СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Речевое развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями в значительной степени отстает от речевого развития школьников с сохранным интеллектом. К моменту школьного обучения речь детей страдает рядом недостатков, которые делают процесс обучения очень сложным.

Просмотр содержимого документа
«Особенности нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями»

Особенности нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

Речевое развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями в значительной степени отстает от речевого развития школьников с сохранным интеллектом. К моменту школьного обучения речь детей страдает рядом недостатков, которые делают процесс обучения очень сложным. Прежде всего, надо сказать о нарушении произносительной стороны речи. По исследованиям Г. Н. Каше, 65% детей интеллектуальными нарушениями первого класса имеют различные формы косноязычия. Состояние речи этих детей характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков.

Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й]; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

5. Наличие большого количества дефектных звуков у детей - нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо «скатерть» – они говорят «катиль» или «катеть», вместо «велосипед» – «сипед».

6. Общая смазанность речи, нечеткая дикция, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

7. У детей с интеллектуальными нарушениями чаще, чем у нормально развивающихся, наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением.

8. Отмечается несформированность импрессивной и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся начальных классов коррекционной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

9. Нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем, развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Известно, что уровни речевого развития у детей с разной степенью интеллектуальных нарушений существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так, среди детей с умственной отсталостью в легкой степени встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью. Уровень речевого развития большинства детей с интеллектуальными нарушениями гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

У детей с интеллектуальным недоразвитием могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Особенность речевых расстройств состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

Расстройства речи проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. В основе недостатков фонетической стороны речи лежит медленное усвоение звукового состава языка вследствие общей умственной недостаточности, нарушений фонематического слуха, моторного недоразвития.

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов коррекционной школы.

Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!