СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация развивающей предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Организация развивающей предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы»»

«Воспитание осуществляется через

собственный опыт ребенка,

который всецело определяется

средой……»

А.С.Выготский



Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

      В научной педагогической литературе «самостоятельность» - это постепенно развивающееся стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

  Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуника-тивной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

    Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией А. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.  При этом особая роль отводится воспитателю.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

 Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.




 Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

Самостоятельная деятельность может быть как индивидуальной, так и группами детей. Материалом для самостоятельной деятельности детей служат те знания, умения и навыки, которые дети уже получили в совместной деятельности и не требуют сложной организации и подготовки.

Таким образом, целенаправленное руковод-ство воспитателя при обучении детей свободной деятельности – вот то основное составляющее, необходимое для организации полноценной самостоятельной деятельности дошкольников.

Режим времени отведенное на организацию самостоятельной деятельности детей в детском саду:

  1. С 2 до3 лет – 3 – 3,5 часа.

  2. С 3 до 7 лет – 4 – 4,5 часа.


Приемы помощи и поддержки самостоятельной детской деятельности:

  1. Вмешательство в деятельность ребенка с целью помощи преодоления затруднений в ходе работы.

  2. Показ наиболее простого и оптимального способа действия.

  3. Непосредственное участие в играх и деятельности детей.

Не менее важный момент педагогического процесса, в основе которого положена самостоятельная деятельность детей - это подведение итогов деятельности. Воспитатель должен обеспечить детям возможность получать индивидуальное внимание и признание, обращать внимание больше на деятельность, а не на результат, обсуждать с детьми была ли работа для них приятной, интересной, какие были сложности, как решали проблему.

В результате систематической работы в данном направлении мы получим при выпуске в школу детей, способных четко распределять свое время, самостоятельных в выполнении домашнего задания, умеющих сконцентри-роваться и другие очень важные умения.


Планирование ППС в календарном плане (4 колонка плана):

  • Обеспечить необходимое оборудование для…….

  • Побуждать детей играть в …, через создание…….

  • Создавать условия для (игр, закалива-ния, развития двигательной активности, познавательной деятельности, речевого развития, развития математических способностей…..

  • Обогащать опыт детей (чем?)……

  • Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку (ситуацию) для....

  • Способствовать (….) развитию детей, через расположение в группе……

  • Создавать в группе ситуацию для развития………..

  • Обеспечить детей (игровым, дидактическим и др.) материалом для развития…….

  • Поддерживать детей в стремлении….

  • Способствовать становлению целенап-равленной деятельности по……

  • Создавать условия и помогать организо-вывать сюжетно-ролевую игру….

  • Создавать несложные знакомые детям конструкции, рисунки, для самостоя-тельного воспроизведения….








«Организация

развивающей предметно – пространственной среды

для поддержки детской инициативы»


(памятка для воспитателей)






который всецело опредесредой…»

А.С.Выготский



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!