СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской работы на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен общий теоретический материал об организации исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство формирования ключевых компетенций учащихся с примерами работ учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской работы на уроках русского языка»

Организация   исследовательской   деятельности  на   уроках    русского   языка     как средство  формирования  ключевых   компетенций  учащихся   Учитель русского языка и литературы  МКОУ Калачеевская гимназия №1 Тищенко Г.А.

Организация   исследовательской  деятельности  на   уроках   русского   языка     как средство  формирования  ключевых  компетенций  учащихся

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Калачеевская гимназия №1

Тищенко Г.А.

Цель:  научить учащихся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Цель:

научить учащихся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

- развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами;   - развитие навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника) Задачи:

- развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами;

  - развитие навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника)

Задачи:

Направления исследовательской деятельности: -  диагностическое; - мотивационно-целевое; - теоретическое и проективно-творческое

Направления исследовательской деятельности:

-  диагностическое;

- мотивационно-целевое;

- теоретическое и проективно-творческое

Исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:   личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
  Методика организации проекта 1. Планирование работы над проектом; 2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся); 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков); 4. Презентация полученных результатов

Методика организации проекта

  • 1. Планирование работы над проектом;
  • 2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся);
  • 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
  • 4. Презентация полученных результатов

Критерии выполнения исследовательской работы 1. Актуальность темы, практическая направленность и значимость работы. 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность 3. Оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений. 4. Аргументированность решений, подходов, выводов. 5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям.  

Критерии выполнения исследовательской работы

  • 1. Актуальность темы, практическая направленность и значимость работы.
  • 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность
  • 3. Оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
  • 4. Аргументированность решений, подходов, выводов.
  • 5. Оформление, соответствующее стандартным требованиям.
  •  
Критерии защиты исследовательской работы   1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, убедительность. 2. Объем и глубина знаний по теме. 3. Культура речи, манера, использование наглядности. 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений. 5. Деловые и волевые качества докладчика.

Критерии защиты исследовательской работы

  • 1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, убедительность.
  • 2. Объем и глубина знаний по теме.
  • 3. Культура речи, манера, использование наглядности.
  • 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений.
  • 5. Деловые и волевые качества докладчика.
Примеры исследовательской деятельности учащихся 5 класса   -Этимология «школьных» слов  -Происхождение русских слов

Примеры исследовательской деятельности учащихся 5 класса -Этимология «школьных» слов -Происхождение русских слов

МКОУ Калачеевская гимназия №1   Этимология  «школьных» слов Выполнила учащаяся 5 класса Хвостикова Евгения Руководитель учитель русского языка Тищенко Г.А.

МКОУ Калачеевская гимназия №1 Этимология «школьных» слов

Выполнила

учащаяся 5 класса

Хвостикова Евгения

Руководитель

учитель русского языка

Тищенко Г.А.

Слова, которые нас окружают Слова…Есть слова, которые мы произносим несколько раз в день, даже не задумываясь об их происхождении. Портфель, дневник, журнал, звонок…. Итак, проведем небольшое расследование.

Слова, которые нас окружают

  • Слова…Есть слова, которые мы произносим несколько раз в день, даже не задумываясь об их происхождении. Портфель, дневник, журнал, звонок….
  • Итак, проведем небольшое расследование.
Портфель Предмет, знакомый нам с самого детства. Слово «портфель» произошло от слияния двух французских слов Potter «носить» и Feulle «лист»

Портфель

  • Предмет, знакомый нам с самого детства.
  • Слово «портфель» произошло от слияния двух французских слов Potter «носить» и Feulle «лист»
Звонок   «Звонок» от лат. sonus - «звук»

Звонок «Звонок» от лат. sonus - «звук»

Дневник Дневник. Это русское слово. Появилось в XVIII в.  В буквальном переводе с французского «журналь» - ежедневный

Дневник

  • Дневник. Это русское слово. Появилось в XVIII в. В буквальном переводе с французского «журналь» - ежедневный
Тетрадь «Тетрадь» от греч. Tetras – четвертая часть листа  или tetro – сложенный вчетверо

Тетрадь

«Тетрадь» от греч. Tetras – четвертая часть листа или tetro – сложенный вчетверо

Доска   «Доска» от лат. Discus – «кружок»

Доска «Доска» от лат. Discus – «кружок»

Школа  Слово пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ» (досуг, отдых), т.е. место для приятного времяпрепровождения. Видимо, греки считали учёбу приятным и полезным занятием

Школа

Слово пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ» (досуг, отдых), т.е. место для приятного времяпрепровождения. Видимо, греки считали учёбу приятным и полезным занятием

Дисциплина Дисциплина от лат. Discepe -  «учиться», cipulus - «ученик». Сначала значило «наука», «обучение», а затем приобрело значение «строгий порядок», «выдержка», т.е. качества, необходимые для занятий наукой

Дисциплина

  • Дисциплина от лат. Discepe - «учиться», cipulus - «ученик». Сначала значило «наука», «обучение», а затем приобрело значение «строгий порядок», «выдержка», т.е. качества, необходимые для занятий наукой
Каникулы! В буквальном переводе «собачки» от лат. « Canis » – собака. «Каникулой» называли в Риме звезду Сириус, считая ее охотничьим псом Ориона. Когда на небе появлялся Сириус, в Риме начиналась жара и объявлялся перерыв в любых занятиях

Каникулы!

  • В буквальном переводе «собачки» от лат. « Canis » – собака. «Каникулой» называли в Риме звезду Сириус, считая ее охотничьим псом Ориона. Когда на небе появлялся Сириус, в Риме начиналась жара и объявлялся перерыв в любых занятиях
Словари

Словари

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

МКОУ Калачеевская гимназия №1   Происхождение  русских слов Выполнила учащаяся 5 «В» класса Косолапова Ирина Руководитель Учитель русского языка Тищенко Г.А.

МКОУ Калачеевская гимназия №1 Происхождение русских слов

Выполнила

учащаяся 5 «В» класса

Косолапова Ирина

Руководитель

Учитель русского языка

Тищенко Г.А.

Всему название дано – и зверю, и предмету  Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…  Язык - и стар, и вечно нов!  И это так прекрасно –  В огромном море – море слов –  Купаться ежечасно!

Всему название дано – и зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету… Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!

Этимология (от греч. Etymon- истина) - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов

Этимология (от греч. Etymon- истина) - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов

Слово + слово Увидеть два слова в одном – распространенный прием осмысления нового слова. Некоторые слова образовались путём слияния двух слов

Слово + слово

  • Увидеть два слова в одном – распространенный прием осмысления нового слова. Некоторые слова образовались путём слияния двух слов
Спаси Бог – спасибо  Здравия желаю – здравствуй  Сего дня – сегодня  Сей час – сейчас  Фр. Nature morte (мертвая природа) – натюрморт  Итал. Pomi doro (золотое яблоко) - помидор

Спаси Бог – спасибо Здравия желаю – здравствуй Сего дня – сегодня Сей час – сейчас Фр. Nature morte (мертвая природа) – натюрморт Итал. Pomi doro (золотое яблоко) - помидор

Этимология слов-исключений Во времена древней письменности Ж, Ш были мягкими согласными, поэтому после них писали «И». Позже их стали считать твердыми, а «И» так и осталась после этих согласных.

Этимология слов-исключений

Во времена древней

письменности Ж, Ш были мягкими согласными, поэтому после них писали «И». Позже их стали считать твердыми, а «И» так и осталась после этих согласных.

Слова-исключения Слова «жюри, брошюра, парашют» пишутся через Ю. В написании этих слов отражено французское произношение и написание. Так как в русский язык эти слова пришли в XIX в., после того, как Ж,Ш отвердели, остались исключениями

Слова-исключения

  • Слова «жюри, брошюра, парашют» пишутся через Ю. В написании этих слов отражено французское произношение и написание. Так как в русский язык эти слова пришли в XIX в., после того, как Ж,Ш отвердели, остались исключениями
Brocure – брошюра  paracute – парашют  jury - жюри
  • Brocure – брошюра paracute – парашют jury - жюри
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Заключение   В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор.

Заключение

  •   В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
  • Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!