СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта организации проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС ООО.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Приведены темы учебных и внеурочных проектов для 7-9 классов , которые выполняли учащиеся в период с 2015 по 2020 год. Приведены примеры различных методов и форм организации исследовательской деятельности на уроках физики, и конечно же перечислены работы учащихся, которые они выполняли в течение года, так называемые долгосрочные работы.Думаю, эта статья будет интересной не только учителям физики, но и другим педагогам-предметникам, а также учителям наальных классов, так как я начинаю работать над исследованиями с ребятами именно начальных классов и довожу некоторых из них до 9 класса. А там можно идти и дальше.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта организации проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС ООО.»

13


Из опыта организации проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС ООО.

Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности. Современный специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникабельность.

Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся помогают педагоу в решении этих непростых задач, потому что они относятся к личностно – ориентированным технологиям, обеспечивают проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Эти методы обеспечивают самостоятельность и свободу действий, предоставляют возможность учащимся реализовывать свои творческие замыслы.

Актуальность опыта.

Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Учитывая это, мною поставлены следующие цели и задачи:

Теоретически обосновать и систематизировать опыт своей работы по теме: «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС ООО».

  • Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.

  • Развивать активную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.

  • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.

  • Применять способы мотивирования учащихся к предмету.

Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания.



Ведущая идея опыта.

Как показывает собственный опыт работы в школе, в последние годы существенно упал интерес школьников к фундаментальным наукам, в частности к физике. Это обстоятельство повлияло и на получение фундаментального образования в школе. Понизился интерес учащихся к физике, математике и в то же самое время наблюдается скачок интереса детей к информатике, компьютерам, Интернету. Даже способные, высоко мотивированные учащиеся склонны пренебрегать занятиями фундаментальными науками. Такое состояние приводит к нарушению равновесия в учебном процессе и узкому доминированию определенного типа мышления.

Исходя из этого, на своих уроках я не стремлюсь всех научить физике. Значительно более важно научить подростка мыслить самостоятельно, творчески, через систему соответствующих поисковых, проблемных, исследовательских заданий. Именно проектная и исследовательская деятельность способствуют реализации этих замыслов.

Новизна опыта.

Я сторонник личностно-ориентированного подхода в обучении. Так как этот подход уже не раз был описан отечественными и зарубежными педагогами, я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствие с целями и задачами моей методической темы.

Также новизна моего опыта выражается в составлении мною системы уроков по темам, составление списка тем для учебных проектов и исследований, примеры разработанных проектов, которые уже получили высокую оценку на различных конкурсах.

Содержание педагогического опыта.

Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по физике является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

На протяжении работы учителем физики главным для меня является не процесс преподавания, а процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую и проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся. Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:

  • информационно-коммукационные,

  • проектная технология,

  • технология проблемного обучения,

  • здоровьесберегающие технологии,

  • квест-технологии.

В своей работе я использую технические средства кабинета физики: компьютер, мультимедийный проектор и экран, Интернет. Наиболее распространенные формы урока с применением ИКТ - комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:

  • уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;

  • межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;

  • уроки лекции с просмотром различных сюжетов;

  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;

  • урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;

  • уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.

Из всего вышеперечисленного я остановлюсь на организации проектной и исследовательской деятельности учащихся во время урока и во внеурочное время.

Проектная деятельность.

Значение слова «проект» - брошенный вперед. Сегодня это слово очень часто употребляется во всех сферах жизни. Осуществляются новые проекты в политической, экономической, социальной сферах. Проводятся конкурсы проектов в самых разных областях жизни. Метод проектов находит широкое применение в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Проектная деятельность обеспечивает обучающимся самостоятельность и свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Проектная деятельность представляет собой творческую работу по решению практических задач. Цели и содержание ее определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.

Начинать проект нужно с выбора и формулировки его темы, ориентировки на тип проекта и количества участников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нужно продумать возможные варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики и которые затем выдвигаются самими учениками (с подачи учителя, с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих проблем и т.д.) Тут будет уместна и «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением Привлечение учеников к обсуждению содержания предстоящей учебно-проектной работы выполняет мотивирующую и мобилизирующую роль.

Так, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе, я зачитала такой текст «Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие на дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если опустить ее в воду? – думал он перед испытанием своего усовершенствования». А как думаете вы? Этот вопрос послужил поводом для написания учебного проекта. И еще один пример проекта, который был осуществлен в ходе урока в 8 классе по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников». Си помощью параллельного соединения проводников показываю опыт с включением в цепь электрической лампы. Затем ставлю вопрос : «Как включить в эту цепь еще одну такую же лампу, чтобы обе они горели нормальным накалом?» Учащиеся по желанию индивидуально, в парах или по группам чертят схему опыта, собирают электрическую цепь по схеме и выясняют, что нормальным накалом лампочки при последовательном соединении не горят, а при расчетах получают, что напряжение на лампочках оказывается в 2 раза меньше обычного. Учащиеся вносят предложение о том, что нужно увеличить напряжение в 2 раза. Я обращаю внимание детей, что напряжение в осветительной сети всегда постоянно и равно 220В, тем не менее мы можем включить в квартире одну, две или несколько ламп и все они будут гореть нормальным накалом. Ученики приходят к выводу о том, что проблему не решить последовательным соединением проводников и надо искать какой-то принципиально новый способ исследования.

Далее происходит распределение задач по группам, обсуждаются возможные подходы к решению проблемы, поиск информации, выдвижение творческих решений.

Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым проектным задачам. Этот этап может включать в себя и промежуточное обсуждение полученных данных в группах.

Представление проведенной работы осуществляется на этапе защиты проекта. Завершающий этап проектной деятельности – коллективное обсуждение, экспертиза, получение результата внешней оценки, делаются выводы.

Грамотно выстроенный и справедливо оцененный учебный проект стимулирует всякую учебную деятельность самих учеников, так как учебное проектирование , как считает В.В.Гузеев, отличается тем, что оно

  • личностно ориентировано,

  • допускает использование множества дидактических подходов,

  • самомотивировано, что означает возрастание интереса и вовлечение учащихся в работу по мере ее выполнения,

  • поддерживает педагогические цели в конгнитивной, аффективной и психомоторной области на всех уроках.

  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретной ситуации,

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

В течении года я, обычно, провожу 2 - 3 крупных проекта, каждый из которых занимает примерно от 3 до 6 уроков. Я подметила, что учебные темы, выбранные для проектов, всегда прорабатываются и усваиваются учениками гораздо глубже, чем темы, изучение которых происходит на обычных уроках.

Представляю тематику проектов, которые мои учащиеся выполняли на уроках физики и во внеурочной деятельности в период с 2015 по 2020 учебные годы.

7 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

1.Изготовление мзмерительного цилиндра с разной ценой деления.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный(1-2ч)

индивидуально-групповой.

Макет цилиндра

На уроках и во внеурочное время.

2.Где искать диффузию?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Сообщение

выставка

На уроке

3.Изготовление модели молекулы различных веществ.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Модель

Во внеурочное время.

4.Измерение скорости движения из школы до дома.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Доклад

буклет

Во внеурочное время

5.Определение в домашних условиях плотности вещества (мыла, плитки шоколада, кусочка сахара-рафинада и т.д)

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(8 час)

индивидуально-групповой

Презентация

Буклет

доклад

Во внеурочное время

6.Изготовление модели весов

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Модель весов

Во внеурочное время

7.Силы вокруг нас

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Буклет

Во внеурочное время

8.Я проснулся и обнаружил, что исчезло трение.

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Альбом

Доклад

буклет

Во внеурочное время

9.Зачем бензовозу металлическая цепь?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Сообщение

схема

На уроке

10.Изготовление модели фонтана

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Модель

доклад

Во внеурочное время

11.Изготовление поилки для птиц

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Модель

доклад

Во внеурочное время

12.Как измерить кровяное давление

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Презентация

Буклет

доклад

Во внеурочное время

13.Изготовление прибора для определения влажности воздуха

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Прибор

и его описание

Во внеурочное время

14.Изготовление бумажного самолетика.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Макет

презентация

памятка

Во внеурочное время

15.Загадка воздушного змея

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Презентация

буклет

доклад

Во внеурочное время

16.Модель прибора своими руками.

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Модель доклад буклет

Во внеурочное время

17.Условия равновесия тел

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Презентация

буклет

доклад

Во внеурочное время



8 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

1.Разнообразие температур в природе

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Доклад таблица графики

Во внеурочное время

2.Изготовление модели термоса

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Модель доклад

Во внеурочное время

3.Исследование влияния размеров, формы и цвета чайника на скорость остывания воды в нем.

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный(1-2ч)

индивидуально-групповой

Таблица доклад

Во внеурочное время

4.Влияние влажности воздуха на организм человека

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация буклет доклад

Во внеурочное время

5. Изготовление прибора для определения влажности воздуха

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Прибор

и его описание

Во внеурочное время

6.Исследование теплопроводности различных строительных материалов

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1мес)

индивидуально-групповой

Таблица презентация доклад

Во внеурочное время

7. Физика за чашкой чая

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Видеофильм буклет доклад

Во внеурочное время

8.Почему кастрюлю закрывают крышкой?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

9.Почему лед прозрачный, а снег белый?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

10.Физика на кухне

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

11.Тепловые двигатели и окружающая среда

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

12.Зачем бензовозу цепь?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

13.Как возникает молния?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(1-2час)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

14. Изготовление электроскопа

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 8 час)

индивидуально-групповой

Модель доклад буклет

Во внеурочное время

15.Опытная проверка способов электризации

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 3-4 час)

индивидуально-групповой

Видеоролик буклет доклад

Во внеурочное время

16.Магнитные бури и их влияние на организм человека

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация буклет доклад

Во внеурочное время

17. Разнообразный мир измерительной техники

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Модели буклет доклад выставка

Во внеурочное время



9 класс

Тема проекта

Тип проекта

Продукт

Где реализуется.

1.Что произойдет, если исчезнет гравитация?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

2.Искусственные спутники Земли

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

3.Первый искусственный спутник Земли

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

4.Виды часов

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

Во внеурочное время

5.Почему возникает эхо?

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

краткосрочный

индивидуально-групповой

Презентация доклад буклет

На уроке

6.Законы физики на уроках физкультуры

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Альбом презентация буклет

Во внеурочное время

7.Использование пластиковых бутылок в простых опытах по физике

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

среднесрочный(до 1мес)

индивидуально-групповой

Выставка буклет доклад

Во внеурочное время

8.Экологические и нравственные проблемы атомной энергетики

Информационный межпредметный межклассный

среднесрочный

групповой

Устный журнал

Во внеурочное время

9.Иллюзии, миражи и парадоксы зрения

Исследовательский

межпредметный

внутриклассный

долгосросрочный (до3-4 мес)

индивидуально-групповой

Презентация доклад выставка

Во внеурочное время

10.Самодельные приборы

Практико-ориентированный

межпредметный

внутриклассный

долгосрочный(3-4мес)

индивидуально-групповой

Макеты приборов выставка буклет

Во внеурочное время



Исследовательская деятельность.

Отличительная особенность исследования, в отличие от проектирования, состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заранее, а результат исследования не известен.

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности относятся:

  • целеполагание, постановку задач, которые следует решить,

  • выбор средств и методов, соответствующих поставленной цели,

  • планирование, определение последовательности и сроков работы,

  • проведение самих проектных работ или исследования,

  • оформление результатов работы в соответствии с замыслом проекта или целями исследования,

  • представление результатов.

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, которая связана с решением различного рода задач. Причем, это решение заранее не известно.

О важности включения в обучение учащихся исследовательской деятельности подчеркивалось многими учеными и педагогами (И.Г.Песталоцци,Ж.Ж.Руссо,Н.И.Новиков,К.Д.Ушинский,В.А.Сухомлинский,Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, А.В.Обухов и другие). Отражена эта позиция и в образовательных Стандартах второго поколения. «Именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности».

Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, которая направлена на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации. Информация же необходима для получения новых знаний и развития личностных характеристик. Они способствуют продолжению образования учащихся. Главным средством исследовательской деятельности выступает учебное исследование. Исследование называется учебным потому что, в отличие от научного исследования, имеет своим результатом не объективно новое знание, а изменения, которые происходят в обучающемся. Поэтому исследовательская деятельность относится к образовательным технологиям, которые позволяют эффективно достигать личностных и метапредметных результатов.

Структура учебного исследования такова:

  • определение целей исследовательской деятельности,

  • выдвижение проблем исследования по результатам анализа исходного материала,

  • формулирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования,

  • уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных,

  • сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов,

  • подготовка отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Формулирование цели отражает направленность исследования. Движение к цели планируется по этапам и описывается в задачах исследования. Задачи – это промежуточные цели, которые необходимо достичь исследователю для реализации общих целей. Достижение цели требует решения ряда взаимосвязанных задач. При формулировании целей и задач педагог и учащиеся могут использовать такие слова: апробировать, выполнить, выявить, выяснить, измерить, изобрести, интервьюировать, исследовать, классифицировать, обсудить, описать, составить, сравнить и т.д. Любая исследовательская задача может быть решена только при условии соответствующего метода исследования. Выбор метода полностью обусловлен целевой направленностью исследовательской деятельности учащегося. Методы исследования – это способы познания объективной реальности, способы достижения поставленной цели. Они могут быть теоретическими(анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция), эмпирическими(наблюдение, исследование, беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, тестирование, эксперимент или опыт), вспомогательные (статистические и математические). Можно различить количественные и качественные методы. Наибольшую трудность в моей работе вызывает выдвижение гипотезы учениками. Гипотеза – это научное предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки на опыте и доказательствах. Гипотеза выдвигается для решения какой-то конкретной проблемы. Одной из функций гипотезы является объяснение новых экспериментальных данных или устранение противоречия теории с отрицательным результатом эксперимента. Гипотезы подразделяются на объяснительные, предсказательные и объяснтельно-предсказательные. Гипотеза – это главная идея решения Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

  • она не должна содержать понятий, которые не уточнены,

  • должна быть проверяема при помощи стандартных методик. Основная модель для формулирования гипотезы включает в себя слова: если…., то…

Исследовательская деятельность осуществляется с учетом программы исследования. Программа исследования – это документ, который содержит методологическую, методическую и процедурную основу исследования. Специфика учебно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении определяется многообразием форм ее организации. В своей практике я провожу уроки-исследования, урок-лаборатория, урок-экспертиза, «мозговой штурм», домашние задания исследовательского характера.

А) Я повожу лабораторные работы нестандартным способом.

Лабораторные работы я стараюсь проводить нетрадиционно, не следуя строго   по описанию в учебнике, а  как  решение  экспериментальной задачи  с исследовательскими элементами. Известно, что выполнение лабораторных работ по инструкциям снижает степень самостоятельности учащихся, при этом все ученики находятся в одинаковых условиях. Школьные лабораторные работы желательно проводить так, чтобы они давали  многоплановые результаты,  культивировали у школьников исследовательский дух.

При этом необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

  • Нахождение общей идеи решения экспериментальной проблемы   

  • Составление плана исследования    

  • Обработка полученных результатов    

  • Формулировка вывода    

    Опыт показывает, что применение такого метода  возможно при условии разумного сочетания  с работами, выполняемыми по инструкции.  Дело в том, что, во-первых, далеко не каждой работе можно придать проблемный характер, и, во-вторых, даже если это возможно, то не всегда целесообразно.

Элементы исследования в проведении лабораторных работ развивают учебные умения и навыки с учетом индивидуальных способностей учащихся достигать различные этапы творчества.

Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану:

1. Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится лабораторная работа.

2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования. Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.

3. Учитель управляет процессом исследований.

Лабораторный исследовательский метод проведения занятий по физике помогает учащимся развить следующие общеучебные умения и навыки:

1) Познавательные умения и навыки :

• анализа и синтеза;

• описания наблюдаемых явлений;

• формулировка целей и задач;

• выдвижение гипотезы и предсказание результата;

• использование математических символов;

• установление причинно-следственных связей.

2) Организационные умения и навыки:

• планирование эксперимента;

• рациональное использование времени;

• правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ.

3) Технические умения и навыки:

• пользование измерительными приборами и измерение физических величин;

• математическая обработка результата;

• подбор материала к лабораторным работам;

• сборка установки, схема эксперимента;

• использование учебной и технической литературы;

• учет правил ТБ;

• расчет погрешности вычисления;

• оформление результатов (схемы, таблицы, графики).

4) Умения и навыки сотрудничества:

• обсуждение задания и распределение обязанностей;

• взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);

• обсуждение результатов и формулировка вывода.

Проделав работу по отбору материала для темы моего исследования, я пришла к выводу: «Нет главных и несущественных методов обучения, но, в зависимости от целей, задач и образовательных требований общества, нужно использовать те, которые являются наиболее актуальными в данный момент, по данной теме, в данном классе, для данной личности».

В настоящее время развитие учебных умений и навыков личности – наиболее актуальная задача образования, т.е. в меняющихся жизненных ситуациях только человек, умеющий переносить ЗУН в новую ситуацию, может быть конкурентоспособным.

Например, в 7 классе я провожу лабораторную работу на определение коэффициента трения скольжения. При выполнении этой работы ученики сами выбирают уровень в соответствии со сформированностью практических умений и навыков.

Карточки напоминания к лабораторной работе I уровня
(для учащихся с низким уровнем сформированности практических умений и навыков).

1) Оформи в тетради план работы:

1. Название (учебник ст.164. Пр. № 3)

2. Цель: «Научиться»….

3. Приборы (учебник ст.164. Пр. №3)

4. Ход работы оформи в виде таблицы.

Р, (Н)

Fтр, (Н)

μ = Fтр / Р

Μср=(μ1+μ2 +μ3) / Р

1





2





3





а) вес бруска найди с помощью динамометра (см. рисунок)

б) найди силу трения, передвигая брусок с помощью динамометра равномерно по деревянной линейке (см. рисунок)

в) проделай опыт 3 раза, меняя массу бруска с помощью набора грузов по 100г.

2) Найдите коэффициент трения для каждого опыта и найдите среднее значение и сравните с табличным.

3) Сделайте вывод о коэффициенте трения.


Карточки-напоминания к лабораторным работам II уровня
(для учащихся со средним уровнем сформированности умений и навыков)
.
1. Оформи в тетради работу по известному плану:

1)Название.

2)Цель.

3)Приборы.

4)Таблицы и все расчеты.

5)График.

6)Вывод.

Пояснение: подсказка

1) Коэффициент трения можно найти, зная, что Fтр = μ N

1. Подумай! Чему будет равен N, если тело движется со скоростью V-const, тогда μ = Fтр / Р

2) Вес и силу трения можно найти с помощью динамометра, но помни, что V-const.

3) График построить не трудно: на одной оси значение Fтр, на другой Р (сделай не меньше 3х опытов). Учитывай погрешность.

4) Из графика найди μ. Сравни с табличным, сделай вывод.

Задание к лабораторной работе: « Определение коэффициента трения скольжения» исследовательского характера:
1.Выясни, как зависит сила трения от способа обработки трущихся поверхностей ( используй различные из предложенных поверхностей).

2. Выясни, как зависит сила трения от площади и массы соприкасающихся поверхностей.

Отчет ( предложенный вариант)

1.Я предполагаю, что ………………..

2.Я основываюсь на том, что ……………

3.Рассуждения, на основе которых выдвинута гипотеза ………………

4. Что я предполагаю сделать для проверки предположения ……………..

5.Мне необходимы приборы………………

6.План моих действий …………………..

7.Анализ плана:

Что я измеряю? Например: 1)Площадь поверхности; 2) Массу грузов;

Чем я измеряю? Например: 1) линейкой, 2) весами;

Что будет постоянно? Например:1) скорость движения бруска по поверхности.

Сделай вывод о значении коэффициента трения.

Б) Подбираю домашние экспериментальные задания с элементами исследования.

В своей работе придаю большое значение организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. Часто слышатся упреки со стороны родителей о перегрузке учащихся, о большом объёме домашних  заданий. Но ведь никто не жалуется на перегрузку, если труд приносит радость и удовлетворение, как ребенку, так и  родителю, так  и учителю.  Одним  из способов, развивающих исследовательские навыки у школьников, является - организация и постановка  посильных для школьников домашних  учебно-практических проблем. С большим интересом  их выполняют ребята в 7,8 классах. В итоге получается "маленькая" научная работа, которую каждый ученик вправе защитить на школьной  конференции, которая ежегодно проводится в нашей школе. Я не считаю их обязательными для всех учащихся. Они рассчитаны на учеников, желающих глубже изучить и лучше понять  физику (обязательные задания для всех небольшие по объёму и общедоступные). При обсуждении на очередном уроке, когда разгораются споры, такие задания приносят много удовлетворения и пользы. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.

Приведу несколько примеров домашних экспериментальных заданий:

1.Определите предел измерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности обеденного стола и объем ванной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.

2.Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?

3.Возьмите картофелину или яблоко и воткните в них медную и цинковую пластинки. Присоедините к этим пластинкам 1,5В лампочку. Что у вас получилось? (Источник тока)

4.Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?

В) Даю задания изготовить простейшие самодельные приборы.

«Физику следует рассматривать: как орудие развития  и воспитания».  Н.А.Умов.   Я считаю, что изготовление простейших самодельных приборов является в настоящее время  воспитательным моментом, т.к. ребенок  больше времени проводит  вместе с  родителями. Изготовив прибор, ученик не кладет его на полочку, а проводит дома и в школе простейшие  опыты. Опыт показывает, что учащиеся  быстро « приобретают вкус» к таким работам. Уровень активизации при этом самый высокий, т.к. ученик дома работает самостоятельно. Конечно, такая работа требует много времени, поэтому такие задания часто предлагать  нельзя. Задания могут быть общими или только для желающих.  Тем самым показываем справедливость слов академика   П. Л. Капицы о том, что чем более простыми средствами ставится школьный эксперимент, тем он более полезен для развития творческих способностей учащихся. Так, учащиеся дома изготавливали такие самодельные приборы, как «картезианский водолаз», «камеру обскура», «сегнерово колесо», барометры, электроскопы, магнитные стрелки, музыкальные инструменты и так далее. Вот описание одного из приборов.

«Камера обскура»

Материалы: цилиндрической коробки от чипсов Pringles, тонка бумага.

Последовательность действий

Маленькую камеру обскуру легко сделать из жестянки или еще лучше - из цилиндрической коробки от чипсов Pringles. С одной стороны иголкой прокалывается аккуратная дырочка, с другой - днище заклеивается тонкой полупрозрачной бумагой. Камера обскура готова.

Но намного интереснее делать с помощью камеры обскуры настоящие фотографии. В спичечном коробке, выкрашенном черной краской, вырезается небольшое отверстие и заклеивается фольгой. В фольге прокалывается иглой крохотная дырочка не более 0,5 мм в диаметре. Пропустим через спичечный коробок фотопленку, загерметизировав все щели, чтобы не засветить кадры. "Объектив", то есть дырочку в фольге, нужно чем-нибудь заклеивать или плотно прикрывать, имитируя затвор.

Научное объяснение

Камера обскура работает на законах геометрической оптики.

Г) Решаю с учащимися экспериментальные задачи.

Экспериментальные задачи  в отличие от текстовых, как правило, требуют больше времени на подготовку и решение. Однако решение таких задач положительно влияет на качество преподавания физики. Самостоятельное решение учениками таких задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Учитывая, что эти задачи являются для большинства учеников особо трудными, необходимо тщательно продумывать организацию их деятельности на уроке и руководство ею со стороны учителя. Здесь целесообразно использовать карточки с различными типами помощи для тех ребят, которые быстро не могут найти решение. Количество  таких задач 2-3 по каждой теме.  Ставлю перед обучающимися задачу и предлагаю найти им самостоятельно способ экспериментального решения (исследования). Это все делается, для того, чтобы учащиеся лучше запомнили и глубже усвоили изучаемый материал.

Вот некоторые примеры экспериментальных задач:

1. Определите, сколько капель воды содержится в стакане, если у вас есть пипетка, весы, разновес, стакан с водой, сосуд.

Решение. Накапайте, скажем, 200 капель в пустой сосуд и определите их массу. Во сколько раз масса воды в стакане больше массы 200 капель, во столько раз больше число капель.

2. Вычислите внутренний радиус тонкой стеклянной трубочки, используя весы с разновесом, измерительную линейку, сосуд с водой.

Решение. В трубочку наберите воду. Измерьте высоту столба жидкости, затем вылейте воду из трубочки и определите её массу. Зная плотность воды, определите её объём. Из формулы V = SH =  R2H вычислите радиус.

3. Как вылить воду из банки, стоящей на столе, не прикасаясь к ней?

Оборудование. Трёхлитровая банка, на 2/3 заполненная водой, длинная резиновая трубочка.

Решение. В банку опустите один конец длинной резиновой трубочки, заполненной водой полностью. Второй конец трубки возьмите в рот и отсасывайте воздух до тех пор, пока уровень жидкости в трубке не окажется выше края банки, затем выньте её изо рта, а второй конец трубочки опустите ниже уровня воды в банке – вода потечёт сама. (Этот приём часто используют водители при переливании бензина из бака автомобиля в канистру).

4. Определите, какое давление оказывает металлический брусок, плотно лежащий на дне сосуда с водой.

Решение. Давление на дно стакана складывается из давления столба жидкости над бруском и давления, оказываемое на дно непосредственно бруском. С помощью линейки определите высоту столба жидкости, а также площадь грани бруска, на которой он лежит.

5. У вас игрушечный пистолет и линейка. Определите скорость вылета «пули» при выстреле.

Решение. Выстрел сделайте вертикально вверх, засеките высоту подъёма. В наивысшей точке кинетическая энергия равна потенциальной – из этого равенства найдите скорость.

Д) Большое внимание уделяю исследовательской работе во внеурочное время.

Результаты моей работы в этом направлении за 2015 – 2020 учебные годы.

Тема

Учебный год

Авторы

Уровень

Результат

«Золотое кольцо» нашего города

(проект)

2015 -2017

Юркова Полина Оборин Илья Девяткин Данил Костарев Павел Устинов Кирилл Рудометов Николай Елизаров Антон


Муниципальный конкурс проектных и исследовательских работ.

Диплом

1 место

Люминофоры и безопасность дорожного движения.

2015



2016

Чекменев Александр- 4кл.

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся.

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся.


Сертификат



Диплом

1 место

Секреты равновесия.

2016

Шилов Александр -7кл.

Муниципальный конкурс исследовательских работ.

Диплом

1 место

Лети, лети мой самолетик.

2016

Гилев

Максим – 7кл.

Муниципальный конкурс исследовательских работ.

Диплом

3 место

Физические свойства куриного яйца.

2016

Ожгибесов Олег-5кл.

Муниципальный конкурс исследовательских работ.

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся.

Диплом

3 место


Диплом

2 место

Старая часовня.

2018

Юркова Полина-8кл.

Конкурс научно-исследовательских работ учащихся в рамках VII краевых Дмитриевских чтений.

Диплом

2 место

Благодарственное письмо.

3Д проектор своими руками.

2018

Мальцев Степан – 3кл.

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся.

Диплом

2 место.

3Д анаглифы – тайны объемных изображений.

2019

Мальцев Степан – 4кл.

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся.

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся

Похвальный отзыв.


Диплом

2 место


Времен связующие нити.

2019







2020

Русанова Юлия- 8кл.

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся.

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся

Конкурс научно-исследовательских работ учащихся в рамках Х краевых Дмитриевских чтений.

Диплом

3 место


Диплом

2 место


Диплом

1 место

Памяти героев-односельчан посвящается.

2020

Мальцев Степан-5кл

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся.


Сертификат

Я б в нефтяники пошел.

2020

Белов Никита-2кл.

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся.


Диплом

3 место

И льется звука волшебство

2020

Хлескина Мария

Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся

Диплом

2 место







Заключение.

Использование данных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволило повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Физика».   Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельности с помощью использования различных форм,  приемов и методов обучения, оправдывает себя во всех  отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего  взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе.         Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым в соответствии с реализацией ФГОС  второго поколения.  Навыки исследовательской работы школьников являются очень важной образовательно-воспитательной компонентой подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗах. Результатом своей работы по развитию исследовательских  навыков обучающихся  на уроках и во внеурочное время считаю успешное участие в различных олимпиадах и конкурсах.

Конечно, трудности встречаются. Например, в нашей школе нет современного оборудования, приборов в кабинете физики, поэтому, приходится изобретать то, что есть под руками. Если бы было новое оборудование, то оно послужило бы дополнительным толчком, мотивом к более глубокому изучению и пониманию предмета «Физика». Если Вы заметили, то я начинаю знакомить детей с миром физических явлений, начиная с начальной школы. Потом, когда дети будут постарше, каждый из них пойдет своим путем. Некоторые продолжают работать в области физики, а кто-то выбирает другой путь. Но для меня главное, что ребенок начал думать самостоятельно, начал творить, он вошел во вкус того процесса, которым он занимается. А это очень важно.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном и внеурочном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Опыт работы могут использовать учителя физики, работающие в основной и старшей школе на базовом и профильном уровне.


Литература:

  1. Бабанский Ю.К. - Передовой опыт и педагогическая наука.- Советская педагогика, №11, 1977.

  2. Воронцова А. Б. -Сборник проектных задач (работаем по стандартам) -М.:Просвещение, 2011г.

  3. Господникова М. К.- Проектная деятельность в школе: -Издательство«Учитель», 2008г.

  4. Кузьмина И.И.- Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников , М.;Просвещение,2004.

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.–М.:ВЛАДОС, 2001.

  6. Романовская М.Б. – Метод проектов, научно-методическое пособие для преподавателей, Издательство«Учитель», 2009г.

  7. Степанова М.В. -Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: "Каро”, 2009г.

  8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.

  9. Федяинова Н. В. Проектная деятельность с использованием ИКТ (ФГОС), Издательство « Учитель», 2012г


.











































Изучаем физические свойства нефти.

Цвет Прозрачность Плотность



Горючесть



Метод очистки водоема от нефти.









Исследуем свойства звука.

Делаем приборы своими руками.



Шумофон Звениструн


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!