Методическая разработка
«Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках химии»
Учитель химии МБОУ «ЦО № 38» г. Тула
Григорова Елена Николаевна
Химическое образование представляет собой педагогическую систему – «упорядоченное определенным образом множество компонентов, взаимосвязанных между собой образующих некоторое целостное единство» (В.Н.Садовский).
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Поэтому основная задача школы заключается в интеграции, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ).
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В блок личностных УУД входят:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
– планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его эталона;
– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
– оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
– элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.
Познавательные УУД обеспечивают:
- владение учащимися общеучебными, логическими и знаковосимволическими УУД
Познавательные логические УУД способствуют:
- формированию информационно-познавательной компетенции - установлению связей в любой области знаний - умению производить простые логические действия, составные логические операции
- самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Пример №1 «Преобразовать схему»
Цель: организация учащимися своей деятельности по преобразованию схем в конкретные уравнения реакций, проверка умения решать задачи на применение закона Авогадро.
Форма выполнения задания: групповая работа
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе, сравнить его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп, провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге вся таблица должна быть заполнена.
Задание: Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции: ? Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O. Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции. Заполните таблицу. Объемы газов измерены при одинаковых условиях
Формула вещества | H2S | O2 | SO2 | H2O |
Задание в группе для | Ученика 1 | Ученика 2 | Ученика 3 | Ученика 4 |
Объем газов (л) | 1 | | | |
| 1,2 | | |
| | 4 | |
| | | 2,4 |
В число общеучебных действий входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Соответственно в состав коммуникативных действий входя:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Рассмотрим формирование УДД на конкретных примерах.
Познавательные УУД. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, проводить простейший химический эксперимент, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
Пример № 1. «Логическая цепочка»
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, соответствующее его уровню знаний; сравнить его выполнение с вариантами ответов других учащихся; провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями.
Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции:
Cu H2 a) HCl
1)_____________ __________- реакция _________________________
2) ______________________ - реакция_______________________ .
MgCl2 HCl H2 б) H2O
1)______________________ - реакция ___________________________;
2) _______________________ - реакция ___________________________;
3) ______________________ - реакция ____________________________.
АgCl ? КОH в) ?
1)_____________________- реакция___________________________;
2) ____________________ - реакция ___________________________ ;
3) ____________________ - реакция _____________________________.
Пример № 2. Неоконченный текст.
Используя текст параграфа, вставьте вместо пропусков нужные слова. Вещество с формулой H2SO4называется…. По агрегатному состоянию это… При разбавлении этого вещества нужно лить ….в…..,а не наоборот. С основаниями это вещество вступает в химическое взаимодействие и эта реакция называется ……..
Форма выполнения: работа в малых группах или индивидуальная.
Форма оценки – групповая или индивидуальная.
Регулятивные УУД . Умение определять цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Примеры заданий:
Формированию регулятивных УУД способствуют задания, связанные с самостоятельным заполнением таблиц, схем, построением графиков. Для выполнения таких заданий часто требуется использование данных из различных дополнительных источников, например, из справочных таблиц, содержащихся в том числе в приложениях к учебникам.
Цель: формирование умений учащегося организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы
Форма выполнения задания: работа в малых группах
Форма оценки: групповая или индивидуальная.
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе. Задание: От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу
Скорость химических реакций
Факторы, влияющие на скорость реакции | Примеры | Объяснение |
1.Природа реагирующих веществ | Металлы реагируют с соляной кислотой с различными скоростями | Металлы обладают различной химической активностью, т.е. способностью отдавать электроны |
2.Температура | | |
3.Присутствие катализатора (ингибитора) | | |
Площадь поверхности* *Для реакций, протекающих с участием твердых веществ | | |
Коммуникативные УУД. Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
1-социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
2- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
3-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Пример № 1. Исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Определение кислотности некоторых пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.
Обсудите результаты: какой раствор более кислотный?. Почему?. Почему диетологи советуют пить соки ,разбавляя их водой?
Исследуемый раствор | Окраска индикатора лакмуса | Окраска индикатора метилового оранжевого | Значение рН раствора |
Яблочный сок | | | |
Сок лимона | | | |
Раствор уксусной кислоты | | | |
Пепси-кола | | | |
Фанта | | | |
Форма работы: групповая
Форма оценки: групповая
2)Подготовьте рассказ об использовании кислот (на выбор). Предложите несколько источников и обменяйтесь списками с одноклассниками.
Личностные УУД обеспечивают:
- ценностно-смысловую ориентацию учащихся
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
- самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Пример №1 «Расчетная задача с экологической составляющей»
-Такие виды рыб, как форель и хариус очень чувствительны к чистоте воды Если 1л природной воды содержит всего 3 10-6моль серной кислоты( которая может попадать в реки с промышленными стоками или за счет «кислых дождей»), то мальки рыб погибнут. Вычислите массу серной кислоты в 1л воды, которая представляет собой смертельную дозу для мальков форели и хариуса.
-Соляная и серные кислоты очень токсичны и при попадании с воздухом в дыхательные пути вызывают сильнейшие отравления. Сколько молекул будут находиться в 1м3 воздуха при содержании этих веществ признанными неопасными, а именно: соляная -0,05 мг, серная 0,3 мг.
Пример №2
- В желудочном соке человека содержится примерно 0,2% раствор соляной кислоты. Какую роль в организме он выполняет?
-Для чего между оконными рамами на зиму иногда помещали склянку с концентрированной серной кислотой?
-Какие минеральные кислоты были впервые получены человеком?
Форма работы: индивидуальная и парная, фронтальная работа
Форма оценки: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Пример № 3.
Экспериментальная задача. Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы соляной кислоты и нитрата серебра? Напишите уравнение реакции. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? Свои суждения проверьте опытным путем и результаты оформите в виде письменного отчета.
Форма выполнения: индивидуальная
Форма оценки: индивидуальная
Выводы.
Основная задача ФГОС нового поколения: ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Назначение ФГОС:
- задают основные результаты образования
– общие и по ступеням; - характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:
- учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)
- программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные). Методологической основой построения содержания ФГОС основного общего образования (ООО) является системно-деятельностный подход, который предполагает общекультурное и личностное развитие учащихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; обучение их самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся .
С позиций системно-деятельностного подхода основные результаты образования и воспитания определяются в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся.
Термин «универсальные учебные действия» означает:
- в широком значении – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - в собственно психологическом значении
– совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование УУД позволяют осуществить переход от учебной деятельности, осуществляемой совместно и под руководством учителя, к деятельности самообразования и самовоспитания. УУД выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, его деятельностным ядром.
УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов, в том числе и химии.
Список источников информации.
Боднар Е.Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач // Вестник научных конференций. 2015. № 1-3..
Болотова B.C. Формирование универсальных учебных действий [УУД] на уроке химии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.htm
Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах: в 2-х частях. - М., 2002.
Жукова Н.В., Ляпина О.А., Алямкина Е.А. Развитие универсальных учебных действий на уроках химии при проведении лабораторных работ // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4. № 10
8.Котова Н.С. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие формирования регулятивных УУД // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3 (4).
Сидорина Н.Е., Федорова, Н.Е. Метод проектов как инновационное средство формирования универсальных учебных действий на уроках химии // Н.Е. Сидорина, Н.Е. Федорова // Образование: традиции и инновации: Материалы VIII международной научно-практической конференции, 2015.
Ступницкая М. А. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [электронный ресурс] - Режим доступа: littp://psy.lseptember.ru/article.plip?ID=200600712