СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности как одна их форм работы с одарёнными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья Организация исследовательской деятельности как одна из форм т работы с одарёнными детьми. итог  многолетней работы  в НОУ школы  над  проектами  в области английского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности как одна их форм работы с одарёнными детьми»

Кочергина Наталья Степановна

КГУ «Школа-лицей №11» г. Усть-Каменогорска



Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.



Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет

внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином

виде деятельности.

Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.



Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров



Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения. Всему этому учит такое направление в обучение, как научно-исследовательская деятельность.

Организация и развитие научно-исследовательской работы школьников –

одна из основных форм творческой работы с одаренной молодежью. 

      Задача современной школы,  состоит в том, чтобы наряду с усвоением необходимой суммы знаний обеспечить высокое интеллектуальное развитие школьников, поэтому необходимо вооружить их умением самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки исследовательского поведения.   Именно последняя задача становится приоритетной не только для развития личности, но и для развития науки, экономики, страны в целом.  Раннее приобщение детей к исследовательской работе позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

    В современном мире именно результаты интеллектуальной деятельности являются самым дорогим товаром. Уже сегодня мы можем наблюдать, что  уровень   жизни населения высок  в тех странах, которые поставляют  на мировой рынок продукты интеллектуального труда: новые технологии, разработки и т.п.

  В процессе формирования творца, исследователя ключевое место занимает школа. Воспитать настоящего учёного — исследователя — трудная задача. Кроме того, важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку в самых разных сферах жизни. Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.

Особенно актуальна задача формирования творца в обучении одарённых детей, который нуждаются в постоянной интеллектуальной нагрузке. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи, в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Следующие принципы обучения приобретают обязательный характер в работе с одаренными детьми: 

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для

реализации способностей учащихся.

3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных

образовательных услуг.
4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через

кружки, секции, факультативы.
5. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной

работе с учащимися.           

6. Принцип опережающего и развивающего обучения .

7. Принцип комфортности в любой деятельности.

8. Принцип добровольности.

Самостоятельная исследовательская деятельность школьников в полной мере соответствует этим принципам, т.к. является – одной из форм организации внеклассной работы по предмету, поэтому её роль неоценима работе с одарёнными детьми.

Начиная приобщаться к исследовательской деятельности, ребёнок учится ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Он овладевает методикой исследований, учится классифицировать собранный материал, обрабатывать его, научно анализировать, обобщать и делать выводы. Он обучается умению излагать свои мысли на бумаге, вести дискуссию, отстаивать собственные выводы. Учитывая все эти факторы, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей для учителя.

   Сущность исследовательской деятельности школьника это не научные открытия учащихся, а развитие у них личностных качеств, навыка исследования.

Основными компонентами исследовательской деятельности являются:

  • постановка проблемы и задач исследования ;

  • выбор темы исследования;

  • выработка гипотезы;

  • выявление подходов к решению;

  • определение последовательности проведения исследования;

  • сбор и обработка информации;

  • анализ и обобщение полученных материалов;

  • сообщение по результатам исследования.

  Одной из задач организации школьных исследований является формирование исследовательской культуры учащихся. Ядром этой культуры служат исследовательские умения и навыки:

  • библиографирование литературы по теме исследования;

  • умение цитировать, ссылаться на авторов изученных источников;

  • использование технических средств для переработки информации;

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
    поставленной задачи? умение самостоятельно генерировать идеи;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию;

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно - следственные связи;

  • обоснование выводов;

  • навыки анализа собственной деятельности;

  • умение использовать средства наглядности, защищать перед аудиторией свои выводы.

   Предлагаю вашему вниманию свою систему работы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.

     С учетом возрастных особенностей обучающихся работаю в трёх направлениях по формированию исследовательских навыков:

  •  задания, мотивирующие исследовательскую деятельность;

  • организация исследовательского обучения  с различными источниками информации;

  •  исследовательские проекты. 

 Для этого я использую  разные виды деятельности учащихся.

  Например, решение познавательных задач, постановка проблемы и определение путей её решения, в результате которого учащиеся готовят сообщения по заданной теме. Кроме того используется такой вид деятельности как рецензирование ответа ученика, составление плана, таблицы, написание эссе, приведение доказательства своей точки зрения или опровержение предложенной точки зрения.

  Любая исследовательская деятельность начинается с работы над источниками информации. На уроках английского языка я организую работу с различными источниками информации такими как: текст учебника, тексты художественной литературы и периодики, фильмы, песни, карты, схемы, графики, таблицы, иллюстрации и учебные картины, аудио и видеоинформация, их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение. Составление плана текста развивает такие умения, как выделение логических частей текста и определение главного.  Обучаю  приемам рационального чтения, «маркированного чтения».

   Одним из проверенных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся является организация самостоятельной учебной работы по выполнению заданий, мотивирующих исследовательскую деятельность.

  Эти задания при всём разнообразии объединяют два качества: во-первых, от учеников их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, во -  вторых, результат выполнения этих заданий проверяется, и одновременно свидетельствует об определённом прогрессе в области изучения предмета, т. е может быть объектом оценивания. Задания подобного рода удобно использовать на уроке для индивидуальной работы, в группе, в паре.

  Управление ходом самостоятельной работы имеет две равноценные цели: прочное усвоение знаний, развитие навыков и умений, а также овладение приемами исследовательской деятельности. На уроках можно использовать следующие формы самостоятельной работы учащихся: работа с печатными источниками, составление опорных конспектов, вопросов, планов пересказа текста, краткого изложения текста, литературного анализа, ответы на вопросы и выполнение заданий, практические работы такие как написание собственных сочинений на заданную тему, эссе, рефератов, применение современных информационных технологий.

С целью формирования универсальных учебных действий и навыков обработки материала созданы специальные памятки:

  • способы характеристики явления, лексической или грамматической проблемы, литературного творчества писателя или поэта, государственного деятеля.

  • приёмы подготовки реферата, написания эссе, исследовательской работы.

  • правила оформления ссылки и списка литературы

      Процесс исследовательской  деятельности учащихся сопровождается особой формой учета результатов их работы. Она стимулирует активность детей , выявляет их индивидуальные склонности и способности. В специальных таблицах отмечается качество самостоятельно выполненных детьми работ.  Критерии:

  • объем обработанного материала

  • логичность в изложении

  • оформление

  • умение защитить работу

 Следует отметить в своей практике по английскому языку для учащихся 7-8 классов написание сообщения и одного реферата в полугодие является обязательным условием для аттестации в конце четверти. А в 9-10 классах пишут те, кто более успешен в этой деятельности или по желанию.

       Исследовательская деятельность ─ это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

• значительно расширяется кругозор в предметных областях;

• происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования;

• наилучшим образом развиваются творческие задатки.

 Основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков,  отличающих истинного творца от простого исполнителя.

« Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать».   

Л.Н.Толстой

Список литературы

  • Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 07.12.2010 года)

  • Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана “Стратегия “Казахстан – 2050”. Новый политический курс состоявшегося государства от 14.12.2012г.

  • Послание Президента Республики Казахстан “Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее” от 17.01.2014г.

  • Выготский Л.С. “Психология развития человека”. ЭКСМО.2004г.

  • Выготский Л.С. “Воображение и творчество в дошкольном возрасте”. СПб., “Союз”, 1997г.

  • Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года. (Образовательная парадигма-2015 “Образование в течение жизни”. Казахстанская правда от 26.12.2005г.

  • Эмоциональный интеллект, Д.Големан (D.Goleman). М.1995г.

  • Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. М.: «Сентябрь», 2000.

  • Логвинов И. И. Дидактика: история и современные проблемы. М., 2007.

  • Гребенев И. В. Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения// Педагогика. 2008. № 2.

  • Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: «Сентябрь», 1996     

  • Дереклеева Н.Н, Научно - исследовательская работа в школе. - М:Вербум-М, Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М: «Сентябрь», 2003.

  • Лебедева О. В. Принципы организации исследовательской деятельности в учебном процессе по физике в средней школе // Наука и школа. 2012. № 4.

  • Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать // Исследовательская деятельность школьников. 2003. № 4.

  • Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. М., 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!