СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные формы внеклассной работы в средней школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь идёт о разных формах внеклассной работы, чтобы повысить уровень математической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Основные формы внеклассной работы в средней школе»

Основные формы внеклассной работы по математике в средней школе

        Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике.

1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.

2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.

Но можно выделить ещё и третий вид работы.

3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

      Основной целью первого вида внеклассной работы являются дополнительные занятия с целью ликвидации пробелов и предупреждение неуспеваемости. В этом случае работа  носит ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ.

          Учителю математики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной цели.

         Основной целью первого вида внеклассной работы являются дополнительные занятия с целью ликвидации пробелов и предупреждение неуспеваемости. В этом случае работа  носит ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ.

          Учителю математики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной цели.

      Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так, например:

1. Развитие и углубление знаний по программному материалу.

2. Привитие им навыков исследовательской работы.

3. Воспитание культуры математического мышления.

4. Развитие представлений о практическом применении математики и т. п.

      Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой группы учащихся.

         К формам внеклассной работы по математике в современной школе можно отнести следующие:

 1.Математические кружки.

 2. Математические соревнования, викторины, конкурсы, КВНы.

 3. Тематические математические часы (беседы, лекции).

 4. Математические вечера (утренники).

 5.Математические представления.

 6. Математические олимпиады.

 7. Математические факультативы.

 8. Математическая печать.

 9.Математические экскурсии.

10.Неделя (декада) математики.

11.Внеклассное чтение математической художественной, научно-популярной литературы.

 12. Математические рефераты и сочинения.

  13. Школьные научные конференции по математике.

  14. Конструирование и изготовление математических моделей.

         Каждая из форм внеклассной работы обладает своими особенностями и ценными качествами.

          Занятия в математических кружках,как правило, рассчитаны  на учащихся, обладающих прочными знаниями по математике и способных к творческому и осмысленному восприятию материала.

          Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

            Такая форма внеклассной работы, как олимпиада,  является своеобразным итогом проделанной учащимися работы. Олимпиада - соревнование, которое, несомненно, стимулирует рост учащихся в смысле их математического образования, воспитывает у них математическое мышление, интерес к математике, настойчивость - желание не отстать от тех, которые успешно справляются с олимпиадным заданием; часто именно участие в олимпиаде и подготовка к ней побуждает учащихся самостоятельной работе, вырабатывает умение работать с научно-популярной литературой и т. д.

           Математические олимпиады проводятся на различных уровнях: школьные, муниципальные, региональные, республиканские, общесоюзные и международные. Олимпиады также оказывают положительное влияние и на общий уровень преподавания математики, во многом позволяют выявить качество математических знаний учащихся и, кроме того, в какой-то степени ориентируют учителя, характеризуя уровень той математической подготовки, которая считается высокой.

           Математические КВН, игры «Своя игра», «Звездный час»,

«Юные эрудиты», «Математическое кафе»  и т.д. - это   формы внеурочной работы, которые  обладают большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей.

          Важное место во внеклассной работе по математике может занять изготовление учащимися различных моделей и наглядных пособий. Этот вид работы имеет большое воспитательное значение, кроме того, в процессе изготовления этих пособий учащиеся могут связать изучение математики с выработкой трудовых навыков. Желательно, чтобы подготовительные модели и пособия использовались в учебном процессе.

          Проведение школьных предметных недель стало традицией во многих учебных заведениях. Именно это внеклассное мероприятие, которое позволяют привлечь большое количество обучающихся, имеющих различные математические способности.

         Неделя математики в школе позволяет учителям выявить одаренных детей в области этой науки, а также простимулировать к изучению предмета учеников со средним и низким уровнем знаний, предоставляя возможность заработать положительные отметки по предмету путем выполнения некоторых заданий и участия в конкурсах.

       Следует отметить такую форму внеклассной работы, как  международный конкурс “Кенгуру”.

        Конкурс «Кенгуру»   имеет целью популяризацию математики  путем  развития  и поддержки интереса школьников к её изучению. Конкурс родился в Австралии в 80-е годы, с 1991 года начал проводиться во Франции, с 1993 года стал международным и является самым массовым интеллектуальным конкурсом в мире.      В отличие от олимпиад участниками конкурса “Кенгуру” могут быть все желающие учащиеся 3-11 классов. Конкурс не предполагает предварительного отбора и последующего отсева участников.      Конкурс проводится в школах, лицеях, гимназиях, где обучаются участники, в один и тот же день, в одно и то же время. Работа непосредственно над заданием продолжается ровно

1 час 15 минут. Каждый участник выполняет задания самостоятельно. В конкурсе нет проигравших. Независимо от результата каждый участник получает приз “для всех”. Предусматривается дополнительное награждение участников, показавших лучшие результаты в своём районе (городе), в области и в стране.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!