СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша»»

Конспект по дисциплине литература.

Класс: 6

Тема: Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша»

Цели урока:

Образовательные:

Актуализировать знания учащихся по теме Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша»

знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию

Осмыслить понятие повесть

Охарактеризовать особенности языка

Развивающие:

Совершенствовать умения логично излагать факты и аргументы, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать умение работать с текстом учебника.

Развивать умения использовать межпредметные связи с экономикой, статистикой для теоретических выводов и обобщений.

Воспитательные:

Способствовать созданию коммуникативной культуры, выслушивать и уважать мнение одноклассников.

Способствовать воспитанию чувств ответственности, понимания роли личности.

Создать условия для дальнейшего воспитания личности.

Оборудование: учебник: «Литература. 6 класс. Коровина В. Я., Полухина В. П. Часть 1», ПК, проектор. Компьютерная презентация по теме «Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша», раздаточный материал, рабочие листы. Рассказ учителя

Тип урока: комбинированный

Форма: лекция визуализация





















Ход урока

Этап урока (название, время, цель)

Действия учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД (Универсальные учебные действия)

1. Организационный момент

Цель: включение учащихся в учебную деятельность

Время: 2 мин

Приветствие учащихся






А сейчас мы проведём опрос домашнего задания интересной, уже знакомой для Вас формы шагаем -отвечаем

Учащие приветствуют учителя

Т-тетрадь

Р-ручка

У-учебник

Д-дневник



Сообщают о готовности к уроку



Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД: целепологание

2.Опрос домашнего задания «Шагаем-отвечаем»

Цель: закрепление изученного материала

Ответы:

1.Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий, характерных для фольклорных произведений ; исторические персонажи – Александр I и Платов – показаны с точки зрения простолюдина

2. Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном ,упоминается Венский конгресс1814-1815гг.Поездка Александра I и Платова в Лондон — исторический факт.(сообщение уч-ся о Венском конгресс

3. 1881 г.

4. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Вопросы:

1. Кем мог быть рассказчик ,повествователь? 

2.Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?

3. Рассказ Лескова “Левша” был написан в…?

4. Полное название рассказа “Левша”?


Два ученика по очереди отвечают на вопросы, и делают шаг за правильный ответ



3. Этап мотивации (целеполагания) Время: 5 мин. «Текст с пропущенными словами»

Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

ами»

В конце урока мы вернёмся к этим предложениям и постараемся вставим пропущенные слова.

На другой день поехал государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную. Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под валдахином стоит Аболон полведерский. Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит,- только из усов кольца вьет. Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли.


На доске пишем предложения с пропущенными словами

На другой день поехал государь с __________ в _____________. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что _____ им подали двухсестную. Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, __________ до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные _________, и посредине под ________________стоит Аболон _______________. Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит,- только из усов _________ вьет. Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: __________ морские, мерблюзьи ___________ пеших полков, а для конницы смолевые ______________________.(Приложение 1)

Коллективное обсуждение

Понимают значения предложений написанных на доске

Регулятивные УУД.

Умение

самостоятельно

планировать пути

достижения целей и

эффективные

способы решения задач.


4. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Время: 20 мин

Цели: подвести учащихся к пониманию сути





















Формирование темы урока Ребус: итсоннебосо акызя итсевоп Н.С. авоксеЛ « ашвеЛ»





План урока:


1. Что такое сюжет художественного произведения

2. Язык сказа

3.Сюжетная последовательность


Рассказ учителя




Фронтальный опрос:

- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?

- Для чего автор использует в тексте необычные слова?

- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?

- Сюжет произведения прост. Юрий Нагибин определяет его так: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».

Скажите, что ....

- Что такое сюжет художественного произведения?



Пошаговое закрепление: выполняют задание «Вставь пропущенные слова»

__________– простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе ___________понимания.


________ слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность.

______ - ход повествования о событиях, разворачивающихся и случающихся в художественном произведении.



2. Язык сказа

Ученик (домашнее задание было дано индивидуальное) рассказывает сообщение на данную тему



Пошаговое закрепление


Давайте понаблюдаем  за языком сказа. Начертите таблицу.

Найдите в тексте: просторечия, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологические обороты (заполнение таблицы)










3. Сюжетная последовательность


Рассказ учителя

(Приложение 5)


.


Пошаговое закрепление:

Игра «Рассыпанные открытки» (слайд 3).  

- Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность.

«Англичане дарят русскому императору блоху»

«Николай Павлович посылает Платова в Тулу»

«Работа тульских мастеров»

«Левша на царском приеме»

«Левша в Англии»

«Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»

(правильное расположение картинок  - 3,1, 2, 5, 4, 6)





Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша»






















(Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.)


(Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность).


(Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был»).

(Сюжет (от фр. sujet - предмет) - ход повествования о событиях, разворачивающихся и случающихся в художественном произведении. Как правило, любой такой эпизод подчинен основной или вспомогательной сюжетной линии.)














Приложение 2

Карточка № 2






































Ученик рассказывает сообщение (Приложение 3)

Ученики делают пометки у себя в тетради









Пошаговое закрепление (Приложение 4)



просторечия

устаревшие слова

заимствованные слова

фразеологические обороты, характерные для устной речи

дерябнул, приноровлено, откудова,

отопрусь, пустяковина,

шабаш

карета,

извозчики

ажидация, плезирная, форейтор,

 цейгаузы

дать маху,

 как снег на голову












Разгадывают ребус







Выслушивают и записывают план урока

















Учащиеся помечают интересные факты у себя в тетради

Выписывают Апрельские тезисы





Вписывают пропущенные слова






















































































Получение систематических знаний за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей; высказывать суждений


Личностные: 1) формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; Регулятивные: 1) самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: 1) анализ, сравнение, обобщение, классификация, структурирование знаний; 2) самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: 1) планирование учебного сотрудничества; 2) достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 3) формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


5. Осознание и осмысление нового материала (Итоговое закрепление)

Время: 8 мин.

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание

«Текст с пропущенными словами»

Возвращает учащихся к проблемному заданию. Проверяет выполнение.


А сейчас мы вернёмся к нашей доске и постараемся заполнить пропуски .Выходим по цепочке к доске и дописываем пропущенные слова


На доске написаны предложения с пропущенными словами


Обобщение и систематизация знаний по данной теме

Коммуникативные. УУД: способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации знаний

Регулятивные УУД.

Умение определять результат познавательной деятельности

6. Рефлексия

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

Время: 4 мин.


Метод ПОПС

Учитель выслушивает ответы учащихся

Составляют устно ПОПС-формулу по теме урока

ПОПС-формула:

П - позиция («Я считаю, что…»),

О - обоснование («Потому что…»),

П - пример («Например…»),

С - следствие («Таким образом…»).



Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения аргументация учебного сотрудничества

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий

7. Домашнее задание

Цель: обсудить и записать домашнее задание

Время: 1 мин.


Поясняет домашнее задание, записанное на доске. Выставляет отметки за работу на уроке.

Записывают в дневник домашнее задание. Домашнее задание обязательное для всех:

стр. 229 – 236. Вопросы к параграфу. Новые термины историзмы и архаизмы переписать в словарь и выучить.

Выполнить одно задание на выбор:

1.Написать эссе на тему «Образ Левши».

2.Составить кроссворд.




Выбирает уровень задания и записывает в дневник



Систематизация и контроль знаний оза счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.

Личностные УУД: смыслообразования

Регулятивные УУД: самооценка и прогнозирование результатов





























Приложение 1.



На другой день поехал государь с __________ в _____________. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что _____ им подали двухсестную. Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, __________ до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные _________, и посредине под ________________стоит Аболон _______________. Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит,- только из усов _________ вьет. Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: __________ морские, мерблюзьи ___________ пеших полков, а для конницы смолевые ______________________.

























Приложение 2.



«Вставь пропущенные слова»

__________– простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе ___________понимания.



________ слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность.

______ - ход повествования о событиях, разворачивающихся и случающихся в художественном произведении.

























Приложение 3.



Язык рассказа «Левша» достаточно своеобразный. Можно сказать, что манера изложения мыслей в полной мере отражает народный колорит. Это обусловлено жанровыми особенностями. Кстати, вполне возможно, что писатель намеренно приблизил свое творение к устному народному творчеству под названием «сказ». Тем не менее, Лесков уходит в фольклор не полностью, а сохраняет свой индивидуальный стиль.

Манера повествования такая, что читатель верит, что рассказчик сам присутствовал при всех описываемых событиях. А эмоциональность рассказа помогает сопереживать основному персонажу. Но вместе с этим человек, читающий книгу, может несколько предвзято относиться к другим персонажам. Ведь он словно переносится в давнюю эпоху.

Несмотря на манеру сказа, в речи проскакивают слова, свойственные эпохе императора Александра I. Удивительно, что царь иногда докупает в речи просторечные выражения – сложно сказать, сделано ли это намеренно, либо же допущена оплошность. Кстати, самих по себе просторечий в рассказе достаточно. Очевидно, Лесков стремился, чтобы его воспринимали близким к народу. «Проскальзывает» и его отношение к властям.

Достаточно забавна стилизация под слова из иностранных языков. Но даже русские слова автор изображает как-то необычно и чудно. Есть речевые алогизмы, с помощью которых Лесков выражает иронию. Но она скорее грустна, чем весела.

Имеются неологизмы и придуманные самим автором слова (вроде «мелкоскопа»). Причем, они расположены по тексту в достаточно большом, для такого объема, количестве.

Можно сказать, что изюминка языка Левши в том, что автор достаточно интересно сочетает интересные неологизмы с просторечиями, «сдабривает» их только что придуманными словами и немного коверкает словарные. Таким образом, читателю показывается весьма достоверный образ народного умельца, который обладает смекалкой, но не имел возможности годами обучаться в «университетах».

В этом и прелесть. Вполне очевидно, что такую речь в то время можно было услышать в каждой деревне либо провинциальном городке. Основными чертами можно назвать национальный колорит, самобытность, некую харизму, которая подкупает. Поразительно, что лексика достаточно проста - но элементарных оборотов хватает для того, чтобы перенести читателя в другой мир и заставить его достоверно прочувствовать всю историю от начала и до конца.



































Приложение 4.



просторечия

устаревшие слова

заимствованные слова

фразеологические обороты, характерные для устной речи

дерябнул, приноровлено, откудова,

отопрусь, пустяковина,

шабаш

карета,

извозчики

ажидация, плезирная, форейтор,

 цейгаузы

дать маху,

 как снег на голову
























Приложение 5.

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.


Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.


Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.


Сюжет произведения. Элементы сюжетаЗавязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».


Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.


Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.


Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит из Сюжет произведения. Элементы сюжетавестие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.


В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.


Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой).


Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе. Как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!