СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы композиции в конструктивных видах искусств

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока "основы композиции в конструктивных видах искусств

Просмотр содержимого документа
«Основы композиции в конструктивных видах искусств»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТЫ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА



Тема: «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВАХ»

Класс: 7

Образовательное учреждение: МОУ "Каменская основная школа"

Учитель: Сорокина Наталья Савельевна



Тип урока

Изучение новых знаний

Цели деятельности учителя


Формировать представление об основных типах композиций; познакомить с объёмно-пространственной и плоскостной композицией; развивать чувства ритма, равновесия, гармонии и контраста; учить создавать композиции из простейших форм

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

  • уметь находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций;

  • уметь называть типы композиций, определять центр внимания в композиции: доминанту;

  • Находить способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из простейших форм;

  • добиваться эмоциональной выразительности в практической работе


Познавательные:

• находить и выделять проблему урока (зрительное рав­новесие масс в композиции, динамическое равновесие

в композиции), проблему в учебной деятельности (дви­жение, статика и композиционный ритм);

• понимать закономерности при построении компози­ции.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учите­лем;

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают во­просы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

  • осознавать свои интересы (что значит по­нимать искусство и почему этому надо учиться?);

  • приобретать первичные представления об основах композиции и конструктивных искусствах;

  • аргументировать и оценивать свою дея­тельность;

  • осознавать свою позицию, добиваясь зри­тельной гармонии;

  • осознавать многообразие взглядов и выра­батывать свои мировоззренческие позиции;

  • адекватно выражать и контролировать свои эмоции;

  • развивать художественные способности

в процессе работы над композицией

Методы и формы обучения


Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский.

Образовательные ресурсы


Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: бумага белая, цветная, клей, ножницы, фломастеры

Наглядно-демонстрационный
материал

Мультимедийный ряд: презентация «Законы композиции». Фотографии зданий и предметы (на выбор). Фотографии города из самолёта

Основные понятия и термины

Конструктивные искусства. Дизайн. Архитектура, Плоскостная композиция. Симметрия. Асимметрия. Динамика



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятель­ность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный кон­троль

I. Органи­зацион­ный момент

Эмоциональ­ная, психоло­гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Рассказ с эле­ментами бе­седы

- На уроках изобразительного искусства в 8 классе вы познакомитесь с образно-выразительным языком кон­структивных искусств - дизайна и архитектуры. В «Изречениях в прозе» Гете есть фраза: «Архитекту­ра - онемевшая музыка». Сравнение с музыкой - это, конечно же, прежде всего сравнение с прекрасным. Как вы думаете, с чего начинают «сочинение» здания архитекторы? Что необходимо знать, чтобы здания получились настолько прекрасны, что их хотелось бы сравнить с музыкой?

Думаю, нас ждут увлекательные и интересные откры­тия в познании архитектуры и дизайна!

Слушают и обсуждают тему урока, цели, пыта­ются само­стоятельно их формули­ровать

Фрон­тальная

Регулятивные: самостоя­тельно формулируют цели урока после предваритель­ного обсуждения. Личностные: стремятся хорошо учиться; осознают свои интересы (что значит понимать искусство и поче­му этому надо учиться?); правильно идентифицируют себя с позицией школьника


II. Изуче­ние нового материала

Объяснитель­но-иллюстра­тивный

- Перед вами изображения различных зданий и вещи, имеющие разное назначение.

Рассмотрите их внимательно и попробуйте вставить пропущенное слово в предложение: Архитектура - это искусство ... зданий. Дизайн - это искусство создания ... вещей.

- Правильно! Архитектура - это искусство «сочине­ния» зданий. Дизайн - это искусство создания облика вещей.

И здания, и вещи конструируются, поэтому архитекту­ру и дизайн объединяют в понятие конструктивные искусства.




Почему надо знать основы архитектуры и искусства? Дома, предметы вокруг нас формируют окружающую нас среду, мы в ней живём, а значит, нам необходимо,

чтобы она была удобной и комфортной, отвечала нашим представлениям и вкусам. Немногие из вас станут дизайнерами и архитекторами, но каждый станет хозяином в своём доме и захочет, чтобы его жилище было красивым и удобным, захочет красиво одеваться и хорошо выглядеть, жить в краси­вом городе. Для всего этого понадобятся знания о кра­соте и удобстве зданий и вещей, законы их создания. С чего же всё начинается?

«... - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину».

- Как вы думаете, о чём так говорил ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттист Альбёрти? Конечно, о композиции. (См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 47.)

Презентация «Законы композиции». (Слайды 2-4.)

- Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого, иначе в ней не было бы никакого смысла. То есть люди имеют схожее представление о гармонии, целостности, единстве. Композиционный центр служит для фокусировки вни­мания зрителя на деталях композиции.

В живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры, то есть в композици­онном центре находится основной сюжет произведе­ния. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то вре­мя как геометрический центр один. (Композиционный центр может быть выделен контрастом света и тени, контрастом цвета, размером, формой )

Презентация «Законы композиции». (Слайды 5 8.)

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного. От­крытая композиция, в которой направления линий ис­ходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.

Презентация «Законы композиции». (Слайды 9-10.) Динамичная композиция - это композиция, при кото­рой создается впечатление движения и внутренней ди­намики. Статичная композиция создает впечатление неподвижности. Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий. (Ди­намическая композиция: Казимир Мачевич. Крестьян­ки с ведрами. 1912. Супрематическая композиция. 1916.)

Также можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение. Движение можно замедлить или ускорить. Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на пра­вом. Так устроен наш мозг.

Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо. (К. С. Малевич. Супрематическая живопись: летящий аэроплан. 1915 г.)

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей.

Ритм обусловлен повторением. В изобразительном ритм может создаваться повторением цвета, объектов пятен света и тени. (К. С. Малевич. Спортсмены. Супрематизм в контуре «Спортсменов».1930-1931 г) Презентация «Законы композиции». «Слайды 11-19)
В природе не бывает ничего идеально. Кроме симметричных образов, много и асимметричных. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении асимметричной композиции, и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. (См. ресурсный материал (2) к уроку на с. 47.) Презентация «Законы композиции». (Слайды 19-24.)

Слушают учителя, вставляют пропущенные слова в пред­ложения. Вставляют пропущенное слово в высказывание Альберта.




Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.














Смотрят пре­зентацию. Дискути­руют.













Смотрят пре­зентацию. Дискути­руют.






Смотрят пре­зентацию, анализируют и выражают свое мнение о произведе­ниях худож­ника Казими­ра Малевича.
















Смотрят пре­зентацию. Дискути­руют.

Смотрят пре­зентацию. Дискути­руют.

Фрон­тальная, индиви­дуальная

Познавательные: исполь­зуют общие приемы реше­ния познавательных задач; ориентируются в разнообра­зии способов их решения; сравнивают и определяют типы композиций, центр внимания в композиции: доминанту; устанавливают аналогии для понимания закономерностей при по­строении композиции; ана­лизируют, делают вывод, определяют понятия.

Коммуникативные: ис­пользуют ИКТ как инстру­мент для достижения своих целей; излагают своё мне­ние в диалоге; строят по­нятные для собеседника высказывания. Личностные: выражают осознанные устойчивые эс­тетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу челове­ческой жизни; адекватно выражают и контролируют свои эмоции



III. Твор­ческая практиче­ская дея­тельность


Практический


Выполняя задания, вы будете шаг за шагом развивать заложенное в вас чувство композиции.
Приобретая навыки организации пространства, вы можете использовать не только прямоугольники, но и круги, точки, треугольники, накладывая, соединяя их друг с другом. Мы будем выполнять практическую работу в технике коллажа. ,

Выполнение заданий: с. 20 учебника (раздаточный материал)


Готовят рабо­чее место. Выполняют практическую работу, со­здают компо­зиции в соот­ветствии с изученными законами


Регулятивные: определяют проблему в деятельности; находят и исправляют ошибки в процессе работы. Личностные: аргументи­руют и оценивают свою дея­тельность; осознают свою учебную позицию, добива­ясь зрительной гармонии в работе


IV. Итоги

урока.

Рефлексия


Беседа - об­мен мнениями


- Рассмотрите фото города из самолета. Сравните их со своими композициями. Расскажите, как вы добились зрительного равновесия масс в композициях; как добились динамического равновесия, гармонии?

Найдите ошибки в представленных композициях, посоветуйте, как их можно исправить.

Сравнивают композиции с фотографи­ями. Обсуж­дают работы. Отвечают на вопросы

Индиви­дуальная, фрон­тальная

Коммуникативные: изла­гают своё мнение в диалоге.

Личностные: осознают многообразие взглядов и вырабатывают свои миро­воззренческие позиции; адекватно выражают и контролируют свои эмоции







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!