СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы медицинских знаний

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Основы медицинских знаний". Рассчитана на 3 года обучения с 7 по 9 классы на 1 час в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Основы медицинских знаний»

Пояснительная записка


Программа кружка «Основы медицинских знаний» составлена на основе:


  • Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г;

  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • СанПиН 2.4.2.2180 -10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания в 00»;

  • Закона Российской Федерации «О безопасности». Данная программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).


Направленность образовательной программы социальная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа определяет пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.


Актуальность программы: заключается в том, что она способствует углублению знаний старшеклассников по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным. С другой стороны, программа направлена на углубление понимания школьников биохимических и физиологических процессов, протекающих на уровне организма человека, различения нормы и патологии. На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии современный человек получает из научно-популярной литературы или теле- и радиопередач, которые зачастую носят формальный характер. Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех. кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой проблемы предлагается кружок «Юный медик». назначение которого - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.


Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что занятия в кружке способствуют овладению школьниками системой медицинских знаний. Материалы данной программы знакомят школьников с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей, т.е. дополняет базовый курс, полученные ранее на уроках биологии и ОБЖ, а также включает новые знания, не входящие в базовую программу. Содержание кружка направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Программа включает как теоретические, так и практические знания и они должны быть научными и доступными для понимания.


Отличительные особенности программы: Содержание программы имеет особенности, обусловленные, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, психологическими возрастными особенностями учащихся, Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям

Отличительные особенности программы заключаются:

Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанное
поведение в реальных опасных условиях.

Доступность - учебный материал должен быть изложен в доступной форме.

Наглядность - при обучении личной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, видеофильмы, чтобы дети могли увидеть, услышать и потрогать, тем самым
реализовав потребность в познании.

Единство воспитания и обучения - на всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру безопасности. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства.

Объем и сроки освоения программы: Программа рассчитана на 3 года обучения. Всего часов в год -34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.. Продолжительность одного занятия - 1 час.


Количество часов в неделю.

Кол-во недель в учебном году.

Всего часов в год.

1

34

34


Формы и методы проведения занятий.

Формы занятий: лекция, семинар, дискуссия, конференция, диспут, экскурсия, круглые столы, деловые и ролевые игры, тренинг, концерт, выставка, творческие отчеты, соревнования, конкурс, конференция, защита проектов, поход, праздник, акция.. встреча с интересными людьми, «мозговой штурм»,, игра-путешествие, спектакль, творческий отчет,, шоу. эстафета, презентация, турнир и основываются на различных видах деятельности:

-создание и состав кружка, ТБ

-изучение правил гигиены, ЗОЖ и пропаганда их в классах;

-встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

-проведение практических занятий по медицине; создание проектов;

-участие в различных конкурсах тематической направленности;

- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Основные методы, используемые для реализации программы: В обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. В воспитании - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. В работе кружка участвуют учащиеся 7-9 классов. Создается актив детей для оказания помощи учителю по изучению медицины и ЗОЖ во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.


Пути реализации программы:

1.Организационный период (организация кружка, выработка единых норм и

методов поведения, ТБ, обновление оборудования и т.д.)

2.Основной период (Изучение основ медицины, практика и проектные работы, творческие дела и др.) Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий. Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава Учреждения. Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 1 час.


Цели кружка:

- закрепление знаний, совершенствование медико-санитарной подготовки обучающихся,

  • воспитание у обучающихся сознательного отношения к охране своего здоровья и здоровья окружающих, гуманизма и милосердия,

  • развитие инициативы, самодеятельности, воспитание организаторских способностей, привлечение обучающихся к гуманитарной деятельности,

  • пропаганда здорового образа жизни, профилактика инфекционных заболеваний,

  • стимулирование у обучающихся интереса к медицине, развивать интерес к медицинским дисциплинам к профессиям, связанными с медициной, формирование здорового образа жизни.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: воспитательные задачи:

-воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

-выработать у учащихся культуру безопасного поведения.

  • формирование общественной активности личности, гражданской позиции.

  • культуры общения и поведения в социуме,

  • -воспитать у учащихся объективность самооценки; -воспитать потребности в творческом самовыражении; -познакомить учащихся с основами здорового образа жизни;

-воспитать ответственность и дисциплинированность;

-сформировать активную жизненную позицию

-научить детей ответственно относится к своему здоровью.

развивающие задачи:

- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии. самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;

-развивать у учащихся умение ориентироваться в опасной ситуации

-находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья

образовательные задачи:

-знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

-изучить основы специальной терминологии по медицине;

-сформировать устойчивые навыки оказания первой помощи;

-обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

-повысить интерес школьников к медицине;

-приобретение учащимися знаний об оказании первой медицинской помощи при травмах,

-несчастных случаях и внезапных заболеваниях, уходе за больными на дому, личной и общественной гигиене, истории Российского общества Красного Креста, лекарственных растениях родного края и научиться оказывать первую медицинскую помощь; -понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации. ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Полученные учащимися знания позволят укрепить им здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев личности.

Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и работоспособности.


Главные принципы программы

  1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

  2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

  3. Предполагает постепенное усложнение материала.

  4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

  5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

  6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.


Планируемые результаты:

В результате освоения предметного содержания кружка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных. коммуникативных, личностных)

Познавательные УУД: в предлагаемом курсе кружка изучаемые определения и
правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства
объектов. В процессе поиска решения у учеников формируются и развиваются основные
мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.),
умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи.
производить анализ и преобразование информации.

Регулятивные УУД: содержание кружка позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности. планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные УУД: в процессе изучения материала кружка осуществляется
знакомство с медицинским языком, формируются речевые умения: дети учатся
высказывать суждения с использованием медицинских терминов и понятий.
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности
или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Личностные УУД:

  • развитие любознательности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
-образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Ожидаемые результаты Учащиеся должны: знать:

  • способы оказания первой медицинской помощи; уметь:

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; иметь навыки:

  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

  • участия в конкурсах, соревнованиях.

  • активной жизненной позиции.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • Самостоятельности в принятии правильного решения;

  • Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.


Условия реализации программы Информационно-методические условия реализации программы. Техническое оснащение:

  • компьютер с экраном и проектором;

  • магнитофон;

  • плакаты по медицине;

  • Оборудование и приборы

1. Роботы-тренажеры «Гоша», «Максим»

2. Учебное пособие «Атлас добровольного спасателя».

3.. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.


Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов по медицине;

  • проведение викторин, смотров знаний;

  • организация игр-тренингов практической направленности;

  • анализ результатов деятельности.

Аттестация учащихся.

Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения каждого раздела, путем тестирования.

Итоговая аттестация - представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года. Аттестация проходит в форме зачета.

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде знаний, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом,, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, проекты, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Методические и оценочные материалы программы кружка

Деятельность кружка строится но методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

-в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи и др.); наглядный (изучение правил ПМП, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки...); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).

- в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

  1. Викторина

  2. Создание ситуации выбора

  3. Уроки творчества (составление проектов, рисование рисунков, плакатов, выступление с мероприятиями)

  4. Соревнования, состязания (по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему).

  5. Час вопросов и ответов (встречи с медсестрой, работа в группах).


  1. Викторины, конкурсы, кроссворды.

  2. Игра «Да - нет» (при проверке знаний по правилам ПМП).

  3. Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах.

  4. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов по работе кружка.


Содержание программы курса «Основы медицинских знаний»

    1. Введение (2 часа)

    2. Факторы здоровья (16 часов)

    3. Первая медицинская помощь (54 часа)

    4. Профилактика инфекционных болезней (13 часов)

    5. Лекарственные средства (4 часа)

    6. Виды загрязнений и их влияние на здоровье (6 часов)



Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Колич.

часов

план

факт

1

Введение. Человек как биосоциальное существо.



1

2

Организм как целостная система. Понятие о норме и патологии



1

3

Особенности человека. Биологический ритм человека. Причины нарушений биологических ритмов



1

4

Искусство быть здоровым.



1

5

Образ жизни как фактор здоровья. Факторы, влияющие на состояние здоровья.



1

6

История развития представлений о здоровом образе жизни.



1

7-9

Вредные привычки и их влияние на организм человека.



3

10-11

Стресс как негативный социальный фактор.



2

12

Оздоровительно-профилактические средства на службе здоровья.



1

13-14

Здоровье человека и медицинская генетика.



2

15

Роль анализаторов в восприятии окружающего мира.



1

16-17

Сон как составляющая здорового образа жизни.



2

18

Гипотезы старения. Продолжительность жизни человека



1

19

Значение первой медицинской помощи.



1

20

Раны. Десмургия.



1

21

Общие принципы оказания первичной помощи



1

22

Первая помощь при ранениях.



1

23

Ранения лица



1

24

Ранения волосистой части головы



1

25

Ранения глаз



1

26

Ранения грудной клетки



1

27

Ранения живота



1

28

Кровотечения, их виды, характеристика.



1

29

Острые кровотечения



1

30

Наружные кровотечения



1

31

Внутренние кровотечения



1

32

Гомеостаз. Остановка кровотечений.



1

33

Переломы. Их основные признаки. Общая характеристика



1

34

Переломы ключицы



1

35

Переломы лопатки



1

36

Первая медицинская помощь при переломах позвоночника.



1

37

Перелом ребер



1

38

Перелом плечевой кости



1

39

Перелом костей предплечья



1

40

Перелом костей кисти



1

41

Перелом костей таза



1

42

Перелом бедра



1

43

Перелом костей голени



1

44

Переломы лодыжек и костей стопы



1

45

Перелом нижней челюсти и костей черепа



1

46

Закрытые повреждения суставов.



1

47

Растяжения связок. Вывихи



1

48

Виды ожогов.



1

49

Термические ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах.



1

50

Химические ожоги. Общая характеристика и помощь



1

51

Общее воздействие высоких температур и солнечного излучения



1

52

Общее перегревание



1

53

Солнечный ожог



1

54

Холодовая травма. Общая характеристика



1

55

Отморожение и общее охлаждение



1

56

Электротравма. Общая характеристика



1

57

Первая помощь при электротравме



1

58

Поражение молнией



1

59

Травматический шок и противошоковые мероприятия.



1

60

Утопления и удушения. Первая помощь



1

61

Инородные тела полости носа, слухового прохода



1

62

Инородные тела верхних дыхательных путей и глаз



1

63

Острые отравления. Общая характеристика



1

64

Первичные детоксикационные мероприятия



1

65

Отравления алкоголем



1

66

Отравление кислотами и едкими щелочами



1

67

Отравление угарным газом



1

68

Укусы представителей ядовитой фауны (змеи, пауки)



1

69

Способы переноски пострадавших



1

70

Переноска с использованием вспомогательных средств



1

71

Переноска без использования вспомогательных средств



1

72

Инфекционные болезни. Общие понятия



1

73

Профилактика инфекционных болезней



1

74

Значение дезинфекции, дезинсекции.



1

75

Меры личной профилактики при уходе за инф. больными



1

76

Понятие о личной гигиене больного.



1

77

Заболевания органов кровообращения. Инфаркт



1

78

Заболевания органов кровообращения. Атеросклероз



1

79

Заболевания органов кровообращения.



1

80

Заболевания органов дыхания.



1

81

Заболевания и болезненные состояния нервной системы



1

82

Инсульт. Эпилепсия.



1

83

Профилактика болезней эндокринной системы.



1

84

Хирургические заболевания органов брюшной полости



1

85

Хирургические заболевания органов брюшной полости



1

86

Лекарственные средства.



1

87

Фармокология. Фитотератия.



1

88

Хранение лекарственных средств



1

89

Принципы комплектования домашней аптечки



1

90

Город и здоровье человека



1

91

Человек и климат. Особенности климата Ростовской обл.



1

92

Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека.



1

93

Загрязнение атмосферы и здоровье человека.



1

94

Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека.



1

95

Влияние комнатных растений. Шум и здоровье человека.



1

96

Овошные и плодово-ягодные культуры лекарственные растения и источники витаминов.



1

97

Лекарственные растения нашей местности. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.



1

98

Уход за больными на дому.



1

99

Средства личной гигиены, уход инфекционными больными. Практическая работа. Приемы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях



1

100

Сбалансированное питание. Витамины. Иммунитет. Терморегуляция и приемы закаливания.



1

101

Возникновение и развитие красно-крестного движения в России и за рубежом. Создание Российского общества Красного Креста.



1

102

Итоговое занятие



1



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 -29.12.2012);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).


Список литературы для учителя:

1 .Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» -2000г

2.Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М. «Просвещение» -2001 г

З.Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М. «Просвещение» 1995г

4.Курцева П.А «Медико-санитарная подготовка учащихся» М. «просвещение» 1991 г.

5.В.Г.Бубнов, Н.В.Бубнова «Основы медицинских знаний» М.:000 «Издательство ACT» :

ООО «Издательство Астрель», 2004г.

6.В.Н.Завьялов, М.И.Гоголев. В.С.Мордвинов «Медико-санитарная подготовка учащихся»

М.: Просвещение, 1986г.

7.Б.И.Мишин «Настольная книга учителя ОБЖ» М,: ООО «Издательство ACT» : ООО

«Издательство Астрель», 2003г.

8.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.. М.:

«Просвещение», 2010.

9.Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989

Список литературы для учащихся:

ГАнатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда» М«Просвещение» -1997 г. 2.Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М. «Дрофа»- 2010г.

З.Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях» Владикавказ «Алания»-1996г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!