СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методическая разработка на тему. Тема “Видоизменение листьев”

Просмотр содержимого документа
««Организация учебной деятельности по формированию УУД»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение с

редняя общеобразовательная школа села Абзаново МР Зианчуринский район









Методическая разработка на тему



«Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Тема “Видоизменение листьев”



















Составитель учитель географии и биологии

Хасанова Айгуль Ахсановна



Технологичекая карта урока





Автор урока Хасанова Айгуль Ахсановна

Предмет ____биология, 6 класс

Тема урока «Видоизменение листьев»

Планируемые результаты:

Личностные (воспитательные)

Метапредметные (развивающие)

Предметные (образовательные)

1.развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

2 соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

3.адекватно судить о причинах успеха или неуспеха в изучении, уважительно относиться к собеседникам во время диалога.

регулятивные: самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

познавательные: извлекать информацию, выбирать информацию для сравнения, выявлять причинно-следственные связи.

коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе), слушать, выдвигать предположения и обосновывать свою точку зрения, общаться с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль, выражать свои мысли.


1.уметь определять факторы среды, оказывающие влияние на растения, внешние отличия растений влажных мест обитания, признаки растений засушливых мест, теневыносливых растениях и строение их листьев, особенности строения мякоти листа растений открытых мест;

2.Уметь отличать теневой лист от светового, объяснять черты приспособленности растений к условиям окружающей среды.





Тип урока Изучение нового материала. Технология формирования естественнонаучной грамотности

Форма урока Урок «открытия» новых знаний

Опорные понятия, термины

Видоизменение органа, Факторы среды 

Формы контроля Фронтальный опрос



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемы е методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Орг. момент 2 мин.

Создание положительного настроя на продуктивную работу

Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку

Взаимное приветствие, контроль присутствую щих, проверка готовности учащихся к уроку

Самоопределение (Л)


2. Повторение изученного материала

1. Блиц-опрос:

1.Основные функции листка -

2.Испарение воды и фотосинтез осуществляются только …….

3.К стеблю листовая пластинка крепится с помощью ….

4.По наличию черешка листья бывают …… и ……

5.У сидячих листьев нет …. .

6.Жилки выполняют функцию…..

7.Есть три типа жилкования листьев: сетчатое, …..и ….. .

8.Простые и сложные листья отличаются по количеству …..


2. Прием «Найди ошибку»

Письмо от Незнайки . 1. Между верхней и нижней эпидермой находится мякоть листка. 2. Под верхней эпидермой находится 1 или несколько слоев столбчатой ткани, клетки которой не имеют хлоропластов.3. Они выполняют функцию газообмена. 4. Под слоем столбчатой ткани находится клетки губчатая ткань, клетки которой расположены ровными рядами и содержит хлоропласты.

5. Основная функция – фотосинтез. 6. Мякоть листка пронизана проводящими сосудами, выполняющими функцию опоры.







Фронтальная работа




 уважительно относиться к собеседникам во время диалога(Л)

 





обобщать полученные знания клеточном строении листа и выполняемыми функциями (П)


3. Актуализация знаний

 Создает проблемную ситуацию.

Рассмотрите предложенные вам растения кактус, барбарис, росянка, алоэ, побег гороха с усиками.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Как вы думаете, что необычного у этих растений?

- Почему у них возникли эти особенности? Предлагает сформулировать тему и цель урока.

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Что нам предстоит узнать?


Слово учителя.

Сегодня мы с вами узнаем, как растения с помощью листьев

приспосабливаются к тем условиям,в которых они живут и как это

отражается на их внешнем виде. Работать с вами мы будем в

группах. В течение урока вы будете заполнять инструктивную

Озвучивает тему и цель урока.

Высказывают свои предположения, почему возникли видоизменения листьев у этих растений

У кактуса и барбариса есть колючки, у алоэ – утолщенные листья, у гороха – усики, росянки – листья в виде капелек.

Эти изменения могли возникнуть из-за условий среды обитания.

Записывают тему урока в тетрадь «Видоизменение листьев».

Отвечают на

поставленный вопрос.

Приводят аргументы,

строят гипотезы,

обосновывают.

выражать свои мысли, слушать(К)









Проблемные ситуации для урока с использованием технологии

критического мышления.

Метод проблемного обучения -


Изучение нового материала

«Открытие нового знания»

Организуется работа с текстом учебника.

1. Работа с учебником.

Используя текст учебника (§8), сравните световой и теневой лист. Выделите особенности строения. Объясните их.















Задание 1 группе предлагается видео Листья растений влажных мест

Ожидаемый ответ:

Листья растений влажных местобитания крупные с большим

количеством устьиц т.к. с поверхности этих листьев испаряется много влаги.

Испарение воды происходит через устьица. Приготовить презентацию

Задание 2 группе Листья растений засушливых мест (просмотр видеофильма)

Ожидаемый ответ

невелики по размерами. И имеют приспособления, уменьшающие

испарение воды – густое опушение, восковой налет, относительно

небольшое число устьиц. Листья некоторых растений

обитающих в засушливых местах мягкие и сочные. В них запасается

вода. Ответ виде опорного конспекта

Задание 3 группе Выберите из рисунка где показаны видоизменения листа (усики и колючки)

  Предположите, каково значение

видоизменённых представленных на рисунке листьев в жизни

растений?

Предполагаемый ответ:

- Листья – колючки испаряют меньше влаги и защищают

растения от поедания животными. Листья, превращённые в

усики, служат для поддержания стебля в вертикальном положении

Задание выбрать из предложенных гербарных 1.растений с колючками; 2. отдельно группу с усиками (гербарий: аспарагуса, барбариса, боярышника, винограда, огурца, опунции, спаржи, горох, фасоль, чины, мышиный горошек).

Задание 4 группе. Текст На болотах Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей встречается росянка. Листовая пластинка ее покрыта железистыми волосками, кончик каждого волоска содержит клейкую жидкость. Клейкие капельки в любое время дня блестят, как роса.

Мелкие насекомые (мухи, комары), садясь на лист, прилипают к нему. Железистые волоски, а затем и пластинки листа, раздражаемые движениями пытающегося улететь насекомого, постепенно склоняются к нему, выделяя особый сок, который содержит ферменты, способствующие перевариванию насекомого. Когда через несколько дней пластинка и волоски листа раскроются, от насекомого останется лишь покров. Железистые волоски вновь начинают выделять жидкость.

Самый оригинальный капкан — у венериной мухоловки. Ловчий аппарат Ее лист состоит из двух створок с длинными зубцами, на каждой из которых расположены чувствительные шипики. Стоит прикоснуться к ним, как лопасти начинают сближаться, листовая пластинка складывается по средней жилке, как книга. Через 10-30 секунд добыча зажата между створками, и особые железки переваривают ее в течение нескольких дней.

Вопросы

1. Озаглавьте текст разделите на подтексты также озаглавьте

2. По типу питания какой группе можно отнести растениям росянка и венерину мухоловку

3.Во что видоизменен лист у растений приводимый в тексте

4. С помощью каких веществ растение переваривает пойманных насекомых

5.о каком свойстве живых организмов раскрывается в рассказе о венериной мухоловке(раздражимость)

6. Почему росянка получила название объясните?


1. Работают с текстом учебника. Работают

Индивидуально.

Выделяют отличительные особенности в строении светового и теневого листа.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы и заполняют схему с рисунками

Листья растений



светолюбивых теневыносливых



Отвечают на

поставленный вопрос.

Приводят аргументы,

строят гипотезы,

обосновывают

Растения

Видоизменения листьев

Значение

1. Кактус

Листья видоизменились в колючки

уменьшение испарения воды,

-защита от поедания

2. Росянка

Лист - ловушка с клейкими капельками на кончиках волосков

приспособление для ловли и переваривания насекомых

3. Горох


Верхние листовые пластинки (листочки) сложного листа видоизменились в усики

лазание, поддержание стебля в вертикальном положении

4. Ель обыкновенная

Хвоинки или листья-иголки

Уменьшение испарения воды

5. Барбарис

Листья на длинных побегах видоизменились в колючки

-защита от поедания

6. Венерина мухоловка

Листья имеют две лопасти с чувствительными щетинками - ловушки

приспособление для ловли и переваривания насекомых в условиях недостатка азота

7. Пузырчатка

Листья рассечены на узкие нитевидные дольки, на концах которых находятся ловчие пузырьки

(ловушки) с клапаном

приспособление для ловли и переваривания насекомых , рачков в условиях недостатка азота

.








































































Приём “Мудрые совы”.



 выстраивать логическую цепь рассуждений и устанавливать причинно-следственные связи между строением листа и условиями его существования(П)













Способность, к решению

познавательной задачи,

опираясь на ранее изученный

материал(П).


осознание учащимися

того,что подлежит усвоению,

саморегуляция, настрой на работу(Р)



сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять самоконтроль, коррекцию деятельности на уроке(Р)


применять полученные знания в при определении растений влажных и засушливых мест(П);

соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам(Л

обосновывать свою точку зрения, умения осуществлять взаимоконтроль(К).


Включение нового знания в систему знаний и повторение

А теперь, ребята, давайте проверим насколько внимательными вы были на предыдущих уроках и сегодня при заполнении таблицы. Мы поиграем с вами в игру - цепочка. Один из вас получает игровое поле. На игровом поле представлены растения, имеющие видоизмененные листья. Напротив каждого растения вы должны написать, как называются их видоизмененные листья. Каждый из вас записывает ответ только в одну любую строку и передает лист соседу по парте, затем сидящим сзади и так далее. Как только кто- то из вас заполнит последнюю пустую строку - поднимите руку.

(Работа с гербарием).



Растение

Видоизменения листьев


1.

Белая акация рисунок

колючки

2.

алоэ

сочные листья

3.

чина

усики

4.

венерина мухоловка

ловушки

5.

чертополох

колючки

6.

очиток

сочные

7.

пузырчатка

ловушки

8.

росянка

ловушки






Рефлексия

1. Вставьте в текст «Видоизменения листьев» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТЬЕВ

В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья помимо основных приобретают дополнительные функции:____(А) – защита от животных или неблагоприятных условий среды у растений засушливых мест (кактусы);____(Б) -  прикрепление к субстрату у лазающих растений (горох);____(В) у насекомоядных растений (росянка);____(Г) – запас питательных веществ и воды у репчатого лука, органы вегетативного размножения.

Перечень терминов:

1)     колючки                                    5) ловчий аппарат

2)     корнеплоды                              6) корни-присоски

3)     клубни                                       7) сочные чешуи

4)     усики                                         8) луковицы

А

Б

В

Г

1

4

5

7

Ответ:

Организуется фронтальная беседа. Обучающиеся побуждаются к высказыванию своего мнения.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие испытали затруднения?

- Можете ли вы ответить на вопрос: почему возникают видоизменения листьев у растений?

- Как вы считает, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?





взаимопроверка

















Отвечают на вопросы, стараясь не пользоваться учебником и записями в тетради.

Высказывают свое отношение к данной теме урока.

Вывод. Форма, размеры и строение листьев зависят от условий обитания растений (факторов среды).


 Приём пропуск слова

сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; осуществлять самоконтроль, коррекцию деятельности на уроке(Р);

обосновывать свою точку зрения, умения осуществлять взаимоконтроль(К);

соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к одноклассникам(Л)

формирование личностного смысла учения(Л).


Домашнее задание.



Посмотри видеофильм и найди ответ на вопрос, что такое листовая мозаика? Выполни задание Якласс

Выучи термины.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!