-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельност. Орг. момент | Создание положительного настроя на урок | Подготовка рабочего места | Личностные. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому Коммуникативные. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Предлагает загадки и задания на слайдах презентации. В ходе изучения сегодняшней темы вы поймете , что она тесно связана с предыдущей. | Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Познавательны. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Вычитывать все уровни текстовой информации. |
3. Постановка учебной задачи. | Проблема: - Ежедневно огромное количество кораблей и самолетов выходят из портов и вылетают из аэропортов, и движется они в открытом океане и выше облаков, где нет дорог, указателей и ориентиров. И все они приходят и прилетают в пункты назначения, не теряясь на огромных пространствах океана и неба. Почему не теряются корабли и самолеты, и с помощью чего они добираются точно до мест назначения? Постановка целей: 1.Мы не знаем что такое ориентирование, значит наша первая цель...? 2.Мы пока не знаем, как ориентироваться в пространстве значит наша вторая задача...? 3. Если мы будем изучать новую тему, значит, мы узнаем разные понятия...? Прежде чем мы приступим к осуществлению наших целей, давайте вспомним, какие источники знаний будем использовать на уроке. | Отвечают на вопросы Определяют тему урока «Ориентирование». Ставят цели урока 1. Определить понятие "Ориентирование". 2.Узнать разные способы ориентирования на местности. 3.Определить понятие "Азимут" Перечисляют: Учебник, атлас. | Регулятивные. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Целеполагание. Умение формулировать цели урока. Общеучебные. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. В тексте учебника найдите понятие "Ориентирование" 2. Найдите понятие "Горизонт"
3.Определение сторон горизонта. Какие стороны горизонта вам известны? Обратите внимание , что на всех планах, картах, аэрофотоснимках стороны света расположены таким же образом. 4.Найдите в тексте учебника понятие азимут. 5. Давайте определим последовательность действий по нахождению азимута. 6. Как вы думаете, зачем важно уметь определять азимут? | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) 1. Определяют понятие. 2. Находят и определяют понятие "Горизонт". 3.Называют и подписывают стороны горизонта. 4.Находят и формулируют понятие. Азимут — угол между направлением на север и направлением на объект. 5.Определяют: 1.Определяем направление на север 2.Наводим транспортир на предмет 3.Определяем, на какое количество градусов это направление отклоняется от северного направления по часовой стрелке 4.Эти градусы и дадут азимут объекта. 6.Отвечают. | Регулятивные. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные. Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. |
5. Первичное закрепление. | Определим азимут на Восток | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные. Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1.Определим азимут на Юго-Восток, Юг, Запад, Северо-запад, Северо-восток. Сверьте свою работу с эталоном. 2.Определим азимут по плану местности. 3.Но можно ориентироваться и по местным признакам. Каким? Откройте с.5 атласов и определите способы ориентирования на местности. | 1.Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 2. Определяют. 3.Работают с атласом, и предлагают другие способы ориентирования. (По солнцу, по звездам, по расположению годичных колец, густоте ветвей, расположению муравейников, по местным признакам.) | Регулятивные. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные. Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. |
7. Рефлексия деятельности (итог ) | Организует рефлексию. 1.Предлагает разгадать кроссворд. 2.Предлагает ученикам вспомнить цели урока и оценить их осуществление. Как вы думаете, тема «ориентирование» вам может пригодиться в реальной жизни? 3. Предлагает детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно…узнать, что… меня удивило… мне захотелось… | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. |
Принести транспортир.
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.