СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности природы Африки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности природы Африки»

Тема урока:

«Особенности природы Африки»


Цель: сформировать представление огеографическом положении Африки; научиться определять географическое положение по плану;

познакомиться с историей исследования материка.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной исследовательской деятельности;

  • метапредметные: формирование навыков обработки новой информации;

  • предметные: ознакомление с характерными чертами ГП Африки; умение охарактеризовать ГП материка по плану, выделять основные этапы исследования материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.


Оборудование:физическая и климатическая карты мира, физическая картаАфрики;учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев; атласы и контурные карты 7 класса.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель читает: Нет ни одного человека, который бы не мечтал о дальних странах. Читая книги Жуля Верна и Даниэля Дефо мы мечтаем о путешествиях. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на материк, который называют соседом Европы. Для него характерны контрасты: громадные пустынные пространства и непроходимые экваториальные леса,изнуряющая жара и сверкающие снежными шапками горы,сильные ливни и горячие песчаные смерчи. Это самый жаркий материк на земле. Даже в его названии слышится «хрип человека, задыхающегося от жажды и зноя».

-О каком же материке пойдет речь сегодня на уроке? Африка

3. Мотивация к учебной деятельности.

-А чтобы мы прониклись колоритом, необыкновенной красотой, удивительной, манящей и еще неизведанной для нас Африки я предлагаю совершить небольшое, виртуальное путешествие на материк.

Видео

4. Постановка темы и целей урока.

-Природа любого материка разнообразна, а порой и уникальна, как вы думаете, отчего она будет зависеть? географического положения.

-Но для того что бы узнать географическое положение материка, как вы думаете что для этого нужно было сделать в прошлом?исследовать материк

-А теперь, раз мы уже с вами знаем какой материк мы будем изучать и что конкретно мы должны узнать, подумайте какова же тема нашего урока?

Тема урока…… слайд

- Исходя из этой темы, что мы будем должны узнать на уроке?

Предполагаемые ответы:  узнать, что такое географическое положение, определять  географическое положение, познакомиться с исследователями Африки.

Цель урока…… слайд

5.Изучение нового материала

1.) Общие сведения об Африке.

- Итак, мы с вами узнали, о каком материке идет речь, а откуда же произошло данное название? А что бы узнать это, давайте поработаем с вами с учебникомстр. 108,найдем ответ на этот вопрос.
Ответы:(от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Учитель:Откуда произошло название материка, мы с вами узнали, а сейчас мы более подробно познакомимся с Африкой, и вы узнаетенекоторые интересные сведения об этом материке, которые ребята подготовили дома.

1 ученик:слайды

Африка — один из самых удивительных континентов в мире.

Это второй по площади материк Земли. Его площадь составляет 30,3 млн.км2. Интересно, что границы африканских государств проводились не по горам и рекам, как обычно, а прямо по карте, с помощью линейке. Собственно, это и сейчас хорошо видно на любой политической карте мира, поэтому некоторые африканские племена, живущие первобытной жизнью, даже не знают, на территории каких стран они проживают. На этом материке протекают удивительные реки: одна из которых Нил-считается по протяженности первой рекой в мире, а другая река Конго -дважды пересекает экватор . Здесь находится озеро Чад, очертания и размеры которого постоянно меняются, а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр мира, на котором, как на море, существуют приливы и отливы озеро Виктория. Здесь огромные пространства занимают пустыни, в жаркий полдень температура песка в которых может достигать восьмидесяти градусов.

2 ученик:

В Африке можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных и красивейших явлений природы – водопад Виктория. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран.


  1. ученик:

-А еще Африка материк многих рекордов: показ у карты


Африка- это самый жаркий материк мира, в восточной части материка протекает самая длинная река мира-Нил,а на севере материка находится самая большая пустыня мира – Сахара. К югу от экватора расположено самое длинное озеро – Танганьика, на востокеАфрики находится самый большой разлом земной коры на суше, а еще у берегов Африки находится самое теплое и соленое море мира – Красное (42%) и самый длинный пролив мира – Мозамбикский разделяющий Африку и остров Мадагаскар, здесь живут самый низкорослый народ-пигмеи, самые темнокожие и самые высокие –нилоты, на материке обитают:самое крупное животное - слон; самое высокое животное - жираф; самая крупная птица – страус.

- Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Основные,данные с которыми нас познакомили ребята, в маршрутном листе, под пунктом №1, это доп. материал его вы будете использовать при подготовке к следующему уроку.

Учитель:Мы с вами получили первые сведения об Африке, но что бы глубже изучить данный материк, что мы должны узнать?географическое положение

2.)Работа с учебником: на с.68 найдите: «план описания географического положения материка»

-А что бы определить географическое положение материка, нам надо изучить план, открываем учебник на стр.331, самостоятельно изучаем план в приложении.

-Скажите, что мы с вами можем узнать на основе этого плана? Расположение материка по отношению к чему?... …к экватору, начальному меридиану, тропикам, к океанам и морям, к другим материкам и к климатическим поясам.

-Т.е. работая по плану, что мы с вами определим?Географическое положение

-Какие нам понадобятся карты для работы

3.)Практическая работа: слайд

Для того что определить географическое положение, помимо плана в учебнике мы с вами воспользуемся маршрутным листом, пункт №2 куда мы будем заносить всю информацию, и картами вашего атласа. Этапы выполнения заданий у вас четко прописаны в приложении, а так же даны все необходимые рекомендации. Некоторые задания вы выполните под моим руководством.

Преступаем к работе, выполняем п.№1.см., у кого это задание вызвало трудности?, затем проверим выполненное задание у доски.

Задание №2, обратите внимание, как называются крайние материковые точки? мысы, определим координаты, проверить. Обратите внимание, на вторую часть задания, вам дан алгоритм определение протяженности материка, внимательно изучите его и приступайте к выполнению задания.

Задания №3,4,5выполняют см. и проверка у доски.


1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа

А) относительно экватора большей частью в ------------------------------------ полушарии,

меньшей частью в ------------------------------------------ полушарии.

Б) относительно тропиков:

проходит через----------------------------- тропик и через --------------------------- ---- тропик;

В) относительно нулевого меридиана: большей частью ---------------------------------------- полушарии.


2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа) мысы я показываю на карте

Крайние точки

широта

долгота

С - мыс Бен - Сека

37 с.ш.

10 в.д.

Ю – мыс Игольный

35 ю.ш.

20 в.д.

З – мыс Альмади

15 с.ш.

17 з.д.

В – мыс Рас - Хафун

10 с.ш

51 в.д.


Протяженность с севера на юг по 20 меридиану

Алгоритм определения протяженности:

Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)

32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану

670 x 111,3 км. 7457,1 км.

Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш. (по долготе):

-----14-------- + ---51------ = -------65----;

В километрах: -------65-------0 х 109 км = -------7085------- км

3. Африка расположена в климатических поясах стр.12 атласа

Экваториальный, 2 ----------------------------------------, 2 тропических, 2 ------------------------------------------

4 Найти в атласе на стр.24 и дописать предложния:

С запада омывает океан  ------------------------------------------------- , с востока ----------------------------------------

На севере омывает море ------------------------------------------------, на северо – востоке --------------------- 5.Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….

Гвинейский залив расположен к ………….. от материка.

Самый большой остров близ берегов Африки………………..

Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от ………………..

Самый большой полуостров Африки ……………………


4.) Первичное закрепление.


Работа с контурной картой.слайд

Мы с вами научились определять географическое положение материка, а теперь давай обозначим на контурных картахобъекты береговой линии Африки.маршрутный лист, пункт №3

Задание: подписать на контурных картах:стр.24 атласа,стр.4 контурные карты

  1. мысы: Игольный, Альмади, Рас –Хафун, Бен – Секка;

  2. проливы: Гибралтарский и Мозамбикский;

  3. моря: Средиземное и Красное;

  4. залив: Гвинейский;

  5. канал: Суэцкий;

  6. полуостров: Сомали;

  7. остров: Мадагаскар.


проверка слайд



5.)Самостоятельная работа с учебником.

Издавна Африка привлекала внимание разных народов.Вспомните, какие народы одни из первых были у берегов Африки?(финикийцы, арабы, китайцы, португальцы) А что бы углубить знания о путешественниках и ученых которые побывали на африканском континенте и исследовали этот материк, мы с вами вновь обратимся к учебнику на стр.109-110 и внимательно прочитаем информацию о зарубежных и русских ученых и исследователях Африки.

А теперь давайте с вами попытаемся установить соответствие между учеными и путешественниками и тем какой вклад они внесли в изучение и открытие Африки.Маршрутный лист, задание №4слайд

6.) Контролирующее задание:

Установить правильное соответствие между путешественником и его открытиемслайд

1. Васко да Гама

а) возглавил экспедицию для изучения культурных растений (1926-1927 гг.)

2. Ливингстон Давид

б) путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце XIX в.

3. Юнкер В. В.

в) в середине XIX в. пересек Африку с запада  на восток, открыл водопад на реке Замбези и т.д.

4. Вавилов Н. И.

г) в 1498 г. обогнул Южную Африку, прошел
вдоль восточных берегов материка



6.Подведение итогов.

Сегодня на уроке, мы с вами много интересного узнали об Африке, определилиее географическое положение, познакомились с исследователями, узнали какой вклад они внесли в изучения материка.

- А какие навыки вы сегодня приобрели на уроке?

- Где они нам пригодятся? Сможем ли мы их использовать в дальнейшем?

7.Рефлексия.слайд

Последний пункт нашего путешествие №5 «острова», выберите тот остров на котором вы прибывали сегодня на уроке.

8. Домашнее задание.слайд

1)Параграф № 22;

2)выучить расположение основных географических объектов береговой линии;

3) нанести на контурную карту: маршруты путешествий исследователей Африки (ст.22)

9.Оценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!