СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ощущения и их нарушения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие, посвященное ощущениям, их свойствам и нарушениям.

Просмотр содержимого документа
«Ощущения и их нарушения»

Лекция «Ощущения и его нарушения»

Цель: Познакомиться с понятием «Ощущение». Разобрать их виды, функции и свойства. Рассмотреть основные виды нарушений ощущений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Основная часть

  3. Домашнее задание

1 Что такое ощущение?

Ощущение от англ. Sensation- чувство.

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений ощущения, дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение– это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Первоначально учение об ощущениях. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин «ощущение» трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения, включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали ощущение. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. ощущение. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание ощущения. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал ощущение. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О. В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов, причем совершенно очевидно, что подобное активное «уподобление» есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на ощущение. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных ощущений, из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же ощущение, напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика ощущений. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.

Разные ощущения возникают в разных органах чувств:

Зрение - Свет, попадающий на сетчатку, создает ощущения цвета, движения, глубины и т.д.

Слух - Звуковые волны, попадающие в ухо, создают ощущения высоты, громкости, ритма.

Запах - Химические вещества, связывающиеся с рецепторами в носу, создают ощущения различных запахов.

Вкус - Химические вещества, связывающиеся со вкусовыми рецепторами на языке, создают ощущения сладкого, кислого, соленого, горького, умами.

Прикосновение – физические раздражители на коже создают ощущения давления, вибрации, боли, температуры.

В целом, ощущения являются важнейшим связующим звеном между внешними стимулами и внутренним опытом. Они предоставляют необработанные сенсорные данные, которые мозг использует для построения восприятия и управления поведением. Их свойства и функции являются важными элементами того, как мы ощущаем и понимаем мир.

2 Классификация ощущений

Классифицировать ощущения можно по разным основаниям:

1 По модальности:

Выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. ощущения.

Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр. пространственные и цветовые зрительные ощущения.

2 На основе анатомического положения рецепторов и их функции:

  • Экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела. Они еще делятся более конкретно на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции;

  • Проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках

  • Интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. К ним относятся: чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения и половое чувство

Важно упомянуть, что в состав осязания, наряду с тактильными ощущениям, входит вполне самостоятельный вид ощущений – температурных.

3 Свойства ощущений:

Качество ощущения- каждое ощущение имеет уникальное качество, которое позволяет нам отличать его от других ощущений. Например, ощущение зеленого цвета визуально отличается от ощущения сладкого вкуса. Качество ощущения связано со специфическими свойствами рецепторов в органах чувств, которые реагируют на разные типы стимулов.

Интенсивность ощущения- определяет, насколько сильно или слабо мы воспринимаем стимул. Примером может служить громкость звука или яркость света. Интенсивность ощущения связана с силой и амплитудой стимула, а также с чувствительностью рецепторов органов чувств.

Длительность ощущения- отражает время, в течение которого мы воспринимаем стимул. Некоторые ощущения могут быть краткими и мгновенными, например мелькание света, в то время как другие могут быть продолжительными, например ощущение боли от растянутой мышцы.

Пространственная локализация раздражителей- это возможность определить место возникновения ощущения на нашем теле или в окружающей среде. Например, мы можем точно определить, где находится точка, которая касается нашей кожи, или определить источник звука в пространстве. Эта способность связана с нашей анатомией и функциями различных рецепторов в наших органах чувств.

Пороги ощущений и их чувствительность- это минимальное/максимальное количество стимула, необходимое для вызова ощущения.

Минимальный порог-минимальная интенсивность раздражителя, которая начинает вызывать едва заметное ощущение определённой модальности.

Максимальный порог- наибольшая интенсивность раздражителя, которая продолжает вызывать ощущение определённой модальности.

Например, абсолютный порог слуха определяет минимальную/максимальную громкость звука, при которой мы его воспринимаем.

Разностный порог чувствительности- это такое минимальное различие между двумя интенсивностями, которое начинает вызывать едва заметное различие в ощущениях.

Чувствительность ощущений относится к способности определенного органа чувств реагировать на различные уровни стимуляции.

*За максимальным порогом ощущений, ощущение меняет свою модальность на болевую (слишком яркий свет, слишком громкий звук начинают вызывать боль)

*Пороги ощущений- это величина обратная чувствительности.

Адаптация- представляет собой процесс, при котором повышаются или понижаются пороги ощущений. Например, при входе в комнату с сильным запахом, после некоторого времени мы перестаем замечать его (повышается порог ощущений). И наоборот, при входе в темную комнату, сначала мы ничего не видим, но со временем начинаем различать очертания предметов (понижается порог ощущений).

Синестезия - это явление, при котором стимуляция одного чувства автоматически вызывает ощущения в других чувствах. Например, некоторые люди могут воспринимать буквы или числа как определенные цвета или видеть музыку в виде цветных образов. Синестезия представляет собой особый случай перекрестной связи восприятия разных модальностей.

Соместезия- это ощущение своего собственного тела, его положения и движения в пространстве. Она включает в себя ощущения глубины, положения конечностей, внутренних органов, мышц и суставов. Соместезия помогает нам осознавать и контролировать свое тело без необходимости визуального восприятия.

Сенсибилизация- повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) стихийная компенсации сенсорных дефектов (например: глухие люди могут обладать обстроенных слухом или обонянием)

2) вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта (например: повара, которые лучше различают оттенки вкуса, музыканты имеющие более острый слух)

Десенсибилизация - процесс, который уменьшает эмоциональную отзывчивость на негативный, вызывающий отвращение или положительный стимул после многократного воздействия на него.

4 Нарушения ощущений

Среди разнообразных нарушений ощущений, прежде всего, выделяют количественные и качественные изменения ощущений.

Количественные, в основе лежит изменение порога чувствительностии, включают три вида нарушений — анестезию, гиперестезию, гипестезию.

Анестезия — отсутствие чувствительности при нарушении анатомо-физиологической целостности периферических нервных стволов или разрушении центрального отдела анализатора (например, травма, интоксикация, лекарственное воздействие и т.д.). Полная потеря тактильной, болевой и температурной чувствительности оценивается как тотальная анестезия, потеря отдельных видов — как парциальная анестезия

Стоит отметить, что при сохранных анатомо-физиологических возможностях анализаторов также могут демонстрироваться проявления анестезии. Так, например, при истерических невротических расстройствах обнаруживаются симптомы слепоты (истерический амавроз), нечувствительности к запахам (аносмия), утраты чувства вкуса (агевзия), отсутствия тактильной и болевой чувствительности.

Гиперестезия — повышение чувствительности к раздражителям, нейтральным при нормальном состоянии (например, тиканье часов), за счет понижения порога ощущений (например, как следствие нарушения обмена веществ при заболевании сахарным диабетом, уремии, при отравлении солями тяжелых металлов и др.).

Гипестезия (гипостезия) — выражается в понижении чувствительности к разнообразным внешним и внутренним раздражителям за счет повышения порога ощущений (например, как следствие дефицита витаминов и микроэлементов, нарушения кровообращения, транзиторных ишемических атаках и др.).

Качественные изменения ощущений- опирается на субъективную описательную обратную связь пациента о качестве и характере его аномального сенсорного восприятия. Пациенты сообщают об ощущениях, используя свои собственные слова, а не количественные измерения.

К качественным наруешним относятся:

Пикрогевзия — (picrogeusia; греч. pikros горький + geusis вкус) возникновение ощущения горького вкуса при отсутствии соответствующего раздражителя.

Фантомные боли- возникновение болевых ощущений на месте ампутированной ранее конечности.

Эритропсия- временное и быстропроходящее состояние, при котором человек видит всё в красных оттенках. При этом белый цвет воспринимается в желтых тонах. Возникает это состояние после операций на глазах, при «снежной» слепоте у лыжников и альпинистов, при воздействии ультрафиолета на роговицу (например, при кварцевании помещения).

Ксантопсиия (xanthopsia, от греч. xanthos «желтый» + opsis «зрение») — один из видов нарушения цветового зрения (человек видит все предметы в жёлтом цвете). Наиболее часто ксантопсия возникает при желтухе. Появляется при отравлении некоторыми химическими препаратами (например, пикриновой кислотой, амилнитритом, сантонином). Также иногда развивается как один из симптомов некоторых заболеваний (поражение гельминтами, брюшной тиф, неврастении, диабет, прогрессирующий атеросклероз сосудов головного мозга). Патогенез этого явления на данный момент изучен недостаточно, но основными причинами возникновения ксантопсии считаются либо функциональные нарушения в работе зрительного анализатора, либо проникновение красящих веществ в преломляющую среду глаза.

Парастезия — расстройство чувствительности, проявляющееся качественно окрашенными ощущениями (например, ощущением онемения, чувства жжения, покалывания, стягивания кожи, «бегания мурашек», тунельный синдром и др.).

Различают две формы парастезии:

● проходящая — обусловлена раздражением поверхностно залегающего нерва (например, удар, давление, трение) или временным нарушением кровоснабжения и проведения нервных импульсов (например, неудобная поза тела);

● хроническая — симптом поражения отделов нервной системы как следствие первичных расстройств (например, инфекционные или опухолевые поражения нервной системы, нейродегенеративные или аутоиммунные процессы) или как осложнения протекающего (основного) заболевания (например, алкогольная полинейропатия, сахарный диабет, атеросклероз, авитаминоз и др.)

Сенестопатия — это локализуемое на поверхности тела или проецируемое в область внутренних органов неприятное телесное ощущение, лишенное предметности и не имеющее констатируемого объективными методами исследования причин для его возникновения. Для сенестопатии характерны необычность, сложность, вычурность ощущений, которые очень тяжело переносятся больными и представляют огромную сложность при их описании (например, больные жалуются на то, что у них неправильно двигается диафрагма: правая половина диафрагмы отстает от левой, что между лопаток у них инородное тело, что у него трясётся желудок, что у него вибрирует мозг, описывает покалывание внутри организма, скручивание и др.).

При сенестопатиях также могут возникать естественные ощущения в теле (температурные, физиологические позы, половое возбуждение), но кажущиеся больным «специально сделанными и вызванными».

Сенестопатия — симптом психических заболеваний, входящий в структуру ипохондрического бреда, депрессивной фазы циркулярного психоза, синдрома психического автоматизма (сенсорный компонент), шизофрении.

Качественные нарушения ощущений также могут наблюдаться при некоторых группах психогенных заболеваний (например, истерический невроз), начальных этапах помрачения сознания, острых психозах.

Критерии сенестопатий:

  1. Неприятная, тягостная, мучительная окраска ощущений.

  2. Неопределённая, причудливая, мигрирующая или ограниченная причудливыми топографическими зонами локализация.

  3. Упорный, назойливый, неотступающий характер

  4. Несоответствие проекции сенестопатических ощущений их сенсорной модальности (например, ощущения жжения, холода или движения в головном мозге)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!