МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕФТЕКАМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Р А С С М О Т Р Е Н О У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Председатель метод. комиссии Зам. директора по УПР
__________________________ _________________________
«_____»____________20____г. «_____»____________20___г.
Рабочая ПРОГРАММа
Общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ
Калькуляция и учет
2018г.
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм.
утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нефтекамский многопрофильный колледж
Разработчики:
Зам.директора по УПР ГБПОУ НМПК _____________
Преподаватель ГБПОУ НМПК Березина А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ общепрофессионалной ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации общепрофессиональной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения общепрофессиональной дисциплины | 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ общепрофессиональной ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программ
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- оформлять документы первичной отчетности и вести учет сырья, готовой и реализованной продукции и полуфабрикатов на производстве,
- оформлять документы первичной отчетности по учету сырья, товаров и тары в кладовой организации питания;
- составлять товарный отчет за день;
- определять процентную долю потерь на производстве при различных видах обработки сырья;
- составлять план-меню, работать со сборником рецептур блюд и кулинарных изделий, технологическими и технико - технологическими картами;
- рассчитывать цены на готовую продукцию и полуфабрикаты собственного производства, оформлять калькуляционные карточки;
- участвовать в проведении инвентаризации в кладовой и на производстве;
- пользоваться контрольно-кассовыми машинами или средствами атвтоматизации при расчетах с потребителями;
- принимать оплату наличными деньгами;
- принимать и оформлять безналичные платежи; -составлять отчеты по платежам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды учета, требования, предъявляемые к учету;
- задачи бухгалтерского учета;
- предмет и метод бухгалтерского учета;
- элементы бухгалтерского учета;
- принципы и формы организации бухгалтерского учета, особенности организации бухгалтерского учета в общественном питании;
- основные направления совершенствования, учета и контроля отчетности на современном этапе;
- формы документов, применяемых в организациях питания, их классификацию;
требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов;
права, обязанности и ответственность главного бухгалтера;
- понятие цены, ее элементы, виды цен, понятие калькуляции и порядок определения розничных цен на продукцию собственного производства;
- понятие товарооборота предприятий питания, его виды и методы расчета.
сущность плана-меню, его назначение, виды, порядок составления;
- правила документального оформления движения материальных ценностей;
источники поступления продуктов и тары;
- правила оприходования товаров и тары материально-ответственными лицами,
реализованных и отпущенных товаров;
- методику осуществления контроля за товарными запасами;
- понятие и виды товарных потерь, методику их списания;
- методику проведения инвентаризации и выявления ее результатов;
понятие материальной ответственности, ее документальное оформление, отчетность материально-ответственных лиц;
- порядок оформления и учета доверенностей;
- ассортимент меню и цены на готовую продукцию на день принятия платежей;
правила торговли;
- виды оплаты по платежам;
- виды и правила осуществления кассовых операций;
- правила и порядок расчетов с потребителями при оплате наличными деньгами и при безналичной форме оплаты;
- правила поведения, степень ответственности за правильность расчетов с потребителями.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы общепрофессиональный дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 32 часа;
самостоятельной работы студента - 16 часов.
Результатом освоения программы общепрофессиональной дисциплины «Калькуляция и учет» является овладение обучающимися видом образовательной деятельности Калькуляция и учет, в том числе профессиональными компетенциями (ПК) и общими компетенциями (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами. |
ПК 1.2. | Осуществлять обработку, подготовку овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, мяса, домашней птицы, дичи, кролика. |
ПК 1.3. | Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов разнообразного ассортимента для блюд, кулинарных изделий из рыбы и нерыбного водного сырья. |
ПК 1.4. | Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов разнообразного ассортимента для блюд, кулинарных изделий из мяса, домашней птицы, дичи, кролик. |
ПК 2.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. |
ПК 2.2. | Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение бульонов, отваров разнообразного ассортимента. |
ПК 2.3. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации супов разнообразного ассортимента. |
ПК 2.4 | Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение горячих соусов разнообразного ассортимента. |
ПК 2.5. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, грибов, круп, бобовых, макаронных изделий разнообразного ассортимента. |
ПК 2.6. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из яиц, творога, сыра, муки разнообразного ассортимента. |
ПК 2.7. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента. |
ПК 2.8. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из мяса, домашней птицы, дичи и кролика разнообразного ассортимента. |
ПК 3.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами. |
ПК 3.2 | Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение холодных соусов, заправок разнообразного ассортимента. |
ПК 3.3. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации салатов разнообразного ассортимента. |
ПК 3.4. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации бутербродов, канапе, холодных закусок разнообразного ассортимента. |
ПК 3.5. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента. |
ПК 3.6. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи разнообразного ассортимента. |
ПК 4.1. | Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. |
ПК 4.2. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента. |
ПК 4.3. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента. |
ПК 4.4. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков разнообразного ассортимента. |
ПК 4.5. | Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков разнообразного ассортимента. |
ПК 5.1. | Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами. |
ПК 5.2. | Осуществлять приготовление и подготовку к использованию отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. |
ПК 5.3. | Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и хлеба разнообразного ассортимента. |
ПК 5.4. | Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента. |
ПК 5.5. | Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента. |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ОК 11. | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общепрофессиональной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
Практическая работа | 9 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2.Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины. Калькуляция и учет
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Общая характеристика учета на предприятиях общественного питания. | 1.(1)Введение | 1 | 1 |
Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Ценообразование и калькуляция на предприятиях общественного питания. 1 (2)Понятие о цене. Виды цен. 2.(3)План – меню, его назначение. 3.(4) Калькуляция розничных цен, оценка сырья при калькуляции цен. 4.(5)Порядок определения и установления розничных цен на продукцию. | 1 1 1 1 |
Документальное оформление товара. 1.(6)Документальное оформление и учет поступления, отпуска продуктов, товаров, тары на складах предприятий общественного питания. | 1 |
Документальное оформление и учет поступления сырья и отпуска готовой продукции на производстве. 1.(7)Виды документов и порядок их оформления, отчет о движении продуктов, товарные потери, порядок их оформления, списания и учета. | 1 |
Автоматизированные системы учета в общественном питании. 1.(8)Общие правила проведения инвентаризации. | 1 |
Самостоятельная работа Подготовить реферат на тему: 1. Материальная ответственность, договор материальной ответственности. 2.Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий (СТП). 3.Временный порядок разработки и утверждения технико – технологических карт на блюда и кулинарные изделия. 4. Порядок составления технологической карты. 5. Товарные потери при хранении и транспортировке. | 10 2 2 2 2 2 |
Бухгалтерский управленческий учет | Содержание учебного материала | 13 | 2 |
Бухгалтерский учет 1.(9)Сущность и назначение бухгалтерского управленческого учета. 2.(10)Учет основных средств. Учет нематериальных активов. 3.(11)Учет производственных запасов. Учет готовой продукции и продаж. 4.(12)Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости. 5.(13)Учет финансовых результатов и использования прибыли. 6.(14)Учет капитала организации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. 7.(15)Учет отдельных операций и ценностей, не принадлежащих организации | 1 1 1 1 1 1 1 |
Учет сырья, продуктов и тары в кладовых предприятий общественного питания. 1.(16)Задачи организации бухгалтерского учета в кладовых предприятий общественного питания. 2.(17)Материальная ответственность, ее документальное оформление. 3.(18)Источники поступления продуктов и тары. Порядок оформления и учета доверенностей. | 1 1 1 1 1 1 |
Учет продуктов на производстве, отпуска и реализации продукции и товаров предприятиями общественного питания. 1.(19)Организация учета на производстве. Состав товарооборота общественного питания. 2.(20)Отчет о движении продуктов и тары на производстве. Порядок списания соли и специй. 3.(21)Инвентаризация сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на производстве, сроки и порядок проведения. |
Практические занятия | 9 | 2 |
1.(22)Решение качественных и количественных задач. | 1 2 2 2 1 1 |
2.(23,24)Определить норму потерь и отходов при холодной обработке мясной свинины массой 260кг. |
3.(25,26)Рассчитать расход сырья для приготовления молочных сосисок 30порций по 50г. |
4.(27,28)Рассчитать, какое количество вареных ножек получится при обработке 64 кг ног свиных. |
5.(29)Рассчитать, какое количество картофеля, жаренного соломкой во фритюре, в январе месяце можно приготовить из 20кг картофеля. |
6.(30)Сколько отходов получится при обработке 40 кг свежих помидор. |
Самостоятельная работа Подготовить реферат на тему: Работа со Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий. Правила составления плана – меню. Составление калькуляционных карточек. | 6 2 2 2 |
(31,32) Дифференцированный зачет | 2 |
Всего | 32 |
3. условия реализации программы общепрофессиональной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству студентов;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты, набор учебных фильмов по темам программы)
Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензионными программным обеспечением, мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Потапова И.И. Калькуляция и учёт в общественном питании. М: Академия, 2017 г.
Дополнительные источники
Г.М Шеламова. Этикет делового общения.- М: Академия, 2005 г.
Радченко Л.А. Организация производства на предприятии общественного питания. Ростов – на - Дону. Феникс. 2003 г.
Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. – М.: Мастерство. 2001 г.
Радченко Л.А. Организация производства на предприятии общественного питания. Ростов – на - Дону. Феникс. 2003 г.
Татарская Л.Л. Лабораторно-практические работы для поваров и кондитеров. М.: Академия 2006 г.
Сборник рецептур для повара. Ростов – на – Дону. Феникс. 2001 г.
Барановский В.А. Повар. Ростов – на – Дону. Феникс. 2003 г.
Журналы: «Хлебопродукты», «Хлебопечение России», «Хлебопек», «Кондитерское производство»
Мармузова Л.В. Технология хлебопекарного производства. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Нормативная литература:
Санитарно-гигиенические нормы и правила « Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».СанПиН 2.3.1078-2001.-М.: 2002.
Сборник технологических инструкций для производства хлеба, кондитерских и макаронных изделий.- М.: Прейскурантиздат, 1989.
Инструкция по нормированию расхода сырья при выработке макаронных изделий. – М.: ЦНИИТЭИПищепром, 1974.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.russbread.ru
2. http:// Saechka.ru
3. http://www.peku-sam.ru
4. http:// kuking.net
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- составить наряд-заказ на сырьё на склад; - документально оформить отпуск кулинарной продукции с производства; - составить отчёт заведующего производством, начальника цеха за определенный отчётный период; - рассчитать себестоимость и проданную цену блюд, изделий, напитков, подлежащих реализации; - провести инвентаризацию и оформить соответствующие документы; - контролировать и оформлять кассовые отчёты; - оформлять счета и контролировать их учёт при обслуживании потребителей персоналом предприятий общественного питания; - перечень документов отчетности на предприятиях общественного питания; - требования к ведению основных отчетных документов; - формы и порядок заполнения документов, отражающих поступления сырья на склад, на производство; - формы документов и порядок оформления реализации полуфабрикатов и готовой продукции; - требования к оформлению счетов за реализованную продукцию при обслуживании потребителей буфетчиком и официантом; - формы документов и порядок их оформления при приеме заказов на изготовление кулинарной продукции, проведения банкетов и торжеств; - порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов; - калькуляцию кулинарной продукции; | - беседа; - практические занятия; - индивидуальная работа; -самостоятельная (внеаудиторная работа); - тестирование; -межпредметные интегрированные уроки; |
8