СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках химии»

Методическая разработка

«Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках химии»

Учитель химии МБОУ «ЦО № 38» г. Тула

Григорова Елена Николаевна

Химическое образование представляет собой педагогическую систему – «упорядоченное определенным образом множество компонентов, взаимосвязанных между собой образующих некоторое целостное единство» (В.Н.Садовский).

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Поэтому основная задача школы заключается в интеграции, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ).

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В блок личностных УУД входят:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

– планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его эталона;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

– оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

– элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Познавательные УУД обеспечивают:

- владение учащимися общеучебными, логическими и знаковосимволическими УУД

Познавательные логические УУД способствуют:

- формированию информационно-познавательной компетенции - установлению связей в любой области знаний - умению производить простые логические действия, составные логические операции

- самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Пример №1 «Преобразовать схему»

Цель: организация учащимися своей деятельности по преобразованию схем в конкретные уравнения реакций, проверка умения решать задачи на применение закона Авогадро.

Форма выполнения задания: групповая работа

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе, сравнить его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп, провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге вся таблица должна быть заполнена.

Задание: Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции: ? Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O. Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции. Заполните таблицу. Объемы газов измерены при одинаковых условиях

Формула вещества

H2S

O2

SO2

H2O

Задание в группе для

Ученика 1

Ученика 2

Ученика 3

Ученика 4

Объем газов (л)

1





1,2





4





2,4



В число общеучебных действий входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Соответственно в состав коммуникативных действий входя:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов;

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Рассмотрим формирование УДД на конкретных примерах.

Познавательные УУД. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, проводить простейший химический эксперимент, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Пример № 1. «Логическая цепочка»

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, соответствующее его уровню знаний; сравнить его выполнение с вариантами ответов других учащихся; провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями.

Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции:

Cu H2 a) HCl

1)_____________ __________- реакция _________________________

2) ______________________ - реакция_______________________ .

MgCl2 HCl H2  б) H2O

1)______________________ - реакция ___________________________;

2) _______________________ - реакция ___________________________;

3) ______________________ - реакция ____________________________.

АgCl ?  КОH в) ?

1)_____________________- реакция___________________________;

2) ____________________ - реакция ___________________________ ;

3) ____________________ - реакция _____________________________.

Пример № 2. Неоконченный текст.

Используя текст параграфа, вставьте вместо пропусков нужные слова. Вещество с формулой H2SO4называется…. По агрегатному состоянию это… При разбавлении этого вещества нужно лить ….в…..,а не наоборот. С основаниями это вещество вступает в химическое взаимодействие и эта реакция называется ……..

Форма выполнения: работа в малых группах или индивидуальная.

Форма оценки – групповая или индивидуальная.

Регулятивные УУД . Умение определять цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Примеры заданий:

Формированию регулятивных УУД способствуют задания, связанные с самостоятельным заполнением таблиц, схем, построением графиков. Для выполнения таких заданий часто требуется использование данных из различных дополнительных источников, например, из справочных таблиц, содержащихся в том числе в приложениях к учебникам.

Цель: формирование умений учащегося организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы

Форма выполнения задания: работа в малых группах

Форма оценки: групповая или индивидуальная.

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе. Задание: От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу

Скорость химических реакций

Факторы, влияющие на скорость реакции

Примеры

Объяснение

1.Природа реагирующих веществ

Металлы реагируют с соляной кислотой с различными скоростями

Металлы обладают различной химической активностью, т.е. способностью отдавать электроны

2.Температура



3.Присутствие катализатора (ингибитора)



Площадь поверхности* *Для реакций, протекающих с участием твердых веществ





Коммуникативные УУД. Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

1-социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей

2- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

3-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Пример № 1. Исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Определение кислотности некоторых пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.

Обсудите результаты: какой раствор более кислотный?. Почему?. Почему диетологи советуют пить соки ,разбавляя их водой?

Исследуемый раствор

Окраска индикатора лакмуса

Окраска индикатора метилового оранжевого

Значение рН раствора

Яблочный сок




Сок лимона




Раствор уксусной кислоты




Пепси-кола




Фанта




Форма работы: групповая

Форма оценки: групповая

2)Подготовьте рассказ об использовании кислот (на выбор). Предложите несколько источников и обменяйтесь списками с одноклассниками.

Личностные УУД  обеспечивают:

- ценностно-смысловую ориентацию учащихся

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

- самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Пример №1  «Расчетная задача с экологической составляющей»

-Такие виды рыб, как форель и хариус очень чувствительны к чистоте воды Если 1л природной воды содержит всего 3 10-6моль серной кислоты( которая может попадать в реки с промышленными стоками или за счет «кислых дождей»), то мальки рыб погибнут. Вычислите массу серной кислоты в 1л воды, которая представляет собой смертельную дозу для мальков форели и хариуса.

-Соляная и серные кислоты очень токсичны и при попадании с воздухом в дыхательные пути вызывают сильнейшие отравления. Сколько молекул будут находиться в 1м3 воздуха при содержании этих веществ признанными неопасными, а именно: соляная -0,05 мг, серная 0,3 мг.

Пример №2

- В желудочном соке человека содержится примерно 0,2% раствор соляной кислоты. Какую роль в организме он выполняет?

-Для чего между оконными рамами на зиму иногда помещали склянку с концентрированной серной кислотой?

-Какие минеральные кислоты были впервые получены человеком?

Форма работы: индивидуальная и парная, фронтальная работа

Форма оценки: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Пример № 3.

Экспериментальная задача. Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы соляной кислоты и нитрата серебра? Напишите уравнение реакции. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? Свои суждения проверьте опытным путем и результаты оформите в виде письменного отчета.

Форма выполнения: индивидуальная

Форма оценки: индивидуальная

Выводы.

Основная задача ФГОС нового поколения: ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Назначение ФГОС:

- задают основные результаты образования

– общие и по ступеням; - характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

- учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)

- программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные). Методологической основой построения содержания ФГОС основного общего образования (ООО) является системно-деятельностный подход, который предполагает общекультурное и личностное развитие учащихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; обучение их самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся .

С позиций системно-деятельностного подхода основные результаты образования и воспитания определяются в контексте формирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся.

Термин «универсальные учебные действия» означает:

- в широком значении – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - в собственно психологическом значении

– совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование УУД позволяют осуществить переход от учебной деятельности, осуществляемой совместно и под руководством учителя, к деятельности самообразования и самовоспитания. УУД выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, его деятельностным ядром.

УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов, в том числе и химии.

























Список источников информации.


  1. Боднар Е.Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач // Вестник научных конференций. 2015. № 1-3..

  2. Болотова B.C. Формирование универсальных учебных действий [УУД] на уроке химии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.htm

  3. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах: в 2-х частях. - М., 2002.

  4. Жукова Н.В., Ляпина О.А., Алямкина Е.А. Развитие универсальных учебных действий на уроках химии при проведении лабораторных работ // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4. № 10

  5. 8.Котова Н.С. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие формирования регулятивных УУД // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3 (4).

  6. Сидорина Н.Е., Федорова, Н.Е. Метод проектов как инновационное средство формирования универсальных учебных действий на уроках химии // Н.Е. Сидорина, Н.Е. Федорова // Образование: традиции и инновации: Материалы VIII международной научно-практической конференции, 2015.

  7. Ступницкая М. А. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [электронный ресурс] - Режим доступа: littp://psy.lseptember.ru/article.plip?ID=200600712



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!