Организация внеурочной деятельности по биологии в МБОУ «СОШ № 53» как важный фактор повышения качества образования и обязательное составляющее ФГОС.
Доклад подготовила: Белова Виктория Геннадьевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №53 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики
Эколого-биологические знания - это основа для формирования научной картины мира, осознания роли человека в системе природы. Исходя из практики многих учителей могу сказать, что не более 10% выпускников выбирают профессию, связанную с биологией, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, так как от экологического состояния окружающей среды, во многом зависит собственное здоровье и здоровье окружающих.
Задача педагога: показать воспитанникам значимость эколого-биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, посредством самостоятельных практических работ, которые помогут осознать каждому человеку высочайшую ценность жизни.
Большую роль в данном процессе играет не только поурочная деятельность учителя и обучающихся, но также и внеурочная деятельность по преподаваемым предметам, в данном случае речь идет о биологии и экологии.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Формы проведения:
экскурсии,
кружки,
секции,
круглые столы,
конференции, диспуты,
школьные научные общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые и научные исследования (проектная деятельность),
общественно полезные практики и многое другое.
Цель внеурочной деятельности:
- овладение учащимися коммуникативной деятельности
- стимулирование интереса у учащихся к изучению предмета;
- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Задачи внеурочной деятельности:
- усовершенствование знаний по предмету;
- помощь в формировании мировоззрения у обучающихся;
- развитие творческих способностей, самостоятельности и эстетического вкуса;
- воспитание любви и уважения к природе и людям своего родного края и страны.
При внедрении внеклассной работы в образовательный процесс учитель и обучающиеся должны соблюдать следующие условия:
- добровольность участия обучающихся в мероприятиях по отдельным предметам;
- в работе должны присутствовать занимательность и новизна содержания, использоваться различные формы и методы работы;
- проводимые мероприятия должны быть эстетичными;
- четкая организация и подготовка каждого мероприятия;
- гласность;
- привлечение обучающихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
В нашей школе используются следующие принципы внеклассной работы:
1) Принцип связи обучения биологии с жизнью:
- ознакомление обучающихся с важными событиями и новостями науки нашей страны и зарубежом (форма проведения: доклад);
- использование краеведческого материала (форма проведения: экскурсии в музеи нашего города Чебоксары);
- включение материала по биологии в общешкольные мероприятия (форма проведения: театрализованные представления, ассамблеи, концерты, открытые занятия для родителей);
- взаимодействие учащихся с экологическими кружками города, РГСУ г. Чебоксары, техникум биотехнологий г. Новочебоксарск и ЧГУ медицинского факультета (форма проведения: кружок «Юный эколог» и «Занимательная анатомия», беседы, олимпиады, конкурс «Экомода», участие в экологических субботниках; участие в научно-практических конференциях, ).
- встреча с интересными людьми нашего города
2) Принцип коммуникативной активности учащихся
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: чтение литературы по предмету, развитие умений и навыков устной речи на занятиях и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень (форма проведения: выпуск стенгазет и бюллетеней, проведение конкурсов и предметных недель по биологии и экологии, участие в олимпиадах)
3) Принцип учета подготовленности обучающихся и преемственности внеклассной работы с уроками биологии и экологии
Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к деятельности. Преемственность урока биологии и экологии и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач (форма проведения: научные и поисковые исследования, проектная деятельность и выступления на научно-практических конференциях, олимпиадах по биологии и экологии)
4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся
необходимо учитывать психофизиологические особенности обучающихся при проведении мероприятий (форма проведения: внеклассные мероприятия и уроки, проводимые старшеклассниками в младших классах и у учителей на День независимости)
5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива (форма проведения: экологические субботники и озеленение школы, закладка и описание опытов и экспериментов, организация и участие в играх по станциям, создание скворечников и кормушек)
6) Принцип межпредметных связей в изучении предмета
Внеклассная работа должна проводиться не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, физике, алгебре и геометрии, химии, литературе и другим предметам в работе обогащает внеклассную работу по биологии и экологии способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения. (форма проведения: Предметные недели, посвященные Дню космонавтики)
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: внеклассная воспитательная работа по биологии является неотъемлемой частью педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего развития школьников, в том числе интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоционально-волевой сферы. Внеклассная работа имеет свои цели и задачи и строится по определённым принципам. Содержание внеклассной работы по биологии ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является её логическим продолжением. Многообразие форм внеклассной работы предоставляет широкий спектр деятельности для учителей-предметников.