2. Повторение изученного материала | 1. Блиц-опрос: 1.Основные функции листка - 2.Испарение воды и фотосинтез осуществляются только ……. 3.К стеблю листовая пластинка крепится с помощью …. 4.По наличию черешка листья бывают …… и …… 5.У сидячих листьев нет …. . 6.Жилки выполняют функцию….. 7.Есть три типа жилкования листьев: сетчатое, …..и ….. . 8.Простые и сложные листья отличаются по количеству ….. 2. Прием «Найди ошибку» Письмо от Незнайки . 1. Между верхней и нижней эпидермой находится мякоть листка. 2. Под верхней эпидермой находится 1 или несколько слоев столбчатой ткани, клетки которой не имеют хлоропластов.3. Они выполняют функцию газообмена. 4. Под слоем столбчатой ткани находится клетки губчатая ткань, клетки которой расположены ровными рядами и содержит хлоропласты. 5. Основная функция – фотосинтез. 6. Мякоть листка пронизана проводящими сосудами, выполняющими функцию опоры. | Фронтальная работа | | уважительно относиться к собеседникам во время диалога(Л) обобщать полученные знания клеточном строении листа и выполняемыми функциями (П) | |
3. Актуализация знаний | Создает проблемную ситуацию. Рассмотрите предложенные вам растения кактус, барбарис, росянка, алоэ, побег гороха с усиками. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Как вы думаете, что необычного у этих растений? - Почему у них возникли эти особенности? Предлагает сформулировать тему и цель урока. - Как вы думаете, какова тема урока? - Что нам предстоит узнать? Слово учителя. Сегодня мы с вами узнаем, как растения с помощью листьев приспосабливаются к тем условиям,в которых они живут и как это отражается на их внешнем виде. Работать с вами мы будем в группах. В течение урока вы будете заполнять инструктивную | Озвучивает тему и цель урока. Высказывают свои предположения, почему возникли видоизменения листьев у этих растений У кактуса и барбариса есть колючки, у алоэ – утолщенные листья, у гороха – усики, росянки – листья в виде капелек. Эти изменения могли возникнуть из-за условий среды обитания. Записывают тему урока в тетрадь «Видоизменение листьев». | Отвечают на поставленный вопрос. Приводят аргументы, строят гипотезы, обосновывают. | выражать свои мысли, слушать(К) Проблемные ситуации для урока с использованием технологии критического мышления. Метод проблемного обучения - | |
Изучение нового материала «Открытие нового знания» | Организуется работа с текстом учебника. 1. Работа с учебником. Используя текст учебника (§8), сравните световой и теневой лист. Выделите особенности строения. Объясните их. Задание 1 группе предлагается видео Листья растений влажных мест Ожидаемый ответ: Листья растений влажных местобитания крупные с большим количеством устьиц т.к. с поверхности этих листьев испаряется много влаги. Испарение воды происходит через устьица. Приготовить презентацию Задание 2 группе Листья растений засушливых мест (просмотр видеофильма) Ожидаемый ответ невелики по размерами. И имеют приспособления, уменьшающие испарение воды – густое опушение, восковой налет, относительно небольшое число устьиц. Листья некоторых растений обитающих в засушливых местах мягкие и сочные. В них запасается вода. Ответ виде опорного конспекта Задание 3 группе Выберите из рисунка где показаны видоизменения листа (усики и колючки) Предположите, каково значение видоизменённых представленных на рисунке листьев в жизни растений? Предполагаемый ответ: - Листья – колючки испаряют меньше влаги и защищают растения от поедания животными. Листья, превращённые в усики, служат для поддержания стебля в вертикальном положении Задание выбрать из предложенных гербарных 1.растений с колючками; 2. отдельно группу с усиками (гербарий: аспарагуса, барбариса, боярышника, винограда, огурца, опунции, спаржи, горох, фасоль, чины, мышиный горошек). Задание 4 группе. Текст На болотах Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей встречается росянка. Листовая пластинка ее покрыта железистыми волосками, кончик каждого волоска содержит клейкую жидкость. Клейкие капельки в любое время дня блестят, как роса. Мелкие насекомые (мухи, комары), садясь на лист, прилипают к нему. Железистые волоски, а затем и пластинки листа, раздражаемые движениями пытающегося улететь насекомого, постепенно склоняются к нему, выделяя особый сок, который содержит ферменты, способствующие перевариванию насекомого. Когда через несколько дней пластинка и волоски листа раскроются, от насекомого останется лишь покров. Железистые волоски вновь начинают выделять жидкость. Самый оригинальный капкан — у венериной мухоловки. Ловчий аппарат Ее лист состоит из двух створок с длинными зубцами, на каждой из которых расположены чувствительные шипики. Стоит прикоснуться к ним, как лопасти начинают сближаться, листовая пластинка складывается по средней жилке, как книга. Через 10-30 секунд добыча зажата между створками, и особые железки переваривают ее в течение нескольких дней. Вопросы 1. Озаглавьте текст разделите на подтексты также озаглавьте 2. По типу питания какой группе можно отнести растениям росянка и венерину мухоловку 3.Во что видоизменен лист у растений приводимый в тексте 4. С помощью каких веществ растение переваривает пойманных насекомых 5.о каком свойстве живых организмов раскрывается в рассказе о венериной мухоловке(раздражимость) 6. Почему росянка получила название объясните? | 1. Работают с текстом учебника. Работают Индивидуально. Выделяют отличительные особенности в строении светового и теневого листа. Выполняют задание в рабочей тетради. Отвечают на вопросы и заполняют схему с рисунками Листья растений светолюбивых теневыносливых Отвечают на поставленный вопрос. Приводят аргументы, строят гипотезы, обосновывают Растения | Видоизменения листьев | Значение | 1. Кактус | Листья видоизменились в колючки | уменьшение испарения воды, -защита от поедания | 2. Росянка | Лист - ловушка с клейкими капельками на кончиках волосков | приспособление для ловли и переваривания насекомых | 3. Горох | Верхние листовые пластинки (листочки) сложного листа видоизменились в усики | лазание, поддержание стебля в вертикальном положении | 4. Ель обыкновенная | Хвоинки или листья-иголки | Уменьшение испарения воды | 5. Барбарис | Листья на длинных побегах видоизменились в колючки | -защита от поедания | 6. Венерина мухоловка | Листья имеют две лопасти с чувствительными щетинками - ловушки | приспособление для ловли и переваривания насекомых в условиях недостатка азота | 7. Пузырчатка | Листья рассечены на узкие нитевидные дольки, на концах которых находятся ловчие пузырьки (ловушки) с клапаном | приспособление для ловли и переваривания насекомых , рачков в условиях недостатка азота | . | Приём “Мудрые совы”. | выстраивать логическую цепь рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи между строением листа и условиями его существования(П) Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал(П). осознание учащимися того,что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу(Р) сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять самоконтроль, коррекцию деятельности на уроке(Р) применять полученные знания в при определении растений влажных и засушливых мест(П); соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам(Л обосновывать свою точку зрения, умения осуществлять взаимоконтроль(К). | |
Рефлексия | 1. Вставьте в текст «Видоизменения листьев» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТЬЕВ В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья помимо основных приобретают дополнительные функции:____(А) – защита от животных или неблагоприятных условий среды у растений засушливых мест (кактусы);____(Б) - прикрепление к субстрату у лазающих растений (горох);____(В) у насекомоядных растений (росянка);____(Г) – запас питательных веществ и воды у репчатого лука, органы вегетативного размножения. Перечень терминов: 1) колючки 5) ловчий аппарат 2) корнеплоды 6) корни-присоски 3) клубни 7) сочные чешуи 4) усики 8) луковицы Ответ: Организуется фронтальная беседа. Обучающиеся побуждаются к высказыванию своего мнения. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Какие испытали затруднения? - Можете ли вы ответить на вопрос: почему возникают видоизменения листьев у растений? - Как вы считает, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? | взаимопроверка Отвечают на вопросы, стараясь не пользоваться учебником и записями в тетради. Высказывают свое отношение к данной теме урока. Вывод. Форма, размеры и строение листьев зависят от условий обитания растений (факторов среды). | Приём пропуск слова | сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять самоконтроль, коррекцию деятельности на уроке(Р); обосновывать свою точку зрения, умения осуществлять взаимоконтроль(К); соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам(Л) формирование личностного смысла учения(Л). | |