СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основные особенности и проблемы философии Нового времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Основные особенности и проблемы философии Нового времени"»

Основные особенности и проблемы философии Нового времени Мустафинова Б.М.

Основные особенности и проблемы философии Нового времени

Мустафинова Б.М.

Новое время –  период с XVII по XIX вв. Началом этого периода считается английская буржуазная революция, с которой происходит становление индустриального общества. Эпоха заводов, фабрик, урбанизации, могущественной техники породила и современную науку. С точки зрения мировоззрения, Новое время продолжило идеи эпохи Возрождения, но центральной проблемой философии был уже не человек, а человеческий разум, его возможности.

Новое время – период с XVII по XIX вв.

Началом этого периода считается английская буржуазная революция, с которой происходит становление индустриального общества. Эпоха заводов, фабрик, урбанизации, могущественной техники породила и современную науку.

С точки зрения мировоззрения, Новое время продолжило идеи эпохи Возрождения, но центральной проблемой философии был уже не человек, а человеческий разум, его возможности.

Предпосылки формирования философии Нового времени Возникновение науки Нового времени, науки экспериментальной и математизированной, имело солидные социально-культурные предпосылки. Среди них можно выделить: Ослабление влияния церкви: церковь, как крупнейший землевладелец, выступала в глазах народа эксплуататором; Процессы секуляризации, выразившиеся в движении Реформации и распространении протестантизма; Появление и развитие математического естествознания; Развитие науки и техники; Великие географические открытия XVI века, стимулировавшие развитие торговли, товарно-денежных отношений и капитализма.

Предпосылки формирования философии Нового времени

Возникновение науки Нового времени, науки экспериментальной и математизированной, имело солидные социально-культурные предпосылки. Среди них можно выделить:

  • Ослабление влияния церкви: церковь, как крупнейший землевладелец, выступала в глазах народа эксплуататором;
  • Процессы секуляризации, выразившиеся в движении Реформации и распространении протестантизма;
  • Появление и развитие математического естествознания;
  • Развитие науки и техники;
  • Великие географические открытия XVI века, стимулировавшие развитие торговли, товарно-денежных отношений и капитализма.
Основные принципы философии Нового времени  Гносеологизм – центральной темой философии Нового времени является теория познания.  Методологизм – поиск адекватных методов постижения природы и человеческого общества.  Наукоцентризм – философия видит своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, в частности, математику и механику.

Основные принципы философии Нового времени

  • Гносеологизм – центральной темой философии Нового времени является теория познания.
  • Методологизм – поиск адекватных методов постижения природы и человеческого общества.
  • Наукоцентризм – философия видит своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, в частности, математику и механику.
Основная проблема философии Нового времени – проблема научного познания Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления: Рационализм – направление в теории познания, которое выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. Истинное знание о мире можно получить только при помощи разума, дедуктивный метод Истинное знание о мире можно получить только с помощью опыта, индуктивный метод

Основная проблема философии Нового времени – проблема научного познания

Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления:

Рационализм – направление в теории познания, которое выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

Истинное знание о мире можно получить только при помощи разума, дедуктивный метод

Истинное знание о мире можно получить только с помощью опыта, индуктивный метод

Фрэнсис Бэкон – английский философ, родоначальник эмпиризма и основатель опытной науки Нового времени  Был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины. Философу принадлежит заслуга разработки индуктивного метода познания. Он включает в себя: •  наблюдение фактов; •  их систематизацию и классификацию; •  отсечение ненужных фактов; •  разложение явления на составные части и проверку фактов на опыте; •  обобщение.

Фрэнсис Бэкон – английский философ, родоначальник эмпиризма и основатель опытной науки Нового времени

Был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины.

Философу принадлежит заслуга разработки индуктивного метода познания. Он включает в себя:

•  наблюдение фактов;

•  их систематизацию и классификацию;

•  отсечение ненужных фактов;

•  разложение явления на составные части и проверку фактов на опыте;

•  обобщение.

Фрэнсис Бэкон Критикуя рационализм, Ф. Бэкон предостерегал человечество от пяти «идолов», т. е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это «идолы рода», т. е. ориентации, свойственные человеческому роду. «Идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю. «Идолы рынка» – использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум. «Идолы театра» – те, что связаны с общепринятыми системами мышления, напр. религиозные.

Фрэнсис Бэкон

Критикуя рационализм, Ф. Бэкон предостерегал человечество от пяти «идолов», т. е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это «идолы рода», т. е. ориентации, свойственные человеческому роду.

  • «Идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю.
  • «Идолы рынка» – использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум.
  • «Идолы театра» – те, что связаны с общепринятыми системами мышления, напр. религиозные.
Томас Гоббс –продолжатель философской традиции Ф. Бэкона   Основные философские положения Гоббса:   1.  Онтологические. Мир – это единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет длину, высоту и ширину. Мир состоит из материальных фигур, фигуры – на плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек. 2.  Гносеологические. Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. 3. В учении о человеке как гражданине Гоббс рассматривает отношение человека к обществу. Основное внимание он уделяет государству. Государство – «искусственное тело», возникшее на основе общественного договора с целью прекратить войну всех против всех.

Томас Гоббс –продолжатель философской традиции Ф. Бэкона

Основные философские положения Гоббса:

1.  Онтологические.

Мир – это единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет длину, высоту и ширину. Мир состоит из материальных фигур, фигуры – на плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек.

2.  Гносеологические.

Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта.

3. В учении о человеке как гражданине Гоббс рассматривает отношение человека к обществу. Основное внимание он уделяет государству. Государство – «искусственное тело», возникшее на основе общественного договора с целью прекратить войну всех против всех.

Рационализм Рене Декарта Скептически относился к возможности построения новой науки на основе опыта. Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном. обосновал ведущую роль разума в познании; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идея».

Рационализм Рене Декарта

Скептически относился к возможности построения новой науки на основе опыта. Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном.

  • обосновал ведущую роль разума в познании;
  • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
  • выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идея».
Бенедикт Спиноза — нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями; существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе окружающий мир (природу) и Бога;  природа и Бог едины; внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог); они зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве.

Бенедикт Спиноза — нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени.

  • не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями;
  • существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе окружающий мир (природу) и Бога;
  • природа и Бог едины;
  • внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог);
  • они зависят от нее, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве.
Готфрид Вильгельм Лейбниц считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма.  В понимании Лейбница мир представал живым и одушевленным . В каждом веществе философ видел бесконечное множество живых существ — монад. Это вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир на­полнен невидимыми глазу микроорганизмами. Монадология Лейбница явилась своеобразным философским обобщением, предшествующим научному открытию микроскопа. Научные открытия требовали новых воззрений на природу, и ответом на эту потребность явилась монадология Лейбница.

Готфрид Вильгельм Лейбниц считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма.

В понимании Лейбница мир представал живым и одушевленным . В каждом веществе философ видел бесконечное множество живых существ — монад. Это вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир на­полнен невидимыми глазу микроорганизмами. Монадология Лейбница явилась своеобразным философским обобщением, предшествующим научному открытию микроскопа. Научные открытия требовали новых воззрений на природу, и ответом на эту потребность явилась монадология Лейбница.

Онтологические проблемы философии Нового времени Новое естествознание вносит свои коррективы в представления о мире. Ориентация на достижения математики усилила тенденции аналитического подхода в объяснении бытия мира. Дуализм . Согласно Декарту, в основе мира лежат независимые друг от друга субстанции: материальная и духовная. Материальная субстанция характеризуется протяженностью, а духовная - неделимостью. Монизм.  Дуализму Б. Спиноза противопоставляет учение о единой субстанции. Мышление (душа) и протяженность (телесность) являются всего лишь атрибутами единой и неделимой субстанции. По мысли Спинозы, эта субстанция тождественна природе, равна Богу. Плюрализм . В учение о дискретности субстанции Г. Лейбница место единой субстанции заняло множество. Эти субстанции, которые немецкий философ назвал монадами, представляют собой духовные, наделенные внутренней активностью единицы бытия, образующие мир первичный, идеальный, умопостигаемый. Каждая монада есть единство материи и формы, тела и души.

Онтологические проблемы философии Нового времени

Новое естествознание вносит свои коррективы в представления о мире. Ориентация на достижения математики усилила тенденции аналитического подхода в объяснении бытия мира.

  • Дуализм . Согласно Декарту, в основе мира лежат независимые друг от друга субстанции: материальная и духовная. Материальная субстанция характеризуется протяженностью, а духовная - неделимостью.
  • Монизм. Дуализму Б. Спиноза противопоставляет учение о единой субстанции. Мышление (душа) и протяженность (телесность) являются всего лишь атрибутами единой и неделимой субстанции. По мысли Спинозы, эта субстанция тождественна природе, равна Богу.
  • Плюрализм . В учение о дискретности субстанции Г. Лейбница место единой субстанции заняло множество. Эти субстанции, которые немецкий философ назвал монадами, представляют собой духовные, наделенные внутренней активностью единицы бытия, образующие мир первичный, идеальный, умопостигаемый. Каждая монада есть единство материи и формы, тела и души.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!