СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы с историческими источниками

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самостоятельной работы с историческими источниками в рамках изучения темы «Эпоха дворцовых переворотов»

(на материалах УМК Истории России под ред. А.В. Торкунова, 8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы с историческими источниками»

В.И.Головачева


Организация самостоятельной работы с историческими источниками в рамках изучения темы «Эпоха дворцовых переворотов»

(на материалах УМК Истории России под ред. А.В. Торкунова, 8 класс)


Одной из основных тенденций развития современного образования является активный поиск и разработка комплекса методических средств формирования самостоятельной, творческой личности, умеющей критически воспринимать и анализировать различные точки зрения, способной выработать на основе этих умений собственное видение как на события прошлого, так и на современность. Отметим что немаловажную роль в этом процессе играют школьные предметы общественного цикла, в частности история. Но в тоже время в рамках исторического образования обозначенную проблему трудно назвать абсолютно новой, скорее речь должна идти о модернизации уже имеющегося методического инструментария, так как изучение истории практически во все времена ставило перед собой целью формирование личностных качеств человека. Но в какой-то степени обновление необходимо и в силу объективного процесса развития и истории как науки, и школьной истории, прежде всего выражающееся в появлении нового поколения учебной и методической литературы. Как следствие, новое звучание приобретает и вопрос организации работы с историческими источниками на уроках истории.

Использование исторических документов на уроках способствует выработке у обучающегося аналитического мышления. Он самостоятельно сравнивает содержание темы в учебнике и в дополнительной литературе, анализирует полученную информацию и выдвигает свою версию понимания материала. Учитель же непременно должен акцентировать внимание обучающихся на исторической ценности всех используемых документов на уроках, так как они являются дополнительным подтверждением истории. Сегодня роль наставника в том, что он помогает обучающимся самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, но при этом не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а лишь направляет в процессе осмысления изучаемого материала и формулировки самостоятельных выводов.

Результаты познания, полученные в ходе работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, формируется ощущение духа эпохи, значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой обучающимися и служит основой для развития навыков самостоятельной работы. Поэтому в нашем понимании именно этот вид деятельности обучающихся вполне успешно интегрируется с задачей развития личностных умений в сфере самостоятельной деятельности детей.

Очевидно, что степень эффективности данной работы напрямую связана с тем историческим материалом, который доступен обучающимся на уроке. Поэтому речь прежде всего должна идти об учебнике, поскольку именно он является основным средством приобщения к работе с историческими источниками. Объективно, что как правило мы имеем дело с фрагментами документов, адаптированными под возрастные и интеллектуальные особенности учащихся. Таким образом, можно говорить о прямой зависимости эффективности самостоятельной работы с источниками от качества документального материала, представленного в учебниках истории.

В силу вышесказанного мы решили обратиться к содержанию наиболее популярного на сегодняшний день учебника по истории России для общеобразовательных организаций под редакцией А.В. Торкунова. Рамки научной публикации по объективным причинам не позволяют провести анализ всех фрагментов исторических источников. Поэтому учитывая наш исторический интерес, мы проанализируем обеспеченность источниками темы «Эпоха дворцовых переворотов» и попытаемся затем смоделировать возможные варианты самостоятельной работы с ними.

Прежде всего нами был проведен краткий обзор самого содержания исторических источников по избранной теме.

Глава II учебника посвящена раскрытию темы «Эпоха дворцовых переворотов». В нее входит 4 параграфа. В первом параграфе (Эпоха дворцовых переворотов 1725 – 1762) рассказывается о личностях, участвовавших в дворцовых переворотах. В середине параграфа приведен отрывок о И.И. Шувалове из документа «Из воспоминаний племянника Шувалова, князя Ф.Н. Голицына» [2, с. 88]. С помощью документа обучающиеся смогут подробнее узнать данного исторического деятеля. В конце параграфа приводится документ «Из кондиций, подписанных Анной Иоанновной», затем к нему задаются вопросы, чтобы обучающийся, прочтя отрывок, смог понять, о чем там говорится, и аргументировано доказать свою точку зрения [2, с. 90 – 91].

После основного текста второго параграфа (Внутренняя политика и экономика России в 1725 – 1762) приводится отрывок из документа «Жалованная грамота императрицы Анны Иоанновны московским купцам на заведение суконной мануфактуры. 1736 г.». После текста задаются вопросы по Жалованной грамоте [2, с. 96 – 97]. Среди них есть вопросы на размышление по документу. То есть обучающийся читает документ, анализирует его, но на вопросы отвечает не цитатами из документа, а высказывает свое мнение по заданным к нему вопросам.

В конце третьего параграфа (Внешняя политика России в 1725 – 1762 г.) представлен документ «Из рескрипта Императрицы Елизаветы В.В. Фермору по поводу взятия Кенигсберга и занятия русскими войсками Восточной Пруссии. 17 января 1758 г.» [2, с. 103 – 104]. Вопросы к данному документу интересны тем, что обучающимся не нужно искать ответы только в этом историческом источнике, им предлагается с помощью текста и знаний по истории России поразмышлять на тему документа. При несовпадении их мнений можно устроить дискуссию, что поможет обучающимся внимательнее изучить документ, и аргументировано отстоять свою точку зрения.

В четвертом параграфе (Национальная и религиозная политика в 1725 – 1762 г.) предоставляется материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. В конце него дается отрывок «Из указа Елизаветы Петровны. 1743 г.» и к нему задаются вопросы для обсуждения [2, с. 109]. Также интересно то, что в конце данной главы собраны мнения историков и современников о данной эпохе. Можно раздать ученикам роли, кто-то отвечал за современников, кто-то за историков. Они самостоятельно изучили бы данные отрывки и презентовали их. Можно устроить урок обсуждений, рассказать, кто-что говорил о данной эпохе, какие сходства и различия у мнений современников и историков.

Таким образом, результат проведённого обзора показал, что большая часть фрагментов исторических источников, приведенные в учебнике История России под редакцией А.В. Торкунова, относится к политической деятельности правителей. Исторические документы, хоть и фрагментарны, но они, дополняя материал параграфа, помогают сформировать четкое представление о том или ином событии эпохи дворцовых переворотов.

Достоинством УМК под редакцией А.В. Торкунова является довольно полное обеспечение учебного процесса дополнительной и методической литературой. В частности, это весьма обширная электронная хрестоматия, которая, однако в аспекте нашей исторической темы не слишком разнообразна. Эпоха дворцовых переворотов на наш взгляд представлена довольно скудно. Так в качестве дополнительного материала учебника предлагаются следующий тексты: «Кондиции Анны Иоанновны» [3, с. 560], «М.В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года» [3, с. 561], «Манифест о даровании вольности и свободы всему Российскому дворянству» [3, с. 570].

Поэтому на наш взгляд, для того, чтобы у обучающихся сформировался полноценный взгляд на данную эпоху, учителю понадобятся дополнительные источники информации. Отчасти эту потребность по обозначенной нами теме удовлетворяет рекомендация в поурочных разработках к учебнику [1, с. 84 – 85]. Так в частности, к материалу урока, посвященного приходу к власти Анны Иоанновны, предлагается помимо текста кондиций изучить также фрагмент «Из донесения Маньяна, французского посланника в России в 1726 ‒ 1733 гг.» [1, с. 89].

Главным видом деятельности обучающегося является анализ документа, нахождение информации из разных исторических источников, оценивание мнения и позиции, высказывание собственного отношения к событиям. Так же, в рекомендациях, приводятся отрывки из документов политического характера для работы на уроке с учителем или самостоятельной работы обучающихся дома или в классе [1, с. 88 – 100].

Таким образом, для полноценно сформированного взгляда на данную эпоху учителю необходимо использовать несколько видов исторических документов: политического характера: хроники, указы, летописи, приказы, законы, документы личного характера такие как, мемуары, письма, дневники, вырезки из газет и журналов. При всё разнообразии источников, предлагаемых УМК под ред. А.В. Торкунова всё же вынуждены констатировать, что источников личного характера на наш взгляд всё же не хватает для более полного создания представлений об эпохе.

И наконец, на примере отрывка исторического источника из учебника по Истории России под ред. А.В. Торкунова покажем, как можно организовать самостоятельную работу обучающихся с историческим документом. Возьмем отрывок из исторического источника «Жалованная грамота императрицы Анны Иоанновны московским купцам на заведение суконной мануфактуры. 1736 г.» [2, с. 96 – 97]:

  1. На заведение оной фабрики дать им ис казны нашей заимно денег десять тысяч рублев бес процентов, которые возвратить с них по-прежнему в нашу казну поставкою добрых мундирных сукон и подбоев или манетою в три года…

5. К той их фабрике повелеваем им дубового лесу в калужских и пехорских лесах, сколько потребно, без ызлишества, как о том указом нашим прошлого 1732-го году повелело, вырубить позволить...

И сверх того мы, наше императорское величество, сим всемилостивейше их, компанейщиков, обнадеживаем, что та фабрика и Кадашевской манетной двор, покаместь они будут тое фабрику содержать в добром порядке, от них и от наследников их отъемлены и другим никому отданы не будут и никаких на них податей, кроме настоящих поборов, иных не накладывать и ниже что в их потребностях и прибытках какое повреждение чинить, разве самая какая важная притчина от них самих показана будет или сами в состоянии содержать оной фабрики не будут. И для лутчаго их в распространении и умножении оной фабрики приохочиванья повелели мы их, фабриканов, з детми, з братьями и прикащиками их, которые с ними в одних домах будут жить, ни к какие службы не выбирать и тем от фабрики не отлучать…

Как может быть выстроена работа с данным историческим источником? Обучающиеся знакомятся с документом, кратко в виде плана выписывают основные положения из него. Далее можно построить работу с документом несколькими способами. Первым способом может быть самостоятельное составление вопросов к тексту, а затем обучающиеся, представив себя в роли учителя, задают друг другу вопросы по историческому источнику.

Вторым вариантом работы с документом могут быть самостоятельные ответы обучающихся на уже поставленные вопросы в конце текста, подкрепляя свой ответ цитатой из документа. Если кто-то из обучающихся не согласен с ответом, доказывает свое мнение так же с помощью цитирования текста. Если у обучающихся не получилось найти ответы на вопросы, то вместе с учителем разбирая каждый пункт они научатся искать ответ на поставленный вопрос в исторических источниках.

Третьим способом может послужить краткая конкретная формулировка приказов из исторического источника. Данная работа поможет обучающимся самостоятельно выявить положения, произошедшие в данном отрывке, научиться аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы по теме.

Таким образом последовательная работа над изучением исторического источника позволит повысить качество усвоения учебного материала, интерес и желание самостоятельно работать над решением поставленных задач, вырабатывать умение творчески анализировать и оценивать исторические события и явления, навыки письменного изложения своих мыслей.

Литература

  1. Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлева. М: Просвещение, 2015. 191 с.

  2. История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / [Н. М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. М: Просвещение, 2016. 111с.

  3. История России. Хрестоматия. 6 – 10 классы. В 2-х частях. Часть 1. Электронная форма. М.: Просвещение, 2015. 762 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!