СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основная рабочая программа по химии 2021-2022 учебный год (8-9 классы) О.С. Габриелян

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основная рабочая программа по химии 2021-2022 учебный год (8-9 классы) О.С. Габриелян»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 90» городского округа Самара


РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла

___________

( подпись)

от 26.08.2021г.

протокол № 1

ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по УВР

___________Л.И.Осокина

( подпись)

30.08. 2021г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор


___________Е.А.Негрей

31.08. 2021г.

Приложение № 2 к ООП ООО





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

8-9 классы

Программа составлена на основе программ Химия. Предметная линия учебников химии 8-9 класс: учебник/ О.С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 287, [1] с.: ил.


к УМК: Химии 8 класс: учебник/ О.С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 287, [1] с.: ил.

Химии 9 класс: учебник/ О.С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 287, [1] с.: ил.


Составил учитель: Гришанова Ю.А.












Самара 2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 в ред. от 31.12.2015г) на основе авторской программы основного общего образования по химии 8-9 классы под редакцией О.С. Габриеляна, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы № 90 г.о. Самара, учебного плана МБОУ Школы № 90 г.о. Самара.

Рабочая программа по химии составлена на уровень основного общего образования (8-9 классы) для классов, в которых, наряду с нормотипичными детьми, обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для этой группы детей характерны особые образовательные потребности, специфика которых учитывается при определении видов деятельности в КТП.

Планируемые результаты освоения химии в объеме содержания, обязательный для освоения обучающихся с ОВЗ, в тексте рабочей программы и приложениях к ней выделены курсивом. Остальной материал дети с ОВЗ осваивают обзорно, а время, отведенное на его закрепление, используется для отработки базовых умений и текущего повторения. Таким образом, данная рабочая программа является адаптированной.

УМК: Предметная линия учебников под ред. О. С. Габриеляна. 8-9класс.

Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2017г

Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2017г.

Уровень изучения предмета - базовый. Срок реализации программы 2 года. Общее количество времени на два года обучения составляет не менее 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.

Согласно учебному плану МБОУ Школы № 90 г.о. Самара, изучение предмета «Химия» предполагает в 8-9 классах в количестве: в 9 классах- 2 часа в неделю,

в 8 классах - 2 часа в неделю.

Назначение предмета «Химия» в основной школе призвано создать условия для подготовки выпускников к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Выпускник основной школы должен научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности

в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Курс призван помогать предпрофессиональному самоопределению.

Содержание общего образования по химии представляет собой изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,

химической символике;

формирование у выпускников химической картины мира как органической части его целостной естественно-научной картины;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклад в современный научно-технический прогресс;

формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и тд.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;

воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;

проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми и коммуникативными);

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

        • формирование знаний основ науки- важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

  • развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  • развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

  • формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Планируемые результаты освоения учебного предмета 8 класс


По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:


  1. Личностные результаты:

  1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

  2. формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

  3. формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

  4. овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

  6. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.


  1. Метапредметные результаты:

  1. определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

  2. планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;

  3. соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

  4. определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

  5. использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

  6. умение создают, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  8. генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.


  1. Предметные результаты:


Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений и составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объём или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;


Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливают причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


Планируемые результаты освоения учебного предмета 9 класс


По завершению курса химии на этане основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:


  1. Личностные результаты:

  1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

  2. формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

  3. формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

  4. овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.


  1. Метапредметные результаты:

  1. определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

  2. планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;

  3. соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

  4. определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

  5. использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

  6. умение создают, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  8. генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.

  1. Предметные результаты:


Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объём или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д. И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • приводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путём газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливают причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создают модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.












Формирование функциональной грамотности у детей 8-9 классов

по предмету химия



Целеполагание. Программа курса составлена на основе требований к современным стандартам образования для 9 классов общеобразовательных школ. Она ориентирована на развитие функциональной грамотности учащихся, применение теоретических и практических знаний и умений в быту.

За время обучения в школе учащиеся должны овладеть не только навыками решения задач и теоретическими знаниями по предмету. Уровень знаний учеников должен позволить им решать различные жизненные задачи в разных ситуациях, используя при этом прикладные знания, социализируя их личность.

Развитие функциональной грамотности позволит учащимся ставить перед собой цели и задачи, менять их в зависимости от изменения окружающего мира, применять химическую грамотность в любой сфере жизнедеятельности.

Эти знания пригодятся на протяжении всей жизни. В современных условиях развития технологий необходимо умение читать инструкции по составу и использованию чистящих и моющих средств, приготовлении пищи, применению лекарственных препаратов и тд.


Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

1. Умение применять знания по химии:

а) для определения состава моющих средств, продуктов питания, лекарственных препаратов

б) сохранения личного здоровья и безопасности жизнедеятельности;

в) определения ядохимикатов;

г) применения удобрений;

д) определение концентрации растворов;

е) переход от одного способа выражения концентрации растворов к другому;

ж) массовой доли компонентов смеси;

з) энтальпии и энтропии веществ.

2. Разрабатывать и защищать авторские проекты по экологической и прикладной химии

3. Владеть химической терминологией.

4. Умение пользоваться графиками и справочниками по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

5. Умение проводить качественные реакции в неорганической химии, задачи на идентификацию веществ.


Вид функциональной грамотности, подлежащей освоению, - химическая грамотность, предмет химия, обеспечивающий ее формирование.

В образовательном стандарте по химии соотнесла содержание с требованиями учебной программы, определив, что учащиеся должны знать и уметь.

Соотнесла вид функциональной грамотности – химическая грамотность, со сферами минимального поля функциональной грамотности.


Сферы минимального поля:


«Человек -я-сам и его дом»

ОО

«Природа»

О1

«Город»

О3

«Книга»

О5

«Прибор, модель. (Работа по алгоритму)

О6


Содержание функциональной грамотности

Сферы минимального поля

Специальные предметные умения и навыки

Информационные

Интеллектуальные

Организационные

Коммуникативные

Химическая грамотность

ОО

Уметь выполнять химические опыты, пользоваться хим. посудой, соблюдать правила тех. безопасности, готовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества, молярную массу, вычислять массу веществ, уметь использовать реакции соединения, замещения, нейтрализации.

Выделять главное, работать с текстом

Анализ, сравнение, обобщение классификации

Целеполаганиесамоанализ, взаимоконтроль

Вести беседу, объяснять

 

О-2

Знать законы сохранения массы веществ, о круговороте хим. элементов в природе, уметь записывать формулы кл. неорганических соединений, о скорости хим. реакций, знать о свойствах воды, воздуха, уметь распознавать галогены, металлы, кислород, кл. неорганических соединений.

Выделять главное, работать со справочн. литератур.

Сравнение, рефлексия, анализ, синтез

Планирование

Рефлексия

Ставить вопросы

 

О-3

Уметь по формуле определять кл. неорганических соединений, его свойства, читать формулы, уметь писать ее, давать характеристику его свойствам, писать уравнения реакций

Выделять главное, работать с текстом

Анализ, синтез, классификации сравнение

Работа в определенном темпе, взаимоконтроль

Вести беседу, объяснять, ставить вопросы

 

О-5

уметь читать диаграммы, схемы уравнения реакций

Работать с учебником, текстом, документом

Анализ, обобщение прогнозирование

Планирование работа в определенном темпе

Осуществление самоконтроля



Содержание учебного предмета

8 класс

Введение

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных учёных в становлении химической науки – работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Лабораторные опыты.1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

Практические работы. 1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Тема 1. Атомы химических элементов

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомом одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.

Взаимодействие атомов металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).

Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов.


Тема 2. Простые вещества

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов – водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объемов газов», «число Авогадро».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов. 7. Ознакомление с коллекцией неметаллов.



Тема 3. Соединения химических элементов

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашёная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости. Представители щелочей: гидроксид натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала рН). Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решёток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твёрдых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объёмная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Шкала рН.

Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление со свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды. 12. Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов.13. Ознакомление с коллекцией солей. 14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллических решеток. 15. Ознакомление с образцом горной породы.

Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов».



Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света – реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчёты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена, нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Демонстрации. Примеры физических и химических явлений.

Лабораторные опыты. 16.Прокаливание меди в пламени спиртовки.17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.





Практические работы. 2. Признаки химических реакций. 3. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами».



Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, пересыщенные и ненасыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями, с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли, их диссоциация. Свойства солей: взаимодействие с металлами, кислотами, солями.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.



Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди. Горение магния.

Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20. Взаимодействие кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. 24. Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и свойства нерастворимых оснований. 28. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 29. Взаимодействие основных оксидов с водой. 30. Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами. 31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 32. Взаимодействие солей с кислотами. 33. Взаимодействие солей со щелочами. 34. Взаимодействие солей с солями. 35. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Практические работы. 4. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».


9 класс

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степени окисления элементов», «фаза», «использование катализатора».



Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1-3-го периодов. Модель строения земного шара. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации веществ, площади соприкосновения («кипящий слой»), температуры. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторный опыт. 1.Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. . Зависимость скорости химической реакции от концентрации веществна примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Контрольная работа №1.



Тема 1. Металлы

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Металлы в природе. Способы получения металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 12.Ознакомление с рудами железа. 13. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 17.Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение его свойств.

Практические работы1. Решение экспериментальных задач на распознавание. 2. Получение соединений металлов.

Контрольная работа №2.



Тема 2. Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в Периодической системе. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов, их свойства.



Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома. Аллотропия. Свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение. Свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Оксид фосфора, ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия. Оксиды углерода, их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Силикатная промышленность.

Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов солей. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Образцы сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов, стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация безводного сульфата меди (II).

24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.

26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27.Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы. 30. Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака.32. Распознавание солей аммония.

33. Свойства разбавленной азотной кислоты.34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля.

38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.

39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

40. Разложение гидрокарбоната натрия.

41. Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств.

Практические работы.3Получение, собирание и распознавание газов. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Контрольная работа №3.



Тема 3. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И, Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение Периодического закона.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степени окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды, гидроксиды, соли: состав классификация и свойства.





























Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов

По программе основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы

О.С.Габриелян, А.В. Купцова.

По настоящей рабочей программе


8 класс



1

Введение

4

5

2

Тема 1. Атомы химических элементов

9

9

3

Тема 2. Простые вещества

6

6

4

Тема 3. Соединения химических элементов

14

14

5

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

15

14

6

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

19

20


Резерв

1



Итого

68

68


9 класс



1

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

10

10

2

Тема 1. Металлы

16

17

3

Тема 2. Неметаллы

28

29

4

Тема 3. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ)

10

12


Резерв

4



Итого

68

68


Итого за 8-9 класс

136

136



Тематическое планирование

п/п

Наименование тем, число часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

8 класс


Ведение (5ч):

  • Предмет химии. Вещества.

  • Превращения веществ

  • Знаки химических элементов. Таблица Д. И. Менделеева.

  • Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента».

Описывать формы существования химических элементов.

Характеризовать роль химии в жизни человека; классифицировать вещества по составу на простые и сложные.

Вычислять: относительную молекулярную массу вещества и массовую долю элемента в соединении; массовую долю элемента в соединении.

Обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности и выполнять простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием.

1

Атомы химических элементов (9ч):

  • Основные сведения о строении атомов. Строение электронных оболочек атомов.

  • Виды химической связи. Электроотрицательность.

  • Изменение свойств химических элементов по группам и периодам.

Описывать состав и строение атомов элементов с номерами 1-20; положение элементов-металлов и неметаллов в Периодической системе.

Характеризовать: механизмы образования химических связей; типы кристаллических решеток;

Составлять схемы распределения электронов по электронным слоям; формулы бинарных соединений; схемы образования различных видов связей.

Устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества – тип химической связи

Определять тип химической связи по формуле вещества.

Представлять информацию по теме «Химическая связь» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

2

Простые вещества (6ч):

  • Простые вещества – металлы.

  • Простые вещества – неметаллы.

  • Количество вещества. Молярный объем газов.

Классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы.

Самостоятельно изучать свойства простых веществ при соблюдении правил техники безопасности и оформлять отчеты, включающие описание наблюдения, результаты и выводы.

Проводить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Составлять конспект текста.



3

Соединения химических элементов (14ч):

  • Степень окисления.

  • Оксиды.

  • Основания.

  • Кислоты.

  • Соли.

  • Аморфные и кристаллические вещества.

  • Массовая и объемная доли компонентов смеси.

Составлять: формулы веществ и их названия, тезисы и конспект текста, таблицы и схемы на основе текста.

Проводить расчеты с использованием понятий «массовая доля растворенного вещества в растворе», «объемная доля газа»

Обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности и выполнять простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием.

Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов.

Владеть такими видами изложения текста, как описание, повествование, рассуждение.

4

Изменения, происходящие с веществами (14ч):

  • Физические и химические явления.

  • Химические уравнения.

  • Расчеты по химическим уравнениям.

  • Типы химических реакций.


Использовать при характеристике понятия: «дистилляция», «кристаллизация», «выпаривание», «возгонка», «отстаивание», «химическая реакция», «химическое уравнение», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена».

Наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций.

Выполнять расчеты по химическим уравнениям.

Составлять уравнения химических реакций.

Представлять информацию по теме «Изменения, происходящие с веществами» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

5

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20ч):

  • Растворимость.

  • Электролитическая диссоциация.

  • Ионные уравнения реакций.

  • Классификация и свойства оксидов, оснований, кислот и солей.

  • Окислительно-восстановительные реакции.

Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; молекулярные, полные и сокращенные уравнения реакций; уравнения окислительно-восстановительных реакций.

Проводить опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований и солей с соблюдением правил техники безопасности.

Наблюдать и описывать реакции между электролитами с помощью естественного языка и языка химии.

Получать информацию из различных источников. Представлять информацию по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.


Итого 68 ч



9 класс


Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (10ч):

  • Характеристика химического элемента.

  • Амфотерные оксиды и гидроксиды.

  • Периодический закон и Периодическая система химических элементов.

  • Скорость химических реакций. Катализаторы.

Использовать при характеристике веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «каталитические и некаталитические реакции», «гомогенные и гетерогенные реакции», «скорость химических реакций», «катализаторы».

Характеризовать химические элементы 1-3-го периодов; общие химические свойства.

Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Делать умозаключения о характере изменения свойств элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Структурировать материал о жизни и деятельности Д.И.Менделеева.

1

Металлы (17 ч):

  • Положение металлов в Периодической системе и особенности строения их атомов.

  • Общие физические и химические свойства металлов.

  • Коррозия металлов.

  • Щелочные, щелочноземельные металлы и алюминий.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах.

Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их химическими свойствами.


2

Неметаллы (29ч):

  • Общая характеристика и свойства неметаллов.

  • Водород.

  • Вода.

  • Галогены.

  • Элементы VI группы.

  • Элементы V группы.

  • Элементы IV группы.












Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах.

Обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности и выполнять простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием.

Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов.

Владеть такими видами изложения текста, как описание, повествование, рассуждение.


3

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (12ч):

  • Периодический закон и Периодическая система химических элементов.

  • Виды химических связей и типы кристаллических решеток.

  • Классификация химических реакций.

  • Классификация и свойства неорганических веществ.

Представлять информацию по темам: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Виды химической связи и типы кристаллических решеток», «Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций», «Классификация и свойства неорганических веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Выполнять тестовые задания по темам.









Итого 68 ч


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС

Модуль: химия (2 часа в неделю, 68 в год)


Содержание учебного материала

Кол-во часов

Примечание

Вариативная

часть


  1. Предмет химия. Вещества.

  2. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

  3. Периодическая система химических элементов. Знаки Химических элементов.

  4. Расчёты по химической формуле.

  5. Валентность. Определение валентности по формуле в бинарных соединениях. Составление химических формул по валентности.

5

Введение в курс предмета химия. Предмет химии. Вещества. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Обязательная часть программы

Атомы химических элементов

7

 Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Атомы как форма существования химических элементов Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. (Решение задач по функциональной грамотности)

Простые вещества

5

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». (Решение задач по функциональной грамотности)

Соединения химических элементов

16

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Изменения происходящие с веществами

12

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

22

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Вариативная часть

Повторение:

  1. Химические реакции и условия их протекания.

  2. Решение задач по химическим уравнениям на нахождение массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

  3. Решение задач по химическим уравнения на нахождение количества массы и объёма вещества.

  4. Упражнения в составлении ионных уравнений реакций.

  5. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

  6. Окислительно - восстановительные реакции.

  7. Упражнения в составлении окислительно- восстановительных реакций.

7

Подготовка к итоговой контрольной работе за 8 класс сплошным способом, т.е. на каждом уроке. Период: апрель-май.



ИТОГО часов

68

 


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС

Модуль: химия (2 часа в неделю, 68 в год)


Содержание учебного материала

Кол-во часов

Примечание

Вариативная

часть


  1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.

  2. Характеристика химического элемента по кислотно- основным свойствам образуемых им соединений.

  3. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

  4. Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева. Химическая организация живой природы.

  5. Химические реакции. Скорость химических реакций. Катализаторы и катализ.


5

Повторение характеристики химических элементов на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева.Генетические ряды металлов и неметаллов. Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Выполнение на уроках заданий, на основе проблемных полей выявленных на ВПР 2020-2021 года.

Обязательная часть программы

Металлы

17

 Изучение основных металлов, встречающихся в жизни человека на предприятиях и в быту. Получение знаний о их свойствах, способах получения и применения.

Изучение поведения некоторых металлов в природе и понятие о коррозии металлов.

Умение различать металлы в различных смесях и различать металлы по основным характеристикам. (Решение задач по функциональной грамотности)

Неметаллы

26

Изучение основных неметаллов, встречающихся в жизни человека на предприятиях и в быту. Получение знаний о их свойствах, способах получения и применения.

Изучение поведения некоторых неметаллов в природе.

Умение различать неметаллы в различных смесях и различать металлы по основным характеристикам. (Решение задач по функциональной грамотности)

Органические соединения

13

Введение в начальный курс органической химии и знакомство с предельным рядом углеводородов.

Получение знаний о применение органических веществ в быту.

Вариативная часть

Повторение:

  1. Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома.

  2. Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества.

  3. Классификация химических реакций. Скорость химических реакций.

  4. Ионные уравнения реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

  5. Неметаллы, их свойства и классификации.

  6. Металлы, их свойства и классификации.

  7. Сплавы металлов и их электропроводность.


7

При повторении используются задачи из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ.


ИТОГО часов

68

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!