К выступлению на заседании ПГ.
«Организация исследовательской исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Формы и методы» из опыта работы..
Форма и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты, работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет, т. д.).
Практическая работа (ПР):
- Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы
- Поиск информации через Интернет: правила работы с компьютером
Учащиеся должны знать:
формы и методы исследовательской деятельности;
правила работы с источниками получения информации;
особенности чтения научно- популярной литературы;
особенности и приемы конспектирования.
Учащиеся должны уметь:
2. Оформление исследовательских работ (15ч)
Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».
Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.
Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык, стиль. Сокращения, обозначения. Приложения.
Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.
Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. выводы и оформление «Заключения».
ПР:
- оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной)
- выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (мини-конференция)
- заметка в газету о результатах проведённого исследования
Учащиеся должны знать:
требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.
Учащиеся должны уметь:
оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
логически выстраивать текстовой материал;
анализировать результаты исследований.
3. Исследования по краеведению. Мой край: природа, история, культура (по 12 ч на каждый год)
1-й год - История.
. Дети в военные годы – ваши земляки (родственники) на территории Несвойского сельского поселения Вологодского района.
ПР:
- Опрос населения
- Анкетирование
- Работа с информаторами: беседы, ведение дневников
- Встреча с информаторами в школе «Как было раньше и как теперь». Фотографирование
2-й год – Природа
Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений. Условные знаки. Растения в школьном дворе. Растения леса. Охраняемые растения. Охрана природы своего края.
ПР:
- Организация наблюдений за погодой в разные сезоны
- Ведение дневника наблюдений
- наблюдения за растениями в школьном дворе, в лесу
- сбор гербария
3-й год – Культура
Материальные и духовные ценности края. Писатели, поэты, музыканты, художники Вологодского края. Народные промыслы. Достопримечательности края.
ПР:
- экскурсии в библиотеку, в музеи
- поездки по Пермскому краю
Учащиеся должны знать:
состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
памятные исторические события нашей Родины;
традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности;
особенности природы своего края;
растения и животных своего края, находящихся под охраной;
Учащиеся должны уметь:
обладать навыками исследовательской деятельности в области истории, природы и культуры родного края;
давать характеристику исследуемых объектов в своем крае;
обрабатывать результаты наблюдений;
принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.
4. Подведение итогов работы за год (2 ч)
Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год. «Портфолио» юного исследователя.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Овладение навыками исследовательской деятельности – сбор информации по теме и написание исследовательской работы
Формирование способности к саморазвитию и совершенствованию - выступление с исследовательской работой на конференциях разных уровней (школьная, районная, заочная и т. д.)
Развитие творческих способностей детей – конкурс «Портфолио юного исследователя»
Условия реализации программы
Занятия с детьми проводятся в классе, в библиотеке, в компьютерном классе. Практические занятия организуются в соответствии с темой исследования: сбор информации, наблюдения, проведение экскурсий с выходом к объекту исследования.
С детьми работает руководитель кружка – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, участник творческих конкурсов педагогов.
Методический комплект и дидактические материалы находятся в стадии разработки.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Тематическое планирование занятий
1-й год - Исследования по краеведению. Мой край: природа
№ | Тема занятия | Содержание занятия, практическая работа (ПР) |
1 | Введение. Стань исследователем природы. «Портфолио» юного исследователя | Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы. ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы |
2 | Прогулка по школьному двору: В гости к осени: учимся смотреть и видеть. Растения в школьном дворе. | Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты Правила поведения в природе во время прогулки. ПР: Наблюдения за растениями в школьном дворе; Сбор гербария |
3 | Прогулка в лес: В гости к осени: учимся смотреть и видеть. Растения леса. Цветы и травы осенью. | Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.) Растения леса. ПР: Наблюдения за растениями в лесу; Сбор гербария |
4 | Экскурсия в библиотеку: Прочитаешь – многое узнаешь. | Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы |
5 | Ведение дневника наблюдений. Условные знаки. Прогулка: Погода в нашем крае. Наблюдения за небом. | ПР: Зарисовки осеннего неба, облаков Наблюдения за погодой. Осень Ведение дневника наблюдений. |
6/7 | Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером | Индивидуальная работа |
8 | Прогулка: Наблюдения за растениями. Деревья осенью. Охраняемые растения. | ПР: Сбор гербария |
9 | Охрана природы своего края Зарисовки осенних деревьев. | ПР: Наблюдения за погодой. Осень Ведение дневника наблюдений. |
10 | В лес за здоровьем. Лесная аптека. Лекарственные травы нашей местности. | ПР: Наблюдения за погодой. Осень Ведение дневника наблюдений. |
11 | Исследовательская работа № 1: *Загадки осеннего леса *Тайна осеннего листа и др. | Оформление исследовательских работ Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. |
12 | Исследовательская работа № 1: *Загадки осеннего леса *Тайна осеннего листа и др. | Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. |
13 | Исследовательская работа № 1: *Загадки осеннего леса *Тайна осеннего листа и др. | Составление рабочего плана исследования. |
14 | Исследовательская работа № 1: *Загадки осеннего леса *Тайна осеннего листа и др. | Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». |
15 | Исследовательская работа № 1: *Загадки осеннего леса *Тайна осеннего листа и др. | Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». |
16 | Исследовательская работа № 1: *Загадки осеннего леса *Тайна осеннего листа и др. | Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». |
17 | Исследовательская работа № 1: *Загадки осеннего леса *Тайна осеннего листа и т.д. | Работа индивидуальная и коллективная. |
18 | Исследовательская работа № 1: *Загадки осеннего леса *Тайна осеннего листа и т.д. | Вклад каждого участника группы в работу. |
19 | Исследовательская работа № 2: Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой) | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль. ПР: Наблюдения за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. |
20 | Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года Прогулка «Мороз и солнце!» | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. ПР: Наблюдения за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. |
21 | Исследования по краеведению. Мой край: природа Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений. Исследовательская работа № 2: Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой) | Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой в разное время года. Ведение дневника наблюдений. |
22 | Исследовательская работа № 2: Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой) | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ПР: Наблюдения за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. |
23 | Прогулка: «Весна идет» | ПР: Наблюдения за погодой. Весна. |
24 | Исследовательская работа № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы | ПР: Наблюдения за цветением деревьев. |
25 | Исследовательская работа № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы | ПР: Наблюдения за цветением деревьев |
26 | Исследовательская работа № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы | ПР: Анализ и обобщение полученных материалов наблюдений |
27 | Исследовательская работа № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы | ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной) |
28 29 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». |
30 | Конкурс-игра «Тайны окружающего мира" |
31/32 | Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция) |
33/34 | Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя | Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год |
Тематическое планирование занятий
2-й год - Исследования по краеведению. Мой край: история
№ | Тема занятия |
1 | Введение. Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы. Портфолио юного исследователя |
2 | Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты |
3 | Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.) ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») |
4 | Прочитаешь – многое узнаешь. Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы ИР №1: Знакомьтесь – это Я! |
5 | Поиск информации через Интернет: правила работы с компьютером ИР №1: Знакомьтесь – это Я! |
6 | Оформление исследовательских работ Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. ИР №1: Знакомьтесь – это Я! |
7/8 | Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования») Исследования по краеведению. Мой край: история История. 2010 год – год 65-летия победы в ВОВ. ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники |
9 | Знакомьтесь – это Я! (презентация ИР №1 - Мини-конференция) |
10/11 | Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования») ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники |
12 | Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования») ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники |
13/14 | Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники ПР: Опрос населения (запрос списков жителей поселения, родившихся с 1931 года). |
15/16 | Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами |
17/18 | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль. ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) |
19/20 | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) |
21/22 | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) |
23/24 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки. ПР: Обработка информации (ведение дневника) |
25/26 | ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной) |
27/28 | ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы |
29/30 | Встреча с информаторами в школе «Как было раньше и как теперь» |
31/32 | Портфолио юного исследователя:ИР №1,2,3 ПР: Заметка в газету о результатах проведённых исследований |
33/34 | Подведение итогов работы за год. Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год |
Тематическое планирование занятий
3-й год - Исследования по краеведению. Мой край: культура
№ | Тема занятия | Содержание занятия, практическая работа (ПР) |
1 | Введение. «Портфолио» юного исследователя | Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы. |
2/3 | Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты | ПР: Проведение мини-исследования «Учителя нашей школы. Какие они?» - составление опросника для беседы, анкеты - беседа с учителями (Летопись школы) |
4/5 | Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.) | ПР: Правила работы с источниками информации. |
6/7 | Экскурсия в библиотеку. Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы | Правила поведения в библиотеке. Научно-познавательная литература по культуре края. ПР: Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы |
8-10 | Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером | ПР: Индивидуальная работа. Поиск информации через Интернет о культуре края |
16 | Исследовательская работа № 1: Откроем тайну названия деревни Кояново. | Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ПР: : поиск материала и работа с информаторами |
17 | Исследовательская работа № 1: Откроем тайну названия деревни Кояново | Работа индивидуальная и коллективная. ПР: поиск материала и работа с информаторами |
18 | Исследовательская работа № 1: Откроем тайну названия деревни Кояново | Вклад каждого участника группы в работу. |
19 | Исследовательская работа № 1: Откроем тайну названия деревни Мулянка | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль. |
20 | . Экскурсия в картинную галерею. Знакомство с памятниками города. |
21 | Исследования по краеведению. Мой край: культура Материальные и духовные ценности края. | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. |
23 | Писатели и поэты о края. | |
24 | Исследовательская работа № 3: Индивидуальные проекты (самостоятельный выбор темы исследования) | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной) |
25 | Музыканты и художники края. Исследовательская работа № 3: Индивидуальные проекты (самостоятельный выбор темы исследования) | ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной) |
26 | Народные промыслы. Исследовательская работа № 3: Летопись семьи: У бабушек и дедушек – золотые руки (выставка работ). Индивидуальные проекты - краткосрочные | ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной) |
27 | Достопримечательности края. Охрана исторических, культурных, природных памятников. | Презентация «Историческое, культурное природное наследие края» |
28/29 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». Исследовательские работы № 1-3 |
30 | Поездка в город |
31/32 | Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция) |
33/34 | Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя | Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год |
Список используемой литературы
А.Г. Озеров. Историко-этнографические исследования учащихся. Федеральное агентство по образованию. ФЦД-ЮТ и краеведения. Союз краеведов России. Москва, 2007
З.А. Клепинина, Е.В. Клепинина. Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению. Изд. ЮВЕНТА, Москва, 2007
З.А. Клепинина. Природа нашей Родины. Тетрадь для записи наблюдений. ЮВЕНТА, Москва, 2004
З.А. Клепинина. Тайны окружающего мира. Энциклопедия тайн и чудес. ЮВЕНТА, Москва, 2004
Л. И. Бурова, Г.П.Сеничева, А.В Сорокина. Экологическая практика учащихся начальной школы. Вологда, 2004
Ф.Г.Багаутдинова. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. Москва, 2002
Методические рекомендации по использованию метода проектов МОУ Куркинской общеобразовательной школы
О.А.Зубова «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»
Смирнова Светлана Владимировна, Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»
9