СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы экономической теории

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономической теории", предназначен для обучающихся СПО

Просмотр содержимого документа
«Основы экономической теории»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2019

Лист 0/19

















рабочая программа учебной дисциплины

ОП.01 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


















Анадырь 2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия направления подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки.


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)



Разработчик:

Ильина Юлия Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»




Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии

филологических и социально-экономических дисциплин:

Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.

Председатель ________/Зырянкина О. Н./



Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ




страница

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия направления подготовки Инженерное дело, технологии и технические науки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации по должностям служащих 12264 Земледел, 12266 Землекоп, 22572 Инженер по землеустройству.


1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины


Цель:

  • развить у обучаемого научное инновационно - экономическое мировоззрение, помогающее отбирать и оценивать эффективные инновационные проекты для разных хозяйствующих субъектов.


Задачи:

  • овладение основами методологии экономической теории;

  • обучение студентов теоретическим знаниям об экономических системах и институтах.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

  • использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

  • строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

  • анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

  • распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

  • ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

  • рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

  • роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

  • задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

  • закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 38 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:

лабораторные работы

0

практические занятия

10

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

решение задач

изучение материалов лекции

изучение литературы

0

18

10

10

Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет и история экономической науки


5


Тема 1.1.

Экономическая наука и ее роль в жизни общества

Содержание учебного материала

4

1

Введение в экономическую теорию. Содержание дисциплины, ее задачи, связь с практикой рыночной экономики. Предмет, структура, методология и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы.

2

2.

История развития экономической теории. Основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К.Маркса.

2

Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Работа со словарем экономических терминов

Раздел 2.

Общие проблемы экономической теории


16

Тема 2.1.

Производство и экономика

Содержание учебного материала

4

1

Производство как процесс создания полезного продукта. Фазы производства. Ресурсы и факторы производства, их классификация. Блага и потребности. Виды потребностей. Противоречия системы «ресурсы-потребности» и механизм их разрешения. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности.

2

2

Проблема производственных возможностей и эффективности экономики. Кривая производственных возможностей и ее методологическое значение.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся


1

Конспект по вопросу: Содержание экономических законов: возвышения (возрастания) потребностей; экономии времени; разделения общественного труда.

1


Тема 2.2.

Экономические системы и их типы

Содержание учебного материала

4


1

Формы и модели общественного хозяйства. Понятие и типы экономических систем.

2

2

Сравнительная характеристика командно-административной и рыночной систем. Недостатки «чисто рыночной» экономики. Смешанная экономика.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Конспект по вопросу: Смешанная экономика: аргументы за и против.

Тема 2.3

Собственность как основа производственных отношений

Содержание учебного материала

4

1

Собственность как экономическая и юридическая категория. Законы собственности и присвоения.

2

2

Виды и формы собственности в современной экономике. Регулирование отношений собственности в России.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0


Самостоятельная работа обучающихся

2


1

Сообщение: Проблемы разгосударствления собственности в России. Итоги приватизации. Способы приватизации в странах Западной Европы (Великобритании, Франции).


Раздел 3.

Микроэкономика


38



Тема 3.1

Сущность и виды рынков


Содержание учебного материала

6

1

Понятие и структура рынка. Функции рынка. Виды рынков. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение.

2

2

Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара. Полезность товара. Теория «предельной полезности».

2

3

Спрос и предложение – важнейшие экономические рычаги рыночного механизма. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Построение кривых спроса и предложения. Определение равновесной цены, зон избытка и дефицита товаров. Расчет коэффициентов эластичности спроса и предложения.

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

5


1

Работа со словарем финансово-экономических терминов.

2

Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.

3

Построение кривых спроса и предложения по заданным параметрам. Пояснить, какие факторы влияют на сдвиги кривых.

4

Тест (т.3.1). Решение задач на расчет коэффициентов эластичности.

Тема 3.2

Сущность денег, их виды и функции

Содержание учебного материала

2

1

Сущность денег, их виды и функции. Законы денежного обращения. Уравнение И. Фишера

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Определение количества денег в стране в соответствии с законами денежного обращения.

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

3


1

Сообщения: История возникновения денег. Концепции происхождения денег. Западные теории денег.

2

Тест (т.3.2). Решение задач на определение количества денег в обращении.

Тема 3.3

Рынок как регулятор производства товаров

Содержание учебного материала

4

1

Понятие и виды конкуренции. Сущность принципа «невидимой руки» рынка. Конкуренция и монополия: модели современного рынка.

2

2

Теория поведения потребителя. «Эффект замещения» и «эффект дохода». Бюджетная линия и кривые безразличия.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности.

2

Сообщение: Развитие конкурентной среды в России и конкурентоспособности отечественного производства

3

Конспект по вопросу: Монополия: за и против. Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование: экономическое содержание и особенности России


Тема 3.4

Рынки производственных ресурсов

Содержание учебного материала

6

1

Рынки производственных ресурсов. Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата.

2

2

Рынок капитала. Основной и оборотный капитал. Понятие процентного дохода.

Субъекты спроса на капитал и предложения капитала.

2

3

Рынок земли. Особенности земли как фактора производства. Землевладение и землепользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента. Цена земли.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Определение величины земельной рента и цены земли.

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Работа со словарем финансово-экономических терминов. Особенности формирования рынка земли в России.

Раздел 4.

Макроэкономика

17

Тема 4.1

Макроэкономическая структура национальной экономики


Содержание учебного материала

6

1

Общее понятие о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.

2

2

Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них.

2

3

Теории макроэкономического равновесия.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Решение ситуационных задач. Эффект мультипликатора.

2

Решение задач на расчет ВВП (ВНП). Тест по т. 4.2

3

Проанализировать статистические показатели и сделать выводы.

Тема 4.2

Экономический рост и его типы

Содержание учебного материала

2

1

Экономический рост и его типы. Теории и модели экономического роста.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Сообщение: Темпы и выбор модели экономического роста для России

Тема 4.3

Цикличность развития рыночной экономики

Содержание учебного материала

2

1

Экономический цикл и его фазы. Основные теории цикличности. Причины экономических кризисов. Концепция Н.Д. Кондратьева.

2


Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Сообщение: Отсутствие цикличности плановой экономики: свидетельство благополучия?

2

Конспект по вопросу: Антикризисная политика государства.

Раздел 5. Механизм макроэкономического регулирования


39

Тема 5.1

Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне


Содержание учебного материала

2

1.

Экономические функции государства. Инструменты государственного регулирования.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Органы денежно-кредитного регулирования экономики и контроля (на примере Чукотского АО)

Тема 5.2

Денежный рынок как регулятор экономики


Содержание учебного материала

2

1

Денежное обращение и его проблемы. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Денежный рынок: спрос и предложение денег.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Определение количества денег в стране в соответствии с законами денежного обращения. Денежный мультипликатор.

Тема 5.3

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства

Содержание учебного материала

6

1

Кредит и банковская система. Денежно-кредитная политика государства.

2

2

Сущность и функции финансов. Государственный бюджет.

2

3

Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Особенности налоговой системы стран Западной Европы и США.

2

Сообщение по теме: Государственный долг.

Тема 5.4

Инфляция и антиинфляционная политика

Содержание учебного материала

4

1

Инфляция: сущность, причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Уровень и темп инфляции.

2

2

Антиинфляционная политика государства. Влияние инфляции на занятость (кривая Филлипса).

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией (по данным статистики)

2

Работа со словарем финансово-экономических терминов.

3

Особенности российской инфляции.

Тема 5.5

Занятость и безработица

Содержание учебного материала

2

1

Безработица: содержание, формы, последствия. Измерение безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости и регулирования безработицы

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Определение уровня и темпов инфляции. Расчет показателей занятости и безработицы.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Решение задач на определение уровней занятости и безработицы (по данным статистики). Определение форм безработицы.

2

Сообщение: Западный опыт регулирования уровня безработицы.

Тема 5.6

Доходы в рыночной экономике

Содержание учебного материала

2

1

Доход как экономическая категория. Виды доходов в рыночной экономике. Основные направления социальной политики государства в современных условиях.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

2

1

Построение кривой Лоренца. Определение прибыли и нормы прибыли.

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

Конспект по вопросу: Потребительская корзина.

2

Рассчитать реальные доходы и норму прибыли.

Тема 5.7 Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую

Содержание учебного материала

4

1

Место и роль России в мировом хозяйстве. Неравномерность и различия в уровнях социально-экономического развития стран мирового сообщества. Экономические аспекты глобальных проблем.

2

2

Место и роль России в мировом хозяйстве. Неравномерность и различия в уровнях социально-экономического развития стран мирового сообщества. Экономические аспекты глобальных проблем.

2

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Глобализация: сущность, противоречия, тенденции развития

Всего

114


3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики организации.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • меловая трехчастная доска;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • принтер.


Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;

  • экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Лобачева, Е.Н. Основы экономической теории 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО/Лобачева Е.Н. - Отв. ред..- М.:Юрайт, 2019.- Режим доступа: https://biblio-online.ru/ /


Дополнительные источники:

  1. Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 120 с.

  2. Галицкая, С.В. Деньги. Кредит. Банки Конспект лекций: учебное пособие.–М.: Эксмо, 2006. - 170 с.

  3. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для учащихся учреждений НПО – М.: Издательский цент «Академия», 2013. - 145 с.

  4. Щербина Л.Б. История экономики: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. - 160 с.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

  • использовать источники экономической информации;

  • строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

  • распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

  • разбираться в основных принципах ценообразования;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

  • практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, подготовка сообщений

Знать:

  • генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

  • ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

  • рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя;

  • особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

  • роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

  • задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

  • закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.

  • внеаудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений, тестирование


Разработчик:


ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Ю.В. Ильина и

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ __________________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ __________________ _________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!