Тема урока:
«Особенности природы Африки»
Цель: сформировать представление огеографическом положении Африки; научиться определять географическое положение по плану;
познакомиться с историей исследования материка.
Планируемые результаты:
личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной исследовательской деятельности;
метапредметные: формирование навыков обработки новой информации;
предметные: ознакомление с характерными чертами ГП Африки; умение охарактеризовать ГП материка по плану, выделять основные этапы исследования материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.
Оборудование:физическая и климатическая карты мира, физическая картаАфрики;учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев; атласы и контурные карты 7 класса.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель читает: Нет ни одного человека, который бы не мечтал о дальних странах. Читая книги Жуля Верна и Даниэля Дефо мы мечтаем о путешествиях. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на материк, который называют соседом Европы. Для него характерны контрасты: громадные пустынные пространства и непроходимые экваториальные леса,изнуряющая жара и сверкающие снежными шапками горы,сильные ливни и горячие песчаные смерчи. Это самый жаркий материк на земле. Даже в его названии слышится «хрип человека, задыхающегося от жажды и зноя».
-О каком же материке пойдет речь сегодня на уроке? Африка
3. Мотивация к учебной деятельности.
-А чтобы мы прониклись колоритом, необыкновенной красотой, удивительной, манящей и еще неизведанной для нас Африки я предлагаю совершить небольшое, виртуальное путешествие на материк.
Видео
4. Постановка темы и целей урока.
-Природа любого материка разнообразна, а порой и уникальна, как вы думаете, отчего она будет зависеть? географического положения.
-Но для того что бы узнать географическое положение материка, как вы думаете что для этого нужно было сделать в прошлом?исследовать материк
-А теперь, раз мы уже с вами знаем какой материк мы будем изучать и что конкретно мы должны узнать, подумайте какова же тема нашего урока?
Тема урока…… слайд
- Исходя из этой темы, что мы будем должны узнать на уроке?
Предполагаемые ответы: узнать, что такое географическое положение, определять географическое положение, познакомиться с исследователями Африки.
Цель урока…… слайд
5.Изучение нового материала
1.) Общие сведения об Африке.
- Итак, мы с вами узнали, о каком материке идет речь, а откуда же произошло данное название? А что бы узнать это, давайте поработаем с вами с учебникомстр. 108,найдем ответ на этот вопрос.
Ответы:(от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)
Учитель:Откуда произошло название материка, мы с вами узнали, а сейчас мы более подробно познакомимся с Африкой, и вы узнаетенекоторые интересные сведения об этом материке, которые ребята подготовили дома.
1 ученик:слайды
Африка — один из самых удивительных континентов в мире.
Это второй по площади материк Земли. Его площадь составляет 30,3 млн.км2. Интересно, что границы африканских государств проводились не по горам и рекам, как обычно, а прямо по карте, с помощью линейке. Собственно, это и сейчас хорошо видно на любой политической карте мира, поэтому некоторые африканские племена, живущие первобытной жизнью, даже не знают, на территории каких стран они проживают. На этом материке протекают удивительные реки: одна из которых Нил-считается по протяженности первой рекой в мире, а другая река Конго -дважды пересекает экватор . Здесь находится озеро Чад, очертания и размеры которого постоянно меняются, а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр мира, на котором, как на море, существуют приливы и отливы озеро Виктория. Здесь огромные пространства занимают пустыни, в жаркий полдень температура песка в которых может достигать восьмидесяти градусов.
2 ученик:
В Африке можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных и красивейших явлений природы – водопад Виктория. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран.
ученик:
-А еще Африка материк многих рекордов: показ у карты
Африка- это самый жаркий материк мира, в восточной части материка протекает самая длинная река мира-Нил,а на севере материка находится самая большая пустыня мира – Сахара. К югу от экватора расположено самое длинное озеро – Танганьика, на востокеАфрики находится самый большой разлом земной коры на суше, а еще у берегов Африки находится самое теплое и соленое море мира – Красное (42%) и самый длинный пролив мира – Мозамбикский разделяющий Африку и остров Мадагаскар, здесь живут самый низкорослый народ-пигмеи, самые темнокожие и самые высокие –нилоты, на материке обитают:самое крупное животное - слон; самое высокое животное - жираф; самая крупная птица – страус.
- Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.
Основные,данные с которыми нас познакомили ребята, в маршрутном листе, под пунктом №1, это доп. материал его вы будете использовать при подготовке к следующему уроку.
Учитель:Мы с вами получили первые сведения об Африке, но что бы глубже изучить данный материк, что мы должны узнать?географическое положение
2.)Работа с учебником: на с.68 найдите: «план описания географического положения материка»
-А что бы определить географическое положение материка, нам надо изучить план, открываем учебник на стр.331, самостоятельно изучаем план в приложении.
-Скажите, что мы с вами можем узнать на основе этого плана? Расположение материка по отношению к чему?... …к экватору, начальному меридиану, тропикам, к океанам и морям, к другим материкам и к климатическим поясам.
-Т.е. работая по плану, что мы с вами определим?Географическое положение
-Какие нам понадобятся карты для работы
3.)Практическая работа: слайд
Для того что определить географическое положение, помимо плана в учебнике мы с вами воспользуемся маршрутным листом, пункт №2 куда мы будем заносить всю информацию, и картами вашего атласа. Этапы выполнения заданий у вас четко прописаны в приложении, а так же даны все необходимые рекомендации. Некоторые задания вы выполните под моим руководством.
Преступаем к работе, выполняем п.№1.см., у кого это задание вызвало трудности?, затем проверим выполненное задание у доски.
Задание №2, обратите внимание, как называются крайние материковые точки? мысы, определим координаты, проверить. Обратите внимание, на вторую часть задания, вам дан алгоритм определение протяженности материка, внимательно изучите его и приступайте к выполнению задания.
Задания №3,4,5выполняют см. и проверка у доски.
1.Африка расположена: стр. 2-3 атласа
А) относительно экватора большей частью в ------------------------------------ полушарии,
меньшей частью в ------------------------------------------ полушарии.
Б) относительно тропиков:
проходит через----------------------------- тропик и через --------------------------- ---- тропик;
В) относительно нулевого меридиана: большей частью ---------------------------------------- полушарии.
2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа) мысы я показываю на карте
Крайние точки | широта | долгота |
С - мыс Бен - Сека | 37 с.ш. | 10 в.д. |
Ю – мыс Игольный | 35 ю.ш. | 20 в.д. |
З – мыс Альмади | 15 с.ш. | 17 з.д. |
В – мыс Рас - Хафун | 10 с.ш | 51 в.д. |
Протяженность с севера на юг по 20 меридиану
Алгоритм определения протяженности:
Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)
32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану
670 x 111,3 км. 7457,1 км.
Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш. (по долготе):
-----14-------- + ---51------ = -------65----;
В километрах: -------65-------0 х 109 км = -------7085------- км
3. Африка расположена в климатических поясах стр.12 атласа
Экваториальный, 2 ----------------------------------------, 2 тропических, 2 ------------------------------------------
4 Найти в атласе на стр.24 и дописать предложния:
С запада омывает океан ------------------------------------------------- , с востока ----------------------------------------
На севере омывает море ------------------------------------------------, на северо – востоке --------------------- 5.Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….
Гвинейский залив расположен к ………….. от материка.
Самый большой остров близ берегов Африки………………..
Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от ………………..
Самый большой полуостров Африки ……………………
4.) Первичное закрепление.
Работа с контурной картой.слайд
Мы с вами научились определять географическое положение материка, а теперь давай обозначим на контурных картахобъекты береговой линии Африки.маршрутный лист, пункт №3
Задание: подписать на контурных картах:стр.24 атласа,стр.4 контурные карты
мысы: Игольный, Альмади, Рас –Хафун, Бен – Секка;
проливы: Гибралтарский и Мозамбикский;
моря: Средиземное и Красное;
залив: Гвинейский;
канал: Суэцкий;
полуостров: Сомали;
остров: Мадагаскар.
проверка слайд
5.)Самостоятельная работа с учебником.
Издавна Африка привлекала внимание разных народов.Вспомните, какие народы одни из первых были у берегов Африки?(финикийцы, арабы, китайцы, португальцы) А что бы углубить знания о путешественниках и ученых которые побывали на африканском континенте и исследовали этот материк, мы с вами вновь обратимся к учебнику на стр.109-110 и внимательно прочитаем информацию о зарубежных и русских ученых и исследователях Африки.
А теперь давайте с вами попытаемся установить соответствие между учеными и путешественниками и тем какой вклад они внесли в изучение и открытие Африки.Маршрутный лист, задание №4слайд
6.) Контролирующее задание:
Установить правильное соответствие между путешественником и его открытиемслайд
1. Васко да Гама | а) возглавил экспедицию для изучения культурных растений (1926-1927 гг.) |
2. Ливингстон Давид | б) путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце XIX в. |
3. Юнкер В. В. | в) в середине XIX в. пересек Африку с запада на восток, открыл водопад на реке Замбези и т.д. |
4. Вавилов Н. И. | г) в 1498 г. обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточных берегов материка |
6.Подведение итогов.
Сегодня на уроке, мы с вами много интересного узнали об Африке, определилиее географическое положение, познакомились с исследователями, узнали какой вклад они внесли в изучения материка.
- А какие навыки вы сегодня приобрели на уроке?
- Где они нам пригодятся? Сможем ли мы их использовать в дальнейшем?
7.Рефлексия.слайд
Последний пункт нашего путешествие №5 «острова», выберите тот остров на котором вы прибывали сегодня на уроке.
8. Домашнее задание.слайд
1)Параграф № 22;
2)выучить расположение основных географических объектов береговой линии;
3) нанести на контурную карту: маршруты путешествий исследователей Африки (ст.22)
9.Оценки.