СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация исследовательской исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Формы и методы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Организация исследовательской исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Формы и методы» из опыта работы..

Просмотр содержимого документа
««Организация исследовательской исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Формы и методы»»


К выступлению на заседании ПГ.

«Организация исследовательской исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Формы и методы» из опыта работы..

Форма и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты, работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет, т. д.).

Практическая работа (ПР):

- Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

- Поиск информации через Интернет: правила работы с компьютером

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;

  • правила работы с источниками получения информации;

  • особенности чтения научно- популярной литературы;

  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;

  • пользоваться компьютером

2. Оформление исследовательских работ (15ч)

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык, стиль. Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. выводы и оформление «Заключения».

ПР:

- оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной)

- выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (мини-конференция)

- заметка в газету о результатах проведённого исследования

Учащиеся должны знать:

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

  • вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

  • логически выстраивать текстовой материал;

  • анализировать результаты исследований.

3. Исследования по краеведению. Мой край: природа, история, культура (по 12 ч на каждый год)

1-й год - История.

. Дети в военные годы – ваши земляки (родственники) на территории Несвойского сельского поселения Вологодского района.

ПР:

- Опрос населения

- Анкетирование

- Работа с информаторами: беседы, ведение дневников

- Встреча с информаторами в школе «Как было раньше и как теперь». Фотографирование

2-й год – Природа

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений. Условные знаки. Растения в школьном дворе. Растения леса. Охраняемые растения. Охрана природы своего края.

ПР:

- Организация наблюдений за погодой в разные сезоны

- Ведение дневника наблюдений

- наблюдения за растениями в школьном дворе, в лесу

- сбор гербария

3-й год – Культура

Материальные и духовные ценности края. Писатели, поэты, музыканты, художники Вологодского края. Народные промыслы. Достопримечательности края.

ПР:

- экскурсии в библиотеку, в музеи

- поездки по Пермскому краю

Учащиеся должны знать:

  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;

  • памятные исторические события нашей Родины;

  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности;

  • особенности природы своего края;

  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;

Учащиеся должны уметь:

  • обладать навыками исследовательской деятельности в области истории, природы и культуры родного края;

  • давать характеристику исследуемых объектов в своем крае;

  • обрабатывать результаты наблюдений;

  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.


4. Подведение итогов работы за год (2 ч)

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год. «Портфолио» юного исследователя.

Учащиеся должны знать:

  • «портфолио» юного исследователя

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать свою деятельность в области исследований и ставить новые цели и задачи


Прогнозируемые результаты и способы их проверки

  • Овладение навыками исследовательской деятельности – сбор информации по теме и написание исследовательской работы

  • Формирование способности к саморазвитию и совершенствованию - выступление с исследовательской работой на конференциях разных уровней (школьная, районная, заочная и т. д.)

  • Развитие творческих способностей детей – конкурс «Портфолио юного исследователя»

Условия реализации программы

Занятия с детьми проводятся в классе, в библиотеке, в компьютерном классе. Практические занятия организуются в соответствии с темой исследования: сбор информации, наблюдения, проведение экскурсий с выходом к объекту исследования.

С детьми работает руководитель кружка – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, участник творческих конкурсов педагогов.

Методический комплект и дидактические материалы находятся в стадии разработки.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;


Тематическое планирование занятий

1-й год - Исследования по краеведению. Мой край: природа

Тема занятия

Содержание занятия,

практическая работа (ПР)

1

Введение.

Стань исследователем природы.

«Портфолио» юного исследователя

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы

2

Прогулка по школьному двору:


В гости к осени: учимся смотреть и видеть.

Растения в школьном дворе.


Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

Правила поведения в природе во время прогулки.

ПР: Наблюдения за растениями в школьном дворе;

Сбор гербария

3

Прогулка в лес:

В гости к осени: учимся смотреть и видеть.

Растения леса. Цветы и травы осенью.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

Растения леса.

ПР: Наблюдения за растениями в лесу;

Сбор гербария

4

Экскурсия в библиотеку:

Прочитаешь – многое узнаешь.


Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

5

Ведение дневника наблюдений. Условные знаки.

Прогулка:

Погода в нашем крае. Наблюдения за небом.

ПР: Зарисовки осеннего неба, облаков

Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

6/7

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером

Индивидуальная работа

8

Прогулка:

Наблюдения за растениями. Деревья осенью.

Охраняемые растения.

ПР: Сбор гербария

9

Охрана природы своего края

Зарисовки осенних деревьев.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

10

В лес за здоровьем. Лесная аптека.

Лекарственные травы нашей местности.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

11

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

12

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме.

13

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Составление рабочего плана исследования.

14

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

15

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

16

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

17

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и т.д.

Работа индивидуальная и коллективная.

18

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и т.д.

Вклад каждого участника группы в работу.

19

Исследовательская работа № 2:

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

20

Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года

Прогулка «Мороз и солнце!»

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

21

Исследования по краеведению. Мой край: природа

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений.

Исследовательская работа № 2:

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой в разное время года. Ведение дневника наблюдений.

22

Исследовательская работа № 2:

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

23

Прогулка:

«Весна идет»

ПР: Наблюдения за погодой. Весна.


24

Исследовательская работа № 3:

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Наблюдения за цветением деревьев.

25

Исследовательская работа № 3:

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Наблюдения за цветением деревьев

26

Исследовательская работа № 3:

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Анализ и обобщение полученных материалов наблюдений

27

Исследовательская работа № 3:

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной)

28

29

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

30

Конкурс-игра «Тайны окружающего мира"

31/32

Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

33/34

Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год

Тематическое планирование занятий

2-й год - Исследования по краеведению. Мой край: история

Тема занятия

1

Введение.

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

Портфолио юного исследователя

2

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

3

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

4

Прочитаешь – многое узнаешь.

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

5

Поиск информации через Интернет: правила работы с компьютером

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

6

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

7/8

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования»)

Исследования по краеведению. Мой край: история

История. 2010 год – год 65-летия победы в ВОВ.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники

9

Знакомьтесь – это Я!

(презентация ИР №1 - Мини-конференция)

10/11

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования»)

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники

12

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования»)

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники

13/14

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники

ПР: Опрос населения (запрос списков жителей поселения, родившихся с 1931 года).

15/16

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники

ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами

17/18

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

19/20

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки,

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

21/22

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки,

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

23/24

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки.

ПР: Обработка информации (ведение дневника)

25/26

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной)

27/28

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники

ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы

29/30

Встреча с информаторами в школе «Как было раньше и как теперь»

31/32

Портфолио юного исследователя:ИР №1,2,3

ПР: Заметка в газету о результатах проведённых исследований

33/34

Подведение итогов работы за год.

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год

Тематическое планирование занятий

3-й год - Исследования по краеведению. Мой край: культура

Тема занятия

Содержание занятия,

практическая работа (ПР)

1

Введение.

«Портфолио» юного исследователя

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

2/3

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

ПР: Проведение мини-исследования «Учителя нашей школы. Какие они?»

- составление опросника для беседы, анкеты

- беседа с учителями (Летопись школы)

4/5

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

ПР: Правила работы с источниками информации.


6/7

Экскурсия в библиотеку. Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

Правила поведения в библиотеке.

Научно-познавательная литература по культуре края.

ПР: Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

8-10

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером

ПР: Индивидуальная работа. Поиск информации через Интернет о культуре края

16

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Кояново.

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ПР: : поиск материала и работа с информаторами

17

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Кояново

Работа индивидуальная и коллективная.

ПР: поиск материала и работа с информаторами

18

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Кояново

Вклад каждого участника группы в работу.

19

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Мулянка

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.


20

. Экскурсия в картинную галерею. Знакомство с памятниками города.

21

Исследования по краеведению. Мой край: культура

Материальные и духовные ценности края.


Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.


23

Писатели и поэты о края.



24

Исследовательская работа № 3:

Индивидуальные проекты (самостоятельный выбор темы исследования)

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной)

25

Музыканты и художники края.

Исследовательская работа № 3:

Индивидуальные проекты (самостоятельный выбор темы исследования)

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной)

26

Народные промыслы.

Исследовательская работа № 3: Летопись семьи: У бабушек и дедушек – золотые руки (выставка работ).

Индивидуальные проекты - краткосрочные

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной)

27

Достопримечательности края.

Охрана исторических, культурных, природных памятников.

Презентация «Историческое, культурное природное наследие края»


28/29

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

Исследовательские работы № 1-3

30

Поездка в город

31/32

Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

33/34

Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год




















Список используемой литературы


  1. А.Г. Озеров. Историко-этнографические исследования учащихся. Федеральное агентство по образованию. ФЦД-ЮТ и краеведения. Союз краеведов России. Москва, 2007

  2. З.А. Клепинина, Е.В. Клепинина. Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению. Изд. ЮВЕНТА, Москва, 2007

  3. З.А. Клепинина. Природа нашей Родины. Тетрадь для записи наблюдений. ЮВЕНТА, Москва, 2004

  4. З.А. Клепинина. Тайны окружающего мира. Энциклопедия тайн и чудес. ЮВЕНТА, Москва, 2004

  5. Л. И. Бурова, Г.П.Сеничева, А.В Сорокина. Экологическая практика учащихся начальной школы. Вологда, 2004

  6. Ф.Г.Багаутдинова. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. Москва, 2002

  7. Методические рекомендации по использованию метода проектов МОУ Куркинской общеобразовательной школы

  8. О.А.Зубова «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»

  9. Смирнова Светлана Владимировна, Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!