СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя. Потребность сегодняшней школы - приобщить обучающихся к исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ГАСТЕЛЛО








ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ










Выполнила:

Шевчук

Раиса Николаевна

учитель географии

МКОУ СОШ с.Гастелло


























Всякая попытка воспитателя - учителя

«внести» в ребёнка познание и нравственные

нормы, минуя собственную деятельность

ребенка по овладению ими, подрывает самые

основы здорового умственного и нравственного

развития ребенка, воспитание его личных

свойств и качеств.

С.Л. Рубинштейн


К исследовательской деятельности обучающихся побуждает четыре типа мотивов: стремление к результату; стремление к самой деятельности. независимо от результата; стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата; стремление получить общественную оценку своей деятельности.

Цель: создать условия для развития творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности по географии.

Задачи:

  • выявление талантливых, одаренных обучающихся по географии;

  • привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности;

  • популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников;

  • Привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.

Реализацию этой цели и задач осуществляю через развитие на уроках географии и во внеурочной деятельности индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т.д.; через формирование осознанного мотива, жизненно важной цели – совершенствовать себя. Ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе отношение к людям.

Принципы:

  • педагогическая мобилизация; оптимизм и вера в исследовательские способности ученика;

  • уважение личности ученика в сочетании с разумной требовательностью;

  • оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности:

  • воспитание экологической культуры.


Ожидаемые результаты:

формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную и творческую активность, географическую компетентность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природно- экологической и социальной средой обитания, повышение психологической устойчивости, укрепление здоровья обучающихся.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково- творческая деятельность, способствующая организованному усвоению и применению знаний.

Любовь к своему селу, к природе воспитывалось у меня с раннего детства. После окончания пединститута работаю учителем географии в своем родном селе. Живя в селе, нельзя формировать познавательный интерес к предмету, не организуя исследовательскую деятельность на уроках географии и во внеклассной работе.

Любое исследование, которое организую с обучающимися, включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением (природным или созданным в ходе эксперимента), попытку его самостоятельного объяснения, знакомства с литературой, сравнение, анализ и выводы как суммарный результат общетеоретических знаний. Поэтому, когда предлагаю ученикам тему или, что реже, ученик сам находит интересующий его предмет исследования, прежде всего, продумываю, соответствует ли тема исследовательской работы некоторым общим требованиям. Это требование обеспечивается через изучение и критический сопоставительный анализ учебной и научно- методической литературы по выбранному направлению или теме.

Исследовательская работа начинается с определения направления исследования. Оно предлагается либо мной или формироваться у школьника самостоятельно в ходе знакомства с теорией географической науки или в результате практических занятий. Общее направление исследования очерчивает область, в которой будет вестись работа, ограничивает в определенной мере объём материала, т.е. это выделение областей исследования. Выбор определяется, прежде всего, интересом ученика и его актуальностью. Актуальность этого вопроса необходимо обучающимся обосновать. Нужно показать, что данный вопрос на каком-то уровне недостаточно раскрыт в теории науки и в практике.

Последовательность исследовательской деятельности обучающихся может быть такой: составление списка литературы по изучаемой проблеме, изучение теории и истории рассматриваемой проблемы по литературным источникам, осмысление собранного материала и аналитическая обработка полученных результатов, текстовое оформление работы, выступление с результатами исследования или защита работы. При организации исследовательской деятельности изменила формы, и частично содержание учебной деятельности.

Чтобы помочь обучающимся в преодолении трудностей. Я провожу анкетирование. Через анкеты в 2015 году было опрошено 35 обучающихся из 5-11 классов.

На вопросы анкеты получила ответы, которые представляю в %.

  1. Нравится ли вам заниматься исследовательской деятельностью?

Да ответили 87%. Нет – 13%.

  1. Что вас привлекает в этой работе?

Желание открыть для себя что-либо – 53%. Индивидуальная работа – 2%. Коллективная работа –23%. Работа с дополнительной литературой – 10%. Оформление работы – 3%. Желание поделиться результатами работы со сверстниками – 9%.

  1. Какие уроки с использованием исследовательской деятельности тебе нравятся?

Уроки – нетрадиционные.

Уроки – практические работы.

Уроки – экскурсии.

Развитие познавательного интереса к выполнению исследовательской деятельности через различные формы деятельности.


Формы

Практическая работа

Экскурсия

Нетрадиционные уроки

7 класс

24%

35%

40%

8 класс

45%

53%

62%

9 класс

72%

81%

100%

10 класс

100%

94%

100%

Особое внимание при организации исследовательской работы уделяю самооценке и эмоциональной оценке работ. Эмоциональная составляющая выступает в качестве ведущего компонента. Важно при этом идти от цели к этапам деятельности и к реальному результату. Этапы рефлексии и самооценки помогают мне осознать, куда движется познавательный процесс, вовремя провести необходимую коррекцию в планировании дальнейшей деятельности, чтобы получить намеченный результат. Через различные формы деятельности в 5-10 классах на уроках географии и во внеклассной работе, через различные виды эмоций, возникающих при выполнении работы, создается положительная мотивация к дальнейшей исследовательской деятельности.

Образовательный стандарт в перечне компетентностей называет «Исследование несложных реальных связей и зависимостей», «владение приемами исследовательской деятельности». Возможны два пути реализации исследовательской деятельности. Первый путь – это выделение целых уроков, содержание которых является обучение обучающихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым мы часто не располагаем. Второй путь- это включение в учебный процесс таких приемов исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Используемые в учебных исследованиях задания чаще всего имеют проблемный характер. Обучающиеся должны знать возможности использования географических знаний в быту и в повседневной жизни. Исследовательские приемы – это приемы умственной деятельности. В географии при реализации исследовательского подхода возможны такие приемы: прием сопоставления, прием доказательства, прием обобщения, прием выдвижения гипотез, прием переноса знаний в новую ситуацию, прием установления причинно- следственных связей и некоторые другие. При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы.

Элементы исследовательской деятельности использую на всех типах уроков, но полностью разрабатываю уроки на основе исследовательского метода такие как уроки-экскурсии, уроки-практикумы, нетрадиционные уроки.

Географическое исследование, организуемое мной на уроках - практикумах всегда комплексное. Ребята описывают природные объекты и явления, внимательно наблюдая за ними. Основной методической задачей практикума в 6 классе – привитие навыков описания природных объектов с использованием качественных и количественных характеристик. На уроках практикумах в 7,8 классах обучающиеся исследуют проблемные задания с помощью атласов, карт.


Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках географии в 9 классе.

Тема урока

Исследовательская деятельность

Исследовательский прием

Географическое положение России

Оценка геополитического положения

Анализ политико-административной карты, информационных материалов. Выдвижение гипотез.

Население России: численность и естественный прирост

Выявление особенностей естественного прироста населения России, изменение численности населения

Анализ статистических материалов. Прием установления причинно- следственных связей.

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России.

Оценка места России в международной экономике. Объяснение влияния экономического прошлого на современное состояние экономики России

Анализ статистических материалов, текста учебника. Прием установления причинно- следственных связей.

Проблемы ресурсной основы экономики России

Выявление проблем, связанных с использованием природных ресурсов

Прием сопоставления, сравнение с другими странами.

Черная металлургия

Объяснение размещения в г. Череповце крупного предприятия черной металлургии

Анализ карт: «Черная и цветная металлургия», «Железнодорожный транспорт». Сопоставление карт.

Во время экскурсий в природу обучающиеся проводят фенологические наблюдения. В процессе работы выявляется значение фенологических наблюдений, использование фенологических наблюдений в современном хозяйстве, а также они знакомятся с народным календарем природы. Все это позволяет изучать закономерности в ходе сезонных явлений природы.

Данная работа позволяет сделать выводы:

- растительный и животный мир постоянно изменяется;

- природа – целостная динамическая система.

При проведении экскурсий обучающиеся наблюдают за изменением температуры воздуха и воды, берут пробы воды и, используя физические методы, дают оценку качества воды.

Осуществляя наблюдения за окружающей природной средой, ребята знакомятся с понятием мониторинг. Во время экскурсий обучаются использованию элементов мониторинга.

Они обучаются определять степень запыленности воздуха по образцам загрязненного снега. Уровень загрязнения определяется и по наличию лишайников, и по состоянию (здоровью) деревьев. Данные работы позволяют сделать выводы о комфортности для жителей, о влиянии загрязнения на увеличение заболеваемости людей.

С результатами исследований ребята выступают на районных конференциях «Шаг в будущее» по теме «Воздух, которым мы дышим», « Растения-индикаторы», «Янтарь- солнечный камень», «Лекарственные растения» знакомят одноклассников с результатами своей работы во внеурочное время, вызывают интерес к проведению подобной работы другими обучающимися.

Итак, в процессе организации исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время решаются задачи не только обучающего характера по ведению исследовательских работ и их оформлению, работа способствует формированию мировоззрения обучающихся, глубокому пониманию ими неразрывного единства природы и общества, роли географических и других наук в оптимизации отношений человека и природы, формированию эколого-экономической грамотности, способности оценивать воздействие на окружающую среду.
































































6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!