заключительной части урока, моей задачей является приведение организма детей в спокойное состояние - это упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т.д.
Во всех частях урока при решении поставленных задач я осуществляю процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно. [5,5 c.]
Оценка успеваемости – это средство повышения эффективности занятий и учёт усвоенного программного материала. Проверку успеваемости провожу разными способами. Наиболее распространённым является выполнение задания (бег, метание, лазанье, и т.д.) всеми или несколькими учениками одного класса или вызываю учеников индивидуально или группами для демонстрации усвоенных упражнений. Периодически провожу учёт успеваемости и на специальных контрольных уроках, в конце четверти или после прохождения определённого раздела программы. На каждом уроке выставляю оценки ученикам. На учётных уроках оцениваются все ученики каждого класса. [1, 22 с.]
Организация МБОУ «Красноключинская основная общеобразовательная школа» располагается в Республике Хакасия Бейского района в аале Красный Ключ.. На период 2022-2023 учебного года в школе обучается 59 человек. Радиу лтдаленной деревни, входящих в микрорайон школы достигает 4 км. Ребята из деревни Малый Монок , в количестве 17 детей, подвозятся до школы на школьном автобусе.
В школе работают 10 учителей. В классах обучается от 1 до 7 человек.
Уроки физической культуры являются обязательным для всех практически здоровых учащихся.
В младшем звене для проведения уроков по физкультуре ребят делят на две группы: в одной - ученики первого и второго классов, в другой – третьих и четвёртых классов. В среднем звене вместе занимаются учащиеся 5-6 классов и отдельно учащиеся 7-9 классов.
Уроки проводятся в основном на свежем воздухе или в актовом зале, потому что в школе нет спортивного зала. В школе имеется спортивный инвентарь, но ими пользоваться нет возможности.
Подвижные игры являются обязательным компонентом почти каждого урока. Игры повышают положительный эмоциональный тонус всех классов. Обычно первую игру я предлагаю сам, а вторую выбирают дети.
Несмотря на все трудности проведения уроков физической культуры обучающиеся МБОУ «Красноключинская ООШ» активно принимают участие в соревнованиях различного уровня – муниципального и республиканского, становятся победителями и призерами по мини – футболу, лыжным гонкам, легкой атлетике и др.
Организация учебных занятий в МБОУ «Красноключинская основная общеобразовательная школа» направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей, а также на воспитание патриотизма и чувства товарищества.
Список литературы:
1. Анащенкова С.В., Бойкина М.В., Виноградская Л.А., Матвеев А.П. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2012.
3. С.П. Казачкова, М.С. Умнова Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2012г.
4. Колодницкий Г.А. Кузнецов В.С. «Физическая культура. 8 класс: Планирование и организация занятий», Дрофа, 2010..
6. Полянская Н.В., Копылов Ю.А «Система физического воспитания в образовательных учреждениях. Методические рекомендации.» - Мнемозина, 2011.