СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРНАМЕНТ В ВЫШИВКЕ Тайна узоров.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для урока ИЗО 7 класс. Расчитана на 2 урока.

Просмотр содержимого документа
«ОРНАМЕНТ В ВЫШИВКЕ Тайна узоров.»

ОРНАМЕНТ В ВЫШИВКЕ Тайна узоров.

ОРНАМЕНТ В ВЫШИВКЕ

Тайна узоров.

Вышивкой  называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. “ Без вышивки в доме не обойтись. Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит…”  – так говаривали бабушки-рукодельницы в старину.

Вышивкой  называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Без вышивки в доме не обойтись. Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит…”  – так говаривали бабушки-рукодельницы в старину.

 Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляжки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI -V векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вы шив кой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI -V векам до нашей эры. Они выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вы шив кой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен.

Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

В Англии с XIII века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI-XVII веках во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

В Англии с XIII века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI-XVII веках во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с

замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

Франция Италия С конца XIII - начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании и Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов.

Франция

Италия

С конца XIII - начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании и Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов.

В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежды и обувь знатных скифов, изготовленные в VI-III веках до нашей эры.

В России вышивка также имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежды и обувь знатных скифов, изготовленные в VI-III веках до нашей эры.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимиром Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре, сестрой Владимиром Мономаха, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями.

На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.  На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей  работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно  было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей

работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно

было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

 По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна.

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна.

Многие знаки – узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами и наносили на более видные и открытые места одежды, предметов быта. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий. Конец полотенца, Архангельск . Отделка ворота женской рубахи, Архангельск.

Многие знаки – узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами и наносили на более видные и открытые места одежды, предметов быта. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий.

Конец полотенца, Архангельск .

Отделка ворота женской рубахи, Архангельск.

Значение символов в народной вышивке Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой. Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли. Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме. 

Значение символов в народной вышивке

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.

Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира,

согласия в доме. 

Конь – оберег домашнего очага, символ добра  Большая вода Знаки плодородия, засеянного поля: ромб, ростки.

Конь – оберег домашнего очага, символ добра 

Большая вода

Знаки плодородия, засеянного поля: ромб, ростки.

Первый сюжет русской народной вышивки – дерево, оно – и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим - корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим - древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – не только лодка, тележка, игрушка, не только предметы быта и искусства. Дерево – это образ мира и образ мышления.

Первый сюжет русской народной вышивки – дерево, оно – и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим - корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим - древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашей жизни не только служа нам жилищем, давая плоды, украшая наш дом. Дерево – не только лодка, тележка, игрушка, не только предметы быта и искусства. Дерево – это образ мира и образ мышления.

Первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо.

Первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо.

Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Птицы на полотенце – знак памяти об усопших, символ души, вестница иного мира. Они же знак хорошего урожая.

Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Птицы на полотенце – знак памяти об усопших, символ души, вестница иного мира. Они же знак хорошего урожая.

Птицы Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящно й утицы, плывущей по волнам.

Птицы

Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящно й утицы, плывущей по волнам.

Петух символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Петух является символом воскресения из мертвых, возрождения жизни. На погребальных рушниках изображался в качестве славянского оберега от действия злых сил. Его изображение присутствует и на свадебных рушниках.  

Петух символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Петух является символом воскресения из мертвых, возрождения жизни.

На погребальных рушниках изображался в качестве славянского оберега от действия злых сил. Его изображение присутствует и на свадебных рушниках.

 

Хранителем домашнего очага считался  конь ,  воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. Часто модно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа. 

Хранителем домашнего очага считался  конь ,  воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. Часто модно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа. 

Макошь – богиня, прядущая Нити Судеб – на Небе, а также покровительница женских рукоделий – на Земле. Попечительствует плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Ма-кошь возможно от от слов «ма» – мать и слова «кош», что в древнерусском языке означало корзину для плодов.

Макошь – богиня, прядущая Нити Судеб – на Небе, а также покровительница женских рукоделий – на Земле. Попечительствует плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Ма-кошь возможно от от слов «ма» – мать и слова «кош», что в древнерусском языке означало корзину для плодов.

Весенняя Макошь поднимает руки к небу, просит тёплого солнца и животворного дождя. Наши предки именно просили, а не молились, потому что просили у Родных Богов. Молиться нам не свойственно. Мы просим... Это и в языках словенских сохранилось: прошу, просим, просимо - разновидности «пожалуйста». 

Весенняя Макошь поднимает руки к небу, просит тёплого солнца и животворного дождя. Наши предки именно просили, а не молились, потому что просили у Родных Богов. Молиться нам не свойственно. Мы просим... Это и в языках словенских сохранилось: прошу, просим, просимо - разновидности «пожалуйста». 

  На Осеннее Макошье - 28 листопада октября-месяца -приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето: « Простите, в чём досадили Вам!.. » На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы /оберег  в виде узла/ с прошениями и наговорами. Треба: «жертва», «жертвоприношение», «молитва».

  На Осеннее Макошье - 28 листопада октября-месяца -приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето: « Простите, в чём досадили Вам!.. » На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы /оберег  в виде узла/ с прошениями и наговорами.

Треба: «жертва», «жертвоприношение», «молитва».

Цвет в русской народной вышивке Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака. Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Также используют золотой, черный или синий. Белый - чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо. Красный или золотой - цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести … Это мужской, сильный цвет;

Цвет в русской народной вышивке

Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака.

Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Также используют золотой, черный или синий.

Белый - чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.

Красный или золотой - цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести … Это мужской, сильный цвет;

Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое. Красный цвет — любимый в русской народной вышивке. Считается, что он символизирует солнце, весну, тепло, здоровье и саму жизнь. Наиболее старинные образцы вышивки выполнены либо красными нитями по белому фону, либо белым по красному. Другие цвета стали добавляться в композиции несколько позже, но и тогда красный сохранил свою ведущую роль.

Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое.

Красный цвет — любимый в русской народной вышивке. Считается, что он символизирует солнце, весну, тепло, здоровье и саму жизнь. Наиболее старинные образцы вышивки выполнены либо красными нитями по белому фону, либо белым по красному. Другие цвета стали добавляться в композиции несколько позже, но и тогда красный сохранил свою ведущую роль.

Рушники, полотенца

Рушники, полотенца

Бабушкин сундучок

Бабушкин сундучок

Образы сквозь время

Образы сквозь время

Выполнение узора по мотивам народной вышивки

Выполнение узора по мотивам народной вышивки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!