СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация "огоньков" в детском коллективе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уверена, что все хорошо помнят отрядные "огоньки", которые проводились в летних лагерях перед сном. Мне эта форма воспитательной работы очень нравится, поэтому рекомендую её воспитателям детских домов (и не только...)

Просмотр содержимого документа
«Организация "огоньков" в детском коллективе.»

Консультация «Организация «огоньков» в детском коллективе»

(по материалам журнала «Справочник классного руководителя» №2, 3013).

«Огонёк» - это мероприятие в форме умело выстроенного разговора, имеющего определённые педагогические цели и задачи. «Огонёк» - это почти семейное, домашнее дело, на «огоньке» должно быть тепло, уютно и душевно. Педагогический смысл «огонька» - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

«Огонёк» - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Задачи «огонька»:

- побуждение взаимной эмпатии (расположения, добрых чувств, интереса, желания быть вместе и помогать друг другу);

- организация переживания первого ощущения сплоченности, совместности;

- создание настроя на гуманистические ценности взаимодействия и общения;

- предъявление самого «огонька», как формы и способа конструктивного общения, ценного для каждого в отдельности, группы и детского дома в целом;

- организация упражнения в рефлексии (объекты: я сам, моя группа, мой дом, я в группе и центре);

- обеспечение постепенного закрепления гуманистических ценностей в практике общения и взаимодействия.

Для «огонька» существуют правила:

1) дети должны быть заранее настроены и готовы к «огоньку»;

2) «огонек» проводится в располагающей обстановке, у волшебной лампы или при свечах;

3) дети и воспитатели должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности)

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ «ОГОНЬКА»

1. Предварительная работа.

Начните с продумывания места данного «огонька» в жизни группы. Сценарный план (а он у Вас обязательно будет) зависит от того, каково состояние группы, уровень его сплоченное взаимопонимания и открытости. Позаботьтесь о том, чтобы огонёк произвел желаемый эффект, а для этого постарайтесь, чтобы он задевал нужные струны души. Нижеследующие пункты рекомендации помогут Вам в этом. В любом случае, делайте поправку на психологический возраст, уровень ценностей ориентационного единства группы. Постарайтесь предусмотреть и снизить возможные риски.

2. Подготовительная работа.

Подготовьте место, скамьи и стулья, реквизит, технические средства. Если ждёте гостей, проинструктируйте их об их роли в «огоньке». Сформулируйте и выдайте задания выступающим, групп так, чтобы у них осталось время подготовиться; помогите им. Еще раз рассчитайте время, вспомните, какого эффекта Вы ждете от каждого элемента «огонька».

3. Погружение.

С целью создания соответствующего настроения ребят используйте ритуалы, например, торжественное зажигание свечи. Важен сам момент входа и размещения: это должно происходить в тишине, без суеты, лучшие места - малышам, «героям дня», гостям. Возможен вынос талисмана, иных аксессуаров. Фантазируйте, украшайте «огонёк», создавайте настроение искренности, теплоты, важности происходящего.

4. Ход огонька

А) Начало, мы проводим короткое упражнение для установления сенсорного контакта.

Б) Завязка обсуждения, разговор может начаться с проблемного вопроса, выступления группы, концентрации внимания на загадочном предмете. Хорошо, если на каждом «огоньке» этот момент организуется по-разному.

В) Обсуждение, традиционное обсуждение «по кругу» подкрепите или вовсе замените более эффективными приемами. Используйте «конверт откровения», «мозаику вопросов и ответов», другие технические приемы. Интересно предложить высказавшемуся выбрать следующего говорящего. Лишить обсуждение однообразия помогут музыкальные паузы, когда исполняемая песня выбирается по принципу актуальности (какая песня подойдет именно в эту минуту - могут решить сами ребята). Нелишними оказываются и невербальные коммуникативные средства: жесты, прикосновения, рукопожатия, символические знаки и предметы. Важно, чтобы все ребята были максимально вовлечены в происходящее, переживали огонёк сообща.

Г) Кульминация. Наконец прозвучит (будет найден) ответ на проблемный вопрос, откроется «черный ящик», станет понятным смысл загадочного предмета, откроется тайна, сюрприз. Наверное, именно в этот момент и выступит с самыми важными словами пришедший гость.

Д) Развязка, в завершение огонька возможно принятие каких-то решений, выявление и награждение «героев», объявление планов и намерений, вручение сюрпризов и т.п. Хорошо, если дети смогут сформулировать выводы, основные идеи разговора. По традиции будет дана оценка работе сегодняшнего дня.

Е) Завершение, когда всё запланированное исчерпано, прозвучит заключительное слово воспитателя, проводится заключительный ритуал: цветопись настроения. Дети обозначают свое настроение за день цветом. Цветовой ковер дает возможность увидеть в цвете настроение ребенка, можно проследить, как эмоционально дети откликаются на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Можно посмотреть, существует ли единство в переживаниях детьми значимых ситуаций.

Ж) Отход ко сну, да, это тоже важный момент «огонька». Ибо способен, как сохранить и укрепить достигнутый эффект, так и свести его на нет. По традиции, после исполнения вечернего «огонька» дети и воспитатели разговаривают только шепотом, доброжелательно и умиротворяюще. Дети отходят ко сну без суеты, никакие проблемы уже не поднимаются.

Виды «огоньков».

«Огонёк — знакомство». Это первый огонёк, его значение очень велико: он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования коллектива. Цель: сформировать у ребёнка представление о коллективе и своём месте в нём.

«Огонёк — анализ».

«Огонёк — откровенный разговор»

Тематический «огонёк».


Хочется отметить только положительное влияние данной методики на воспитательный процесс. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, доброжелательными друг к другу, педагогам и всем сотрудникам детского дома. «Огоньки» многократно повышают свой педагогический потенциал, если проводятся как система, если сформированы традиции их проведения, и ребята осознают возможности «огонька» как средства общения, средства своего личностного роста и влияния на жизнь группы, и детского дома в целом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!