СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные подходы к трактовке качества образования.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложены основные подходы к трактовке качества образования. Что представляют собой диверсификация и интернационализация образования. Приведены примеры их практического воплощения.

Просмотр содержимого документа
«Основные подходы к трактовке качества образования.»

Основные подходы к трактовке качества образования.

Международные организации, которые занимаются стандартизацией (ИСО 9001), трактуют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

В образовательной деятельности качество представляется не только как итог (результат) деятельности, но и как процесс, который направлен на достижение результатов с учетом их внутреннего потенциала и внешних условий объекта.

Следует уточнить следующее: говоря о содержании термина «качество образования», необходимо проводить четкую грань между результатом и процессом, разделяя уровни образовательного процесса и разграничивая требования к качеству со стороны заказчиков и потребителей образовательных услуг.

Требования к качеству образования изменяются по мере развития науки и разнообразных общественных сфер. В настоящий момент наиболее актуальным можно считать понимание качества образования, объединяющее компетентностный и динамический подходы.

Именно они позволяют сформировать требования к качеству и целям образования, запросам общества и рынка труда, применять педагогические измерения, получать позитивные оценки изменений в результатах образовательного процесса, которые соотносятся с принятой инновационной трактовкой показателей качества образования.

Стоит отметить, что качество образования рассматривается не только как деятельностный результат, но и как процесс, направленный на достижение запланированных итогов работы с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта.

В самом общем случае применительно к результатам под качеством образования понимают интегральную характеристику образовательной системы, которая отражает степень соответствия реально достигаемых результатов нормативных требований, социальных и личностных ожиданий потребителей.

Соответственно, в процессе обучения мы можем констатировать наличие качественных знаний в случаях, когда реализуемый уровень учебных достижений близок к запланированному, выступающему в роли критериев и заданных требованиями Федерального Государственного

образовательного стандарта.

В настоящий момент в современном  образовании выделяются два важных процесса (диверсификация и интернационализация образования), которые имеют некоторые противоречия. Они, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Термин «диверсификация» произошел от латинского «diversification» (изменение, разнообразие). Он означал расширение сфер деятельности. Впервые стал использоваться в середине 50-х годов и обозначал новое явление в экономике развитых капиталистических стран, которое было связано с процессом концентрации капитала на межотраслевом уровне.

В образовании термин «диверсификация» возник в конце 60-х в Западной Европе, когда встал вопрос о структурном реформировании образовательных систем.

В настоящий момент под диверсификацией профессионального образования понимается расширение видов деятельности системы профессионального образования и приобретение новых, не свойственных ранее форм и функций.

Процесс диверсификации можно рассматривать как принцип современной образовательной политики, одно из направлений реформирования образования или категорию философии.

Под диверсификацией образования мы понимаем принцип структурирования системы, который обеспечивает вариативность образовательных программ, услуг, видов образовательных учреждений, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, приданием образовательных функций общественным учреждениям, созданием междисциплинарных программ.

В данном случае изменяются методы и приемы обучения, а также процедура набора. Подвержена реорганизации структура учебных заведений, порядок их финансирования и система управления образованием.

В системе образования РФ стала складываться многоуровневая система образования, появились, параллельно с государственными общеобразовательными школами, частные учебные заведения, гимназии, лицеи и образовательные центры.

Диверсификация образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов.

Некоторые авторы, исследующие особенности данной темы, рассматривали диверсификацию по содержанию, срокам, методам обучения как альтернативу традиционного образования в части расширения шансов на успех.

Заведующая лабораторией теории непрерывного образования Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики РАО» Т.Ю.  Ломакина рассматривает диверсификацию как основной общепедагогический принцип функционирования и развития современной системы непрерывного образования. Он позволяет создать множество образовательных траекторий с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности, а также выявить пути, разработать и реализовать механизмы развития образовательной системы.

Такой подход позволяет рассматривать диверсификацию, с одной стороны, как целостное социально-педагогическое явление, с другой, как основное исходное положение развития современной системы непрерывного образования.

Последнее является сферой социальной практики общества, а потому создает объективные условия не только для обогащения опыта, расширения профессиональных знаний, овладения способами познавательной, практической и социальной деятельности обучаемых, но и для формирования целостной, творческой, и нравственной личности.

Социальные перемены требуют обучения на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением высококвалифицированных кадров и спросом на них.

К общим факторам, свойственным практически всем развитым и развивающимся странам, относятся: – повышенный социальный спрос на более высокий уровень образования и необходимость удовлетворения широкого многообразия образовательных потребностей населения.

Рассматривая совокупность процессов диверсификации системе непрерывного образования, следует выделить частные принципы, через которые раскрывается суть этих процессов:

– принцип соответствия – удовлетворение потребности личности в образовании, а экономики – в квалифицированных кадрах, способных решать комплексные задачи современного экономического и общественного развития;

– принцип качественности образования – необходимость повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях и уровня требований к квалификации профессиональных кадров;

– принцип личностной направленности – удовлетворение потребности личности в многообразии образовательных запросов и потребностей;

– принцип свободы выбора – расширение свобод образовательных учреждений в реализации широкого спектра образовательных программ, возможностей партнерских отношений и многоканального финансирования.

Методологическими основами диверсификации системы непрерывного образования являются следующие:

1. Системный подход к организации непрерывного обучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов обучения с учетом процессов преемственности и интеграции в образовании и с целью создания целостной, оптимально действующей и динамично развивающейся системы.

2. Целостность образовательной подготовки достигается посредством постоянного укрепления взаимосвязей собственных основных компонентов, которые ориентированы на конечную цель – повышение качества подготовки выпускников.

3. Приоритет личности в выборе и построении своей образовательной траектории согласно собственным возможностям и способностям, потребностям рынка труда, как на государственном уровне, так и на уровне региона или муниципалитета.

4. Приоритет личности в организации образовательных структур посредством единой целевой направленности на конечные результаты при планировании образовательной подготовки и управлении ею.

5. Перестройка компонентов системы (целей и задач, содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов, учащихся и студентов) на основе программно-целевого подхода с учетом будущей профессиональной деятельности выпускника.

6. Ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых и обучающих как активных субъектов образования и социального действия. Итак, диверсификацию непрерывного образования можно рассматривать как общепедагогический принцип развития системы непрерывного образования, который проявляется в диверсификации педагогической системы и образовательных учреждений.

Диверсификация педагогической системы непрерывного образования состоит из трех компонентов: личностного, содержательного и организационного. Необходимым условием диверсифицированной образовательной системы является социальная адаптация обучающихся и педагогов к нестандартному, конструктивному мышлению и поведению, к осознанию и развитию собственного опыта.

Диверсификация непрерывного образования предполагает широкий спектр образовательных программ, обеспечивающих обучающимся выбор образовательной траектории и защиту личности на рынке труда.

Рассматривая диверсификацию в рамках педагогической системы и через призму ее компонентов: личностного, содержательного и организационного, остановимся на некоторых примерах.

Главным системообразующим элементом педагогической системы являются цели, которые ставит перед собой система, а главным субъектом, для которого создается и функционирует педагогическая система, является личность обучающегося.

Целью диверсифицированной педагогической системы непрерывного образования является удовлетворение потребностей четырех основных потребителей:

– личности как главного действующего лица и действующей силы свободного движения общества при опережающем уровне общего и профессионального образования по сравнению с уровнем развития производства, техники и технологии;

– общества – в творческом развитии и образованности своих членов, что обеспечит оздоровление и укрепление его гуманистических и демократических позиций;

– экономики страны в целом и конкретного региона страны – в кадрах различных уровней образования и квалификации с учетом специфики развития региона, конкретных заказчиков профессиональных кадров;

– самой системы образования, которая должна будет эффективно действовать и развиваться.

Диверсификация содержания образования отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения.

Основными отличительными особенностями ФГОС третьего поколения от предыдущих стандартов, которые позволяют диверсифицировать содержание образования, являются:

– ограниченная регламентация;

– самостоятельность образовательной программы;

– модульная организация программ;

– приобретение компетенций как образовательный результат;

– ориентация на запросы рынка труда.

Таким образом, содержательный компонент диверсифицированной педагогической системы предполагает разработку широкого спектра развивающих и профессиональных образовательных программ с учетом действующих стандартов, социально-экономического прогнозирования отраслей экономики и данных социально-педагогического предвидения, что соответствует важной цели – сформировать систему непрерывного образования, отвечающую требованиям развивающейся инновационной экономики России.

Личностный компонент является стержнем диверсифицированной системы непрерывного образования и предусматривает на основе возрастных особенностей, возможностей, запросов и способностей личности, которые развиваются в процессе учебно-познавательной деятельности, создание необходимых условий для выстраивания каждой личностью индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих профессиональный и карьерный рост.

Новый подход к образованию влечет за собой также интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры. В современном обществе происходит интернационализация образования.

Интернационализация образования - создание единой системы образования для разных стран. В его основу были положены разнообразные идеи международного сотрудничества в сфере образования, большинство из которых уже получило реализацию в качестве разного рода программ.

Интернационализация образования – это один из факторов международного образовательного сотрудничества, который вызван политическим и экономическим сближением стран мира и требующим обеспечения общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений России.

Следствием интернационализации стало присоединение России к Болонской декларации, для реализации принципов которой потребовалось реформирование отечественного образования на различных уровнях.

Практическое воплощение реализуется наличием интеграционных процессов, взаимодействием между государствами в разных сферах жизни, приоритетов образования развитых стран.

На сегодня мировой практикой выработаны различные стратегии, которые развиваются на основе такой тенденции, как интернационализация процесса образования. В зависимости от мотивов реализации их можно сформировать в четыре группы.

Стратегия согласованного подхода – опирается на долгосрочное международное сотрудничество. Оно реализуется посредством повышения мобильности как студентов, так и преподавателей, программ обмена, партнерских соглашений. Фундаментальным положением этой стратегии является не конкуренция, а налаживание сотрудничества.

Стратегия, поддерживающая миграцию ведущих иностранных специалистов и одарённых студентов. Принимающая страна, стремясь повысить свою конкурентоспособность, создаёт ряд условий для них: академические стипендии, упрощённый визовый режим и иммиграционные нормы. Доходная стратегия. Она также основывается на привлечении квалифицированных специалистов с той лишь разницей, что отсутствуют какие-либо льготы, а образование предоставляется на платной основе. Приток иностранных студентов позволяет организовывать университетам предпринимательскую деятельность.

Стратегия расширенных возможностей поощряет получение образования за рубежом или в отечественных вузах, которые поставляют такие услуги. Рычагами реализации здесь служат мероприятия, направленные на поддержку мобильности, как студентов, так и учёных, преподавателей и государственных служащих.

Думаю, что будет уместным привести личные примеры из области интернационализации образования.

Работая в частной школе с экономическим уклоном, я часто участвовала в обмене между преподавателями и обучающимися различных стран. Благодаря творческим командировкам, в нашу жизнь вошла информатизация и переход на дистанционное обучение.

В 2014 году я закончила магистратуру «Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики».

Мой диплом соответствует стандартам образования западного образца и имеет иностранную вкладку.

Также я неоднократно проходила стажировку в Финляндии, Австрии и Венгрии по образовательным технологиям и финансовой грамотности. Посещение учебных заведений произвело огромное впечатление.

Прошли годы, но до сих пор у меня много друзей и единомышленников за границей, с которыми мы продолжаем делиться опытом и интересными ресурсами в области новых технологий в образовании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!