СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности эффективного использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности эффективного использования ИКТ в начальной школе. Из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Особенности эффективного использования ИКТ на уроках в начальной школе.»

Особенности эффективного использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ СОШ №3ст. Старощербиновская

Краснодарского края Амосенок А.В.


21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.

Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;

  • снижению дидактических затруднений у учащихся;

  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;

  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Как организовать применение современных информационных технологий на уроках математики, русского языка и других предметов, изучаемых в начальной школе?

При размещении в классе мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе. Если в кабинете отсутствует компьютер, то можно использовать ноутбук.

Какие педагогические программные средства можно использовать на уроках?

Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Разработанные с учётом программы начальной школы электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе. Большинство из них также подходит для домашнего применения, либо для внеурочного использования.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичные задания за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведёт к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

На уроках и во внеурочной деятельности используются:

  • Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

  • Интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека»;

  • «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников).

  • Природа и человек. (Естествознание для начальной школы).

  • «Уроки биологии Кирилла и Мефодия».

  • Юный математик.

  • Русский язык и математика. («Тим и Тома на Южном полюсе»)2-3 классы.

  • «Уроки хорошего поведения» . Обучающая программа.

  • Гарфилд. Математика. Лексика и орфография. Развиваем речь. Развиваем мышление.

  • «Баба –Яга пойди туда, не знаю куда… (Игры на развитие памяти и логики)

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.

Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал , который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация(в 1 классе); использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама(более интересный приём наглядности).

Можно использовать игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины и т. д.).

После просмотра опытов дети могут самостоятельно делать выводы.

Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать на уроке, например, математики по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». Анимационный графический рисунок помогает осмыслить механизм сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Следует отметить, что дети самостоятельно делают «открытие» путём постановки учебной задачи.

В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Применение различных игр (Круговые примеры, « Заполни пустые окошки») способствует этому.

В решении задач на движение показаны разные способы решения (алгебраический, арифметический) и взаимосвязь между величинами.

Продуктивность таких уроков очень высокая.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. Что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.

Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала.


Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно в своей работе использовать метод проектов.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов. Использование компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес не только к основным, но и к факультативным занятиям.

Работая по учебникам УМК« Школа 21века», использую компьютер как

- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенногооценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

- электронную доску при повторении, объяснении нового материала и закреплении.

Компьютер также является мощным мотивационным средством, способствует активизации процесса обучения и воспитания.

Были разработаны и составлены контролирующие задания для текущего и итогового контроля учащихся. При обработке результатов контрольных работ составляется мониторинг качества обучения. В начальных классах проводится тестирование по целому ряду тем. Математика – « Табличное сложение и вычитание»,

« Вычислительные навыки», « Скорость счета»,

« Приемы устных вычислений», « Решение текстовых задач». Русский язык –

« Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов», « Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов».

Анализ проведенных уроков, результаты тестирования свидетельствуют о том, что использование современных компьютерных технологий позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшить при этом учебную нагрузку учащихся, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление.

Самое простое использование компьютера на уроке – представление скороговорок. Каждый урок литературного чтения мы начинаем с разминки – чтения скороговорки. Данный вид мы составляем в программе Word. Работа с фразеологическими оборотами проводится в виде презентации. Для проверки ЗУНов используем программу Гипертест

( Excel). По результатам тестирования проводим коррекционную работу.

Нередко случается так, что дети, готовясь дома к докладу или сообщению по теме, с помощью родителей « скачивают» из Интернета необходимую информацию, но, придя в класс, не могут ее озвучить или же делают это с трудом. Неудивительно – Интернет-ресурсы не адаптированы для детей. Школьники должны уметь отбирать только нужную информацию, и начинать учить их этому следует как можно раньше. Вот почему мы решила соединить игру на компьютере с серьезной работой с текстовым редактором Word, только с участием ножниц, клея и бумаги.

А началось все с уроков по развитию речи. Одним из первых заданий было составление текста из «рассыпавшихся» предложений. Для каждого ребенка на отдельном листе бумаги

были напечатаны предложения и задания. Учащиеся знакомятся с текстом. Далее проводится обычная работа по выяснению его содержания. Чаще всего ребята в целом улавливают смысл текста. Трудности возникают в перетасовке предложений. Мы специально выбираем объемный текст, чтобы было видно, что нумеровать предложения карандашом, как мы обычно делали на уроках, неудобно.

Как бы поступил человек, работающий с данным текстом на компьютере? Ребята высказывают свои предположения, мы обобщаем их и показываем на экране компьютера, как с помощью панели инструментов Word «вырезать – вставить» можно редактировать текст. Учащиеся приходят к выводу, что предложенный текст нужно разрезать на отдельные предложения, а дальше, переставляя их в нужном порядке, составить связный текст.

Эту работу можно проводить и в парах. Далее полученный текст читается вслух по предложениям, и если возникают спорные ситуации, то они обязательно обсуждаются.

После окончательного утверждения текста полосочки с предложениями вклеиваются в тетрадь.

Текст прочитывается еще раз, и к концу работы у всех готово свое заглавие к нему. На доске записываем наиболее интересные заголовки, сравниваются с авторским. Определяется наиболее точный свой и записываем его над текстом. Если остается время, используем его для пересказа: подробного, с использованием слов и выражений из текста, или краткого.

По такому же принципу можно редактировать текст, подготовить его для краткого изложения, вставлять в него ( вклеивать) подходящие по смыслу части речи и т.д.

Как только учащиеся поймут принцип работы с текстом, можно приступать к более серьезному этапу – составлению из разных текстов докладов или сообщений для уроков окружающего мира, истории.

Внедряя информационные технологии в образовательный процесс, мы не должны забывать о здоровьесберегающих технологиях. Их цель – сохранить здоровье ребенка.

Урок с использованием компьютерных технологий становится интереснее, насыщеннее, в нем реализуется принцип наглядности, и все это напрямую влияет на качество знаний наших учеников.


Работа с тренажёрами
Тренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма.






Использование ИКТ.









«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»
А. П. Семенов.



Библиографический список

  1. Щелухина А.С. Возможности использования ИКТ в преподавании блока дисциплин «Культура и искусство».http://isoproject.ru/vmk2-1-paper1.doc

  2. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий[email protected]

  3. Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.

  4. Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе[email protected]




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!