Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской работы на уроках русского языка»
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Калачеевская гимназия №1
Тищенко Г.А.
Цель:
научить учащихся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
- развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами;
- развитие навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника)
Задачи:
Направления исследовательской деятельности:
- диагностическое;
- мотивационно-целевое;
- теоретическое и проективно-творческое
Исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Методика организации проекта
- 1. Планирование работы над проектом;
- 2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся);
- 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
- 4. Презентация полученных результатов
Критерии выполнения исследовательской работы
- 1. Актуальность темы, практическая направленность и значимость работы.
- 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность
- 3. Оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
- 4. Аргументированность решений, подходов, выводов.
- 5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям.
Критерии защиты исследовательской работы
- 1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, убедительность.
- 2. Объем и глубина знаний по теме.
- 3. Культура речи, манера, использование наглядности.
- 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений.
- 5. Деловые и волевые качества докладчика.
Примеры исследовательской деятельности учащихся 5 класса -Этимология «школьных» слов -Происхождение русских слов
МКОУ Калачеевская гимназия №1 Этимология «школьных» слов
Выполнила
учащаяся 5 класса
Хвостикова Евгения
Руководитель
учитель русского языка
Тищенко Г.А.
Слова, которые нас окружают
- Слова…Есть слова, которые мы произносим несколько раз в день, даже не задумываясь об их происхождении. Портфель, дневник, журнал, звонок….
- Итак, проведем небольшое расследование.
Портфель
- Предмет, знакомый нам с самого детства.
- Слово «портфель» произошло от слияния двух французских слов Potter «носить» и Feulle «лист»
Звонок «Звонок» от лат. sonus - «звук»
Дневник
- Дневник. Это русское слово. Появилось в XVIII в. В буквальном переводе с французского «журналь» - ежедневный
Тетрадь
«Тетрадь» от греч. Tetras – четвертая часть листа или tetro – сложенный вчетверо
Доска «Доска» от лат. Discus – «кружок»
Школа
Слово пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ» (досуг, отдых), т.е. место для приятного времяпрепровождения. Видимо, греки считали учёбу приятным и полезным занятием
Дисциплина
- Дисциплина от лат. Discepe - «учиться», cipulus - «ученик». Сначала значило «наука», «обучение», а затем приобрело значение «строгий порядок», «выдержка», т.е. качества, необходимые для занятий наукой
Каникулы!
- В буквальном переводе «собачки» от лат. « Canis » – собака. «Каникулой» называли в Риме звезду Сириус, считая ее охотничьим псом Ориона. Когда на небе появлялся Сириус, в Риме начиналась жара и объявлялся перерыв в любых занятиях
Словари
Спасибо за внимание!
МКОУ Калачеевская гимназия №1 Происхождение русских слов
Выполнила
учащаяся 5 «В» класса
Косолапова Ирина
Руководитель
Учитель русского языка
Тищенко Г.А.
Всему название дано – и зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету… Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!
Этимология (от греч. Etymon- истина) - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов
Слово + слово
- Увидеть два слова в одном – распространенный прием осмысления нового слова. Некоторые слова образовались путём слияния двух слов
Спаси Бог – спасибо Здравия желаю – здравствуй Сего дня – сегодня Сей час – сейчас Фр. Nature morte (мертвая природа) – натюрморт Итал. Pomi doro (золотое яблоко) - помидор
Этимология слов-исключений
Во времена древней
письменности Ж, Ш были мягкими согласными, поэтому после них писали «И». Позже их стали считать твердыми, а «И» так и осталась после этих согласных.
Слова-исключения
- Слова «жюри, брошюра, парашют» пишутся через Ю. В написании этих слов отражено французское произношение и написание. Так как в русский язык эти слова пришли в XIX в., после того, как Ж,Ш отвердели, остались исключениями
- Brocure – брошюра paracute – парашют jury - жюри
Спасибо за внимание!
Заключение
- В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
- Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор.