СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самоподготовки учащихся начальных классов в группе продлённого дня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для успешной организации самоподготовки в условиях группы продлённого дня.

Просмотр содержимого документа
«Организация самоподготовки учащихся начальных классов в группе продлённого дня.»

Организация самоподготовки учащихся в ГПД.



Самоподготовка учащихся включает систему самостоятельных упражнений,

обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося на уроке, а также

формирование навыков самостоятельной работы. Соблюдение некоторых правил позволит

успешно организовать самоподготовку младших школьников:

- весь образовательный процесс проходит в основном в школе, учитель является

руководителем всего процесса обучения;

- уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы школы;

- существует возможность применить полученные знания непосредственно на практике,

расширить и углубить знания учащихся.

Организация выполнения учебных заданий – важный элемент педагогического процесса,

направленной деятельности учащихся. Методике организации выполнения учебных

заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение.

От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков,

воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной

активности и самостоятельности.

Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний, должны

соблюдаться следующие условия:

- подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без

дублирования методов и приемов самоподготовки);

- правильная постановка домашнего задания;

- правильная организация самоподготовки, предусматривающая последовательность

выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого

предмета;

- разработка системы выполнения заданий на уроке;

- творческий подход к использованию режимных моментов (проведение самоподготовки в

период проявления повышенной работоспособности – с 15 до 16 ч);

- использование учебно-материальной базы школы.

К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:

- создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты

должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари

и т. д.);

- строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;- глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности,

индивидуальных способностей учащихся;

- оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;

- обучение рациональным приемам учебного труда;

- обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности

на всех этапах обучения;

- формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;

- формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;

- применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;

- поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;

- представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий

полной самостоятельности;

- назначение учащихся-консультантов.

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема

рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних

заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя

начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.

Структура самоподготовки:

- вводная часть;

- самостоятельная работа;

- подведение итогов.

Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение

заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки,

рекомендуется настроить ребенка на развивающую и проектную деятельность. В целях

предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов

деятельности.

Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о

необходимых дидактических материалах и других пособиях.

Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце

самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и

недостатки в работе, оценивает выполненное задание.

Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует

соблюдения определенных требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические,

дидактические и воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:

- точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

- подчинение указаниям воспитателей;

- наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

- обеспечение порядка на рабочем месте;

- экономия и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку;

- соблюдение правил запрета и разрешения.

Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в

соответствии с которыми они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие

те или иные действия во время самоподготовки.

Правила запрета:

- нельзя опаздывать на самоподготовку;

- нарушать тишину;

- отвлекать товарищей от работы;

- использовать методы работы, вызывающие шум;

- вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;

- беседовать с воспитателем в полный голос;

- громко давать консультацию;

- недобросовестно выполнять задания;

- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности

проверки воспитателя.

Правила разрешения:

- можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;

- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;

- выходить из класса на время;

- самостоятельно выбирать метод выполнения задания;

- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;

- оказывать помощь товарищам;- делать паузы для кратковременного отдыха;

- обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;

- проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;

- отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;

- после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для

предметного мероприятия;

- заучивать стихотворения и т. д.

Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения гигиенических требований к

организации самостоятельной учебной работы детей. Кроме того, повседневное

выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками

гигиенических навыков поведения.

Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:

- равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

- регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более

освещенную в течение недели, месяца;

- чистота оконных стекол;

- недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;

- использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от

прямых солнечных лучей;

- поддержание нормального температурного режима;

- регулярное проветривание классных комнат;

- использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;

- влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

- поддержание чистоты и порядка в классе;

- соблюдение школьниками личной гигиены;

- сохранение у детей правильной позы во время работы;

- проведение физкультминуток;

- особое отношение к ослабленным болезнью детям;

-устранение шумовых раздражителей;

- предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный

отдых.

Дидактические требования к самоподготовке учащихся:

- регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной

продолжительностью;

- самостоятельное выполнение заданий учащимися;

- поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);

- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

- взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и

характера домашних заданий.

Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:

- отказ от применения каких-либо мер наказания;

- использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления

самостоятельности при выполнении домашнего задания;

- недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками,

замечаний, которые отвлекают их от работы;

- терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

- поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;

- привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими

своих уроков.

Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы.

Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма

кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это

чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности,

ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим.

Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение

2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают

музыкальные паузы.

В помощь учащимся предлагается памятка по организации самоподготовки (приложение).

ПАМЯТКА

для учащихся

«Организация самоподготовки».

Общие рекомендации:

- всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;- прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;

- о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;

- приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;

- начинай самоподготовку в определенном порядке;

- старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;

- забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Рекомендации к решению задач:

- прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;

- повтори условие задачи и ее вопросы;

- подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;

- подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;

- подумай, по какому плану будешь решать задачу;

- проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к списыванию текста:

- прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;

- повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;

- выдели орфограммы в списываемом тексте;

- прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);

- повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;

- пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;

- проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в

написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

- приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;

- тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы

запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;- громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм

стихотворения;

- прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;

- через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при

необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в

стихотворении событие или настроение;

- через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;

- перед сном еще раз повтори стихотворение;

- утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.











МКОУ «СОШ № 1»









Доклад на тему:



«Организация самоподго- товки в условиях группы продлённого дня»



воспитателя ГПД

5 А класса МКОУ «СОШ № 1»

Сержантовой Н.В.



Город Ефремов.

2014-2015 учебный год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!