СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми»

Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Добрый день, уважаемые коллеги. Рады видеть вас на нашем мастер-классе. Все мы знаем, что каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.

На экране представлен портрет одаренного ребенка.

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Однако не все способности у детей развиваются. Они могут постепенно угасать вследствие не востребованности. Процент одаренных детей с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему мы, учителя начальных классов, должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Не секрет, многие считают, что работать с одаренными детьми легко. Есть мнение, что одаренные дети – это подарок судьбы, делай из них, что хочешь. Но это далеко не так легко, как кажется. Легко может быть тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.

Задача учителя начальных классов: увидеть способности у каждого учащегося и умело их развивать и применять на практике.

Мы с вами, уважаемые коллеги, уже на первом этапе обучения можем заметить у своих учеников определенные способности. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.

Кого считают одаренным?

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей.

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе.

5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение пониманию одаренности как психического явления.

В прошлом году, когда мои ученики были во 2 классе, для них было проведенено диагностическое исследование, при помощи которого мы выяснили, что в классе есть группа детей, которых можно отнести к одаренным - 10 из 26. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Для этой категории детей предпочтительны методы и формы работы, которые представлены на экране:

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- проблемный;

- проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

- дифференцированные разно уровневые задания,

- творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

- предметные олимпиады;

- интеллектуальные марафоны;

- различные конкурсы и викторины;

- словесные игры и забавы;

- проекты по различной тематике;

- ролевые игры;

- индивидуальные творческие задания.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Методы и приемы, которые можно использовать на уроках в начальной школе – их много. Они представлены на экране. Я же хочу познакомить вас с теми методами, которые применяю на своих уроках:

  1. Метод вживания. Позволяет ученикам посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Допустим – на уроке литературы рассказать о себе как об одном из героев произведения, не называя его. На уроках окружающего мира мы недавно проходили тему про русских правителей. Одно из заданий было – рассказать о любом князе или царе от первого лица, не раскрывая его имени. Остальные дети должны были отгадать, кто это.

  2. Метод эвристических вопросов. Один из любимых методов моих учеников.  Дети должны прочитать текст и придумать к нему семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? Всевозможные сочетания вопросов, а также поиск ответов порождают необычные идеи и решения. Этот метод я часто использую на уроках окружающего мира и литературного чтения. Еще один вариант этого метода – составить кроссворд на основе этих вопросов. Или придумать тест, в котором на 1 вопрос будут 3 варианта ответа – 1 правильный и 2 неправильных.

  3. Метод путешествия в будущее.  Этот способ эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования. Допустим, ученики на уроке окружающего мира пытаются представить, что будет на планете Земля через 100 лет, кто победит – наука или вирусы?

  4. Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. Допустим, что было бы, если бы динозавры не вымерли? Что было бы, если бы растаяли все ледники? Что было бы, если бы на час по всему миру отключили электричество?

  5. Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Уважаемые коллеги, сейчас вашему вниманию предлагаем урок математики, на котором Ирина Владимировна продемонстрирует методы «Деловая игра» и «Нестандартные задачи».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!