СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации игровой деятельности на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности организации игровой деятельности на уроках информатики

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации игровой деятельности на уроках информатики»

Особенности организации игровой деятельности на уроках информатики

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. А ведь все это, разумеется, сказывается на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь познавательных. В основе развития познавательных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти. Развитие познавательных способностей, развитие самостоятельного мышления особенно актуально. В обществе ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть общество вперед. Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного - лежит на плечах учителя. Именно от рациональных действий учителя зависит выявление познавательных способностей школьника. А познавательные особенности личности понимаются как особенности развития психики данного ребенка, особенности его мышления, памяти, внимания. Параллельно с развитием самостоятельности мышления у ребенка развивается речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.

Развитие мышления влияет и на воспитанность человека. У ребенка развиваются положительные черты характера и потребность к развитию в себе хороших качеств: работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убежденность, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

Развитие познавательных способностей снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Не менее важно заметить, что идеи развития самостоятельности мышления входят в понятие гуманности учебно-воспитательного процесса школы, ибо осуществление этих идей не что иное, как истинно гуманное отношение к ребенку, позволяющее вовремя помочь становлению самостоятельной личности, создав условия для ее самовыражения.

При осуществлении процесса обучения учитель естественно должен учитывать возрастные особенности учащихся. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Но время идет и ребенок взрослеет, становится школьником. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Для этого на уроках учитель применяет разного рода игровые приемы - развивающие игры. Он может их включать как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Игры должны носить развивающий либо познавательный характер. Целью их является расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям школьника. И здесь на первое место выходят именно игры, носящие познавательный характер. Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил, которые бы содержали не только техническую направленность, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия нравственности, а в комплексе не дали угаснуть ребячьему интересу к игре. С переходом в среднее звено и старшие классы значение игры не теряет своей значимости.

Игра - это всегда удовольствие, а значит - отсутствие насилия. «Знания, даваемые насильно, душат разум», - сказал Анатоль Франс. Соглашаясь с ним, можно сказать, что играя, человек приобретает новый социальный опыт, самореализуется, расширяет границы своего разума.

Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что оказывая воздействие на коллектив играющих детей, учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством развития познавательных способностей школьников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные способности развивать с младшего школьного возраста.

В современной педагогике существуют различные методы развития познавательных способностей учащихся в учебном процессе и разные подходы к их классификации.

В процессе обучения имеет место использование трёх видов развития познавательных способностей учащихся:

  • 1-й вид развитие имеет своим источником содержание учебного материала;

  • 2-й вид развитие осуществляется в ходе организации учебной деятельности школьника;

  • 3-й вид развитие опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, также между ними и учителем. 27

Вместе с учебной деятельностью развиваются познавательные способности ученика. Ребенок получает новые знания, учится новым умениям, которые переходят в навыки.28

Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «тренировать» способности, так как они не могут «лежать и ждать подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они чахнут». Недопустимо по низкой успеваемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся способности.

Развитие восприятия как познавательной способности предполагает овладение процедурой наблюдения.

Наблюдательность – это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдательность у детей развивается постепенно. Наблюдательность у школьников можно и нужно развивать, организуя для этого специальную игровую деятельность. 29Можно подобрать такие игры, в которых ребенок должен будет сам проявлять инициативу, но при этом будут развиваться познавательные способности. Например, в игре «Незаконченная сказка» развиваются такие процессы, как воображение, мышление, речь.

В научно-исследовательской литературе выделяют простые и сложные виды и формы игровой деятельности. С возрастом игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний позволяют учителям формировать у них более сложные умения в различных простых игровых формах. Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда учитель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты.

Дидактические игры способствует развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания. Такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В игре развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Игры можно проводить индивидуально с каждым ребенком и с группами детей. Игры планируются заранее. Определяется задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал) Также продумывается организация проведения игровой деятельности. При подборе игр необходимо учитывать то, что игра должна возбуждать у детей познавательную и творческую активность.

По мнению исследователей, игровая деятельность обогащает чувственный опыт ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра - незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.30

Учителю необходимо учитывать, что память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс - как, какими способами ученик это запомнил.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль учителя в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино определить вид информации», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение учителя с учениками, учеников с учителем и учеников друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого ученикам персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре.

Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры. Это типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, шашки, шахматы, морской бой, игры - головоломки и др. Учитель дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывает при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ученик может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор картинок по общему признаку - классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Каким органом чувств получаем звуковую информацию?». Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества.

Словесные игры - игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В эту группу входит большое количество народных игр типа: «Краски», «Молчок», «Черное и белое», «Я знаю пять...», «Контакт», «Игры в слова» - это придумывание слов обозначающих предметы из одной группы (например, источники информации, приемники информации, носители информации и т.д.), придумывание слов, начинающихся на одну букву, каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Нужно называть по очереди, таким образом, игра превращается в соревнование. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, воспитывают желание заниматься умственным трудом.

В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Это «Пресс - конференция», «Круглый стол», и др. Учащиеся могут исполнять роли историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения, материальные объекты, разыгрываются фантастические ситуации.

Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. Выбор игровых сюжетов должен представлять интерес для учащихся, учитывать их интеллектуальные возможности, психофизическое состояние.

Предметные игры - используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, их общими и отличительными признаками, учатся выделять существенные и не существенные признаки объекта. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ученики упражняются в определении предмета по какому-либо одному признаку, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению...), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Игры-упражнения - игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же индивидуализирована. Ее используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». Например, учащимся предлагается найти в данном наборе названий (носители информации, графические редакторы и др.) одно случайно попавшее в этот список.

Игры-соревнования: конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Цель их: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Игры-соревнования - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные связи, опорные сигналы и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом. Уроки-соревнования проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований («Поле чудес?», «Клуб знатоков», «Что? Где? Когда?»).

В настоящее время особенно бурно развивается направление компьютерных дидактических игр. 31

Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования. Обучающие игровые программы, основанные на комплексе мотиваций заинтересованности, познании нового, соревновательности, приобретают все большее распространение. Быстродействие, большая емкость памяти, легкость использования предоставляемой информации, делают компьютерные технологии идеальным средством для дидактических игр.32

Компьютерные дидактические игры становятся средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных предметных областях.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Именно в игре отрабатывается сосредоточенность внимания, реакция, умение проявить ловкость, находчивость. Игра помогает общению детей, вырабатывает умение работать в коллективе.

Педагогическое значение игры еще и в том, что эта технология позволяет учителю освоить для себя новую позицию, выйти на новый уровень. От традиционной формулы «Я - над вами» игровое пространство позволяет учителю перейти на развивающий уровень «Я вместе с вами». Игра становится совместным полем деятельности учителя и ученика: автором игры, как правило, выступает учитель, а творческое обогащение содержания игры остается за учеником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности - не просто творчество, а совместное творчество педагога и ученика, которое позволяет не только освоить содержательное пространство изучаемого предмета, но и способы решения проблем межличностных отношений. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Если проанализировать познавательные и дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развитие игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на уроках, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Такие игры способствуют развитию у детей познавательных способностей: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.




11 (Кулагина И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56).

22[Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 2013. 346 с., с. 117]

33 [Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2014. 226 с, с. 93]

44 (Леонтьев Л. Н., 1994).

55 [Карпов А.В. Общая психология. М.: Гардарики, 2014. 233 с. с. 40].

66 [Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Психология. М.: Юрайт, 2013. 173 с., с. 16].

77 [Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2010. 1008 с., с. 230].

88 Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 2015. 320 с., с. 218].

99[Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2006. 249 с., с. 18].

10 [Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2006. 249 с.,, с. 19].

11 [Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Минск, 2010. 192 с., с. 45].

12 [Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2009. 306 с, с. 158].

13 [Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2015. 384 с., с. 437]

14 [Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1999. – 426 с.]

15 [Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1997. – 423 с.].

16 [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – Т. 1. – М., 1989. – 521 с., c. 234].

17 [Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.-сост. И.В. Дубровина. – М.: Изд. центр “Академия”, 1998. – 504 с., c. 45].

18 [Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М., 1996. – 173 с.]; [Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982. – 259 с.].

19 [Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 412 с., с. 98].

20 [Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. – Т.2. – 564 с.]; [Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2000. – 197 с.].

21 [Дубровина И.В. Младший школьный возраст: развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2013. 208 с., с. 98].

22 [Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1999. – 426 с., c. 96].

23 [Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000. – 421 с., с. 51].

24 [Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С-Пб.: Питер, 1999. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»).].

25 [Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. – 84 с.].

26 [Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147].

27 [Леонтьев А.Н. «Избранные психологические произведения» // Соч. в 2 т. - М.: Педагогика, 1983.-Т.2.- 405 с., c. 45]

28 [Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Психология младшего школьника. М.: Роспедагенство, 2009. 428 с., с. 211].




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!