СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания фольклора на уроках литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В свете разработки моей методической темы, я рассказываю о том, как можно привлекать современный литературный материал при изучении фольклора в 5-9 классах общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания фольклора на уроках литературы.»

Особенности преподавания фольклора на уроках литературы.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Эти знаменитые слова великого Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к всем видам фольклора. Принято считать, что устное народное творчество берёт своё начало в глубине веков, на заре туманной юности человечества. Но народное творчество продолжает жить и развиваться, откликаясь на злободневные проблемы человеческого общества.

Сначала проследим эволюцию уже известных жанров устного народного творчества.

Всем с раннего детства известен жанр «загадки». При изучении на уроках литературы в 5 классе им даётся определение как жанр устного народного творчества метафорического характера, предлагающий отгадать загаданное слово. Загадки делятся по принципу их построения: описание внешности предмета (Висит груша, а нельзя скушать. Лампочка) и описание функций предмета(Бежит, бежит - не выбежит. Течёт, течёт – не вытечет. Речка). В загадках, дошедших до нас из глубины веков, загадываются слова, использовавшиеся в повседневной жизни наших предков. Но жизнь идёт, развиваются и загадки. Помимо авторских загадок, придуманных известными писателями, появляются и загадки народные. Расширяется сфера их использования. Появляются загадки про сказочных героев, космос, правила дорожного движения, современные праздники, профессии. Развивается и строение. Появляются загадки с подвохом, отгадка которых идёт не в рифму. Такая загадка заставляет человека задуматься.

Белым снегом всё одето -

Значит, наступает ... ( Зима ).

На уроках литературы следует обращать внимание учащихся на то, что загадка – живой жанр, развивающийся во времени, знакомить детей с современными загадками, а в качестве домашнего задания просить придумать загадки, соблюдая законы ее построения и красиво оформив ее на бумаге или в цифровом формате.

Очень важным фольклорным жанром нашей жизни является «пословица». На уроках литературы даётся определение как малый жанр устного народного творчества, в котором содержится жизненная мудрость народа. Всем нам известна пословица «Тише едешь – дальше будешь.» , но вместе со временем в 21 веке знаменитая пословица стала звучать как «Тише едешь – чаще заправляться будешь.» Она трансформировалась на основании наблюдений автомобилистов. Пословицы отвечают на веяния времени, на актуальные проблемы современности. «Вирус – не воробей, вылетит – не поймаешь. Незваный гость – хуже инфицированного.». В качестве домашнего задания можно предложить детям написать сочинение-сопоставление, где нужно соотнести древнюю пословицу и современную.

С раннего детства всем нам известна и «считалочка»! Это жанр детского фольклора, произносимый нараспев стишок, при помощи которого распределяются роли участников игры. Если обратиться к считалочкам 20 века, то увидим следующие:

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Художник, портной.

Кем ты будешь такой?

Выходи поскорей,

Не задерживай добрых, хороших людей!

В то время ещё были живы отголоски октябрьской революции 1917 года, которые приветствовали равенство всех социальных слоёв населения. Но к концу 20 века и по сей день стали появляться новые варианты известных считалочек.

На золотом крыльце сидели

Микки Маус, Том и Джерри,

Дядя Скрудж и три утенка,

выходи, ты будешь Понка.

Современные считалочки созвучны веяниям времени. В данном примере мы видим героев мультфильмов У. Диснея, очень любимых детьми 21 века. При изучении данного жанра следует поговорить с учащимися об эволюции жанра и предложить детям самим придумать считалочку, героями которой могут стать любимые герои книг, фильмов, компьютерных игр.

Нельзя не отметить и развивающийся поныне жанр «легенды».

Одно из определений легенды гласит, что это недостоверное повествование о фактах реальной действительности. Всем известно множество легенд о людях, событиях в далёком прошлом. Например, «Легенда об Евпатии Коловрате», «Легенда о Ермаке». Легенды об этих исторических личностях изучаются на школьных уроках литературы. Но, если поговорить с детьми, то выяснится, что и в наше время существует множество легенд, связанных с их родными населёнными пунктами. Очень привлекают детей развалины старой городской больницы… Сколько легенд связано с этой больницей! А в посёлке с вековой историей, из которого постепенно уезжают люди в связи с нехваткой рабочих мест, осталось множество брошенных домов… Сколько историй можно услышать о духах прежних хозяев, обитавших там и оставшихся там поныне! И каждая история непохожа на другую А основная мысль всех этих легенд состоит в том, что нельзя предавать своё прошлое, нельзя забывать своих предков. . Так же легенды появляются в связи с злободневными проблемами общества. Например, в глухой посёлок часто выходят лесные звери. И вот появляются легенды, связанные с страхом человеческим перед дикими зверями! В этих легендах животные, конечно же, гиберболизированы! Волк через закрытое окно запрыгивает в комнату, где вечером сидит вся семья. А медведь весной выдавливает окно стоящего у леса дома и съедает спящего хозяина. Множество легенд можно услышать от лесозаготовителей, работающих в глухих лесах. Их героями становятся люди огромного роста, покрытые чёрной шерстью, живущие на берегах таёжных болот. Также лесорубы рассказывают об избушках на курьих ножках среди глухого леса, о неожиданном появлении на лесной дороге старушки в лохмотьях, которая помогает заблудившимся найти дорогу домой, и неожиданно исчезающей. Попросите учащихся дома поговорить с родителями, бабушками, дедушками, узнать у них о прошлом своей малой родины, своей семьи и записать легенды, которые и дальше будут бережно храниться в семье и передаваться из поколения в поколение.

Вот так же бережно и с любовью передаются из поколения в поколение «народные песни». Но появляются и новые. Автор неизвестен, существует несколько вариантов. Эту песню можно смело отнести к народной. Мало кому известно, что у этой песни есть автор. Он, наверно, рад, что его песня полюбилась народу, что ее поют. А народное признание – главная награда автору! В основном, это касается застольных песен. Например, песня «Белым снегом» слова Г. Варшавского, музыка Е. Родыгина.

Белым снегом, белым снегом

Ночь метельная ту стежку замела,

По которой, по которой

Я с тобой, родимый, рядышком прошла.


Вспомни, милый, наши встречи

И слова любви, что ты мне говорил.

Почему ты те минуты,

Те часы свиданий наших позабыл?


Я страдала, ожидала,

Я ждала тебя, звала тебя в тоске.

Только стежка пропадала,

След знакомый затерялся вдалеке.


Белым снегом, белым снегом

Ночь метельная ту стежку замела,

По которой, по которой

Я с тобой, родимый, рядышком прошла.


А затем появился другой вариант.



Белым снегом, белым снегом

Ночь метельная ту стежку замела,

По которой, по которой

Я с тобой, любимый, рядышком прошла.


Вспомни, милый, наши встречи

И слова любви, что ты мне говорил.

Почему ты те минуты,

Те часы свиданий наших позабыл?


Я страдала, ожидала,

Я ждала тебя, звала тебя в тоске.

Только стежка пропадала,

След знакомый затерялся вдалеке.


Белым снегом, белым снегом

Ночь метельная ту стежку замела,

По которой, по которой

Я с тобой, любимый, рядышком прошла.


Дома дети могут поговорить с родителями, узнать, какие песни исполняются за их семейными застольями и записать их.

И вот мы тихонько подошли к новым жанрам русского фольклора, которых не было в древности. В-первых, это «переделанные песни». Эти песни создаются на музыку известных авторских песен, меняя слова по заданной теме, сохраняя рифму и ритм стиха. Например, переделанная песня к празднику «Последний звонок» на мелодию песни мушкетеров.


Пора-пора-порадуемся,

Школа позади.

Прощай, малышка-парта,

Ждут ВУЗы впереди!

Пока-пока-покачивая

Важно головою,

Прижмем прощально

Руку мы к груди.

Пора-пора-порадуемся

Все мы, наконец.

Тот в будущем — профессор,

Поэт, моряк, кузнец!

Пока-пока-покачивая

Важно головою,

Мы скажем:

Поступил — и молодец!

А если с поступлением

Нам сильно повезет,

Пойдем в учителя тогда

Без лишних мы хлопот.

И хотя авторы переделанных песен часто остаются неизвестными, эти поэтические шедевры набирают популярность, создаются к различным праздникам, юбилеям, памятным датам.

Во-вторых, «народные стихи». Авторы этих произведений часто тоже остаются неизвестными. Создаются эти стихи на современные волнующие людей темы, появляются в интернете, чтобы привлечь внимание общественности к какой-то злободневной проблеме: коммунальные структуры, пенсионная система, пандемия коронавируса, проблемы здравоохранения и образования.

Например, народное стихотворение, посвящённое проблеме экологии.

Не надо мусорить в лесу,

Природы портя всю красу,

Должны мы срочно прекращать

Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,

Но мусор там не оставляйте –

Когда лес чист, красив, опрятен,

То отдых в нём вдвойне приятен!


Стихотворение о прививке от ковида.


Не покорился тот мирской судьбе,

Кто сделал вакцинацию себе.

Но тот лишь, кто напишет пост в Фейсбуке,

Повергнет вирус в яростной борьбе.


О новых жанрах русского фольклора можно рассказать обзорно, можно поговорить о поэтике этих произведений. Можно дать детям домашнее задание сочинить стихотворение на заданную тему или самим переделать песню.

Таким образом, мы убедились в том, народное творчество живёт и развивается, заключая в себе мысли и чаяния народа. Очень важно донести это до умов наших учеников, чтобы они воспринимали эту часть литературы не как нечто статическое, а живущее рядом с ними, отражая настроение их современников. Именно это, на мой взгляд, позволит повысить интерес учащихся к изучению литературы.

Выражаю глубокую благодарность своим ученикам, коллегам, друзьям за подборку материала для этой статьи.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!