СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация деятельности учителей русского языка и литературы в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

           «Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием», - сказано в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы. И оно будет таким, благодаря нашей с вами работе, уважаемые коллеги. Уже сегодня  принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой  - перевести учащегося в режим саморазвития.

Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности учителей русского языка и литературы в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

РМО учителей русского языка и литературы

Астраханского района











Организация деятельности учителей

русского языка и литературы

в условиях перехода на новые

образовательные стандарты









Доклад подготовила учитель

русского языка и литературы

ГУ «Лозовская основная школа»

Митяева Е.Б.









2016

«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием» - сказано в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы. И оно будет таким, благодаря нашей с вами работе, уважаемые коллеги. Уже сегодня принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой - перевести учащегося в режим саморазвития.

В соответствии с обновлением содержания образования нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не только приобретение новых знаний, но и необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. А это означает, что при планировании работы необходимо обратить внимание на то, каким образом деятельность учителя позволит в полной мере раскрыть содержательный аспект русского языка, литературы как учебных предметов в соответствии с новыми целями и технологическими подходами.

В условиях обновления содержания образования при обучении русскому языку учащиеся развивают навыки говорения, аудирования, чтения и письма, которые им будут необходимы для разрешения жизненно важных проблем в дальнейшем.

Целью учебной программы по предмету «Русский язык» является формирование функционально грамотной личности через развитие практических навыков применения языковых единиц в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.

Для достижения поставленной цели на уроках русского языка необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка.

Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. Мы говорим о том, что правильное произношение – постоянная хозяйка нашей речи, но на практике оно остается лишь редкой гостьей в речи людей.

Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. На практике, учащиеся, оканчивающие школу, не всегда в должной мере владеют навыками коммуникации. Основные причины: недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений; отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.

Для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения; уметь грамотно спланировать свою речь; выбрать содержание общения; найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь. На уроках русского языка редко уделяется достаточное внимание развитию перечисленных умений и навыков.

Формирование орфографической грамотности - проблема актуальная на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивает орфографически грамотное письмо.

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Методика проведения самодиктанта или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно. Этот вид работы можно выполнить и в групповой форме. Класс делится на группы. Ученики из каждой группы по очереди выходят и запоминают по одному или два предложения. При возвращении в свою группу диктуют то предложение, которое запомнили. После того как ученики записали предложение, идет взаимопроверка в группе. И так до конца диктанта. Ученики исправляют ошибки. После написания всего текста идет проверка тетрадей в других группах и выставление оценок.

Проведение этого вида диктанта опирается не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графику, на процесс овладения чтением, письмом, воспроизведением речи на слух (аудирование) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль: на развитие дикции и орфоэпических навыков.

С помощью таких диктантов учащиеся могут контролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в овладении навыками правописания и вовремя устранить их. Зрительное восприятие слова (чтение) и проговаривание способствуют развитию памяти и логического мышления.

Текст для диктанта должен быть понятен учащимся по форме изложения, интересен по содержанию и должен давать детям новую информацию об окружающем мире.

Это процесс трудоемкий, творческий, отнимающий много времени, как при подготовке, так и при непосредственной работе на уроке, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

В профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету)

 Какие же  требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока — дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть «добрым».

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

  1. практическая ориентированность;

  2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;

  3. направленность на формирование различных способов деятельности;

  4. формирование функциональной грамотности;

  5. компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая).

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации. 4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.  

Результаты образования

 С точки зрения содержания школьного образования основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, преобразовывать и использовать информацию для решения различного рода проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с людьми);

самоорганизации (умение ставить цели своей деятельности, планировать её, эффективно использовать личностные ресурсы);

самообразования (готовность определять и осуществлять индивидуальную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая тем самым свою успешность и конкурентоспособность).

Изучение литературы предполагает приобщение к миру ценностей, выработанных человеческой культурой, формирование своего ценностного мира, формирование потребности в чтении произведений, побуждающих к размышлению, духовной работе. В центре современного учебного занятия по литературе находится художественный текст и ученик как читатель. Задача педагога – организовать образовательное пространство так, чтобы состоялся продуктивный диалог между литературным произведением и школьником, позволяющий сформировать разнообразные компетенции личности: предметную, коммуникативную, информационную, социальную, нравственную. Поэтому развитие навыков смыслового чтения и разнообразных видов работы с текстом является стратегической линией для учителя-словесника. Овладение языком искусства, развитие умения школьников видеть художественные приемы обработки жизненного и словесного материала в свете авторского замысла, соотносить это со своим опытом и мировоззрением происходит через чтение-восприятие, переживание, анализ, интерпретацию, оценку, как произведения, так и собственной деятельности.

На всех уроках литературы, как и на уроках русского языка,  необходимо планировать мотивационно-целевой, процессуальный и рефлексивно-оценочный этапы,  обращаться к личным впечатлениям и ассоциациям школьников,  предлагать  подумать над проблемным вопросом, связанным с содержанием изучаемого произведения. В конце урока (на этапе рефлексии) учащимся  предложить оценить содержание урока с точки зрения достижения его цели.

Популярной формой инновационного обучения на уроках литературы является проектная деятельность.   Использование проектных технологий позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий напрямую связано с умением работать с другими участниками учебного процесса. Групповая и парная формы работы позволяют активно включать учащихся в атмосферу сотрудничества и сотворчества и создавать тем самым мотивацию к обучению и формировать необходимые коммуникативные умения.

Чтобы процесс обновления содержания образования протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования    к организации учебно- воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Литература:

1. Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы.

2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

3. Программа повышения квалификации учителей начальных классов в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.

4. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

5. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!