СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности по биологии и химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация исследовательской деятельности во время урока химии и  во внеурочной деятельности дает возможность вооружить необходимым инструментарием школьников (знаниями, умениями, пониманием) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности по биологии и химии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза В.И. Урукова» города Чебоксары Чувашской Республики







Организация исследовательской деятельности обучающихся в процессе преподавания биологии и химии.







Выполнила: Энтина Лариса Юриевна

учитель химии и биологии

МБОУ « СОШ №2» г. Чебоксары



















г. Чебоксары- 2019



Организация исследовательской деятельности обучающихся в процессе преподавания биологии и химии.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Основой обучения должно быть не запоминание информации, которой учеников в изобилии снабжает учитель (хотя это тоже важная задача), а активное участие в процессе приобретения этой информации самих школьников, их самостоятельное мышление, последовательное формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.

В связи с этим особенно актуальна задача приобщения учащихся к исследовательской деятельности.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем. Основная цель такого обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других.

На мой взгляд, исследовательский принцип, в технологии проектного обучении, предоставляет новые возможности формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника - тот вид взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Организация исследовательской деятельности во время урока химии и во внеурочной деятельности дает возможность вооружить необходимым инструментарием школьников (знаниями, умениями, пониманием) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала.

Таким образом, в результате исследовательской деятельности решаются следующие цели:

· создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса химии;

· развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

· Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся;

· Овладение умениями использования информации о современных достижениях в области химии, биологии и экологии;

· Обучению умению формировать тему, цели и задачи исследования, оформления работы;

· Формирования навыков публичного выступления, культуры рассуждения, защиты реферативной работы, ведения дискуссии.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в результате исследовательской деятельности учащиеся школы будут овладевать следующими качествами личности:

· Умения самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;

· Творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;

· Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы;

· Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт - полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения.

Особенно важно отметить, что в научно-исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие я-концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.

Содержание исследовательской деятельности - это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений - логических, информационных, коммуникативных, организационных.

Говоря о самостоятельности школьников в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, направляет, советует, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.

Учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников можно разделить на несколько видов, понимая, однако, что разделение достаточно условное и зачастую предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.

Во-первых, возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.

· Учитель использует на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешение поставленной учителем проблемы и др.

· Существуют множество нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок «удивительное рядом», урок-защита исследовательских проектов, урок-рассказ об учёных и др.

· Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, постановка исследовательской задачи, разработка методики эксперимента, формулировка выводов, защита результатов экспериментального исследования)

Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести исследование достаточное продолжительное по времени и включает в себя все виды исследований.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности:

· Исследовательскую практику.

· Защита выпускной экзаменационной работы

· Образовательные экспедиции (поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями)

· Факультативные занятия

· Ученическое научно-исследовательское общество

· Участие старшеклассников в олимпиадах, конференциях.

· Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется в три этапа:

· Первый этап - учебно-исследовательская деятельность на уроке. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решение сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез.

· Второй этап-система предпрофильного образования на курсе по выбору. На занятиях школьники выполняют реферативные работы, знакомясь с основами научно-исследовательской работы.

· Третий этап - научно-исследовательская деятельность во внеурочной работе, участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ.

Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам. В 5 классе мы проводим исследования по изучению лекарственных, редких, ядовитых растений нашей местности. Рассматривая явление листопада, изучаем вредное влияние сжигание листвы на здоровье человека. На весенней экскурсии по пришкольной территории проводится мониторинг состояния зеленых насаждений. В этом роде деятельности учащихся я играю роль консультанта. Результаты исследований оформляются в виде реферата или творческого отчета с использованием рисунков, схем, фотографий.

Надо отметить, что не всегда учащиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью. Ребята мало верят в свои силы. В этот момент очень важно учителю предметнику создать творческую атмосферу, поддержать ребенка. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Для того чтобы побудить школьника к такому виду деятельности, я определила для себя источники активности учащегося:

· познавательная потребность

· потребность в самовыражении и самореализации

· потребность в самопознании и в самовоспитании

· потребность в социальном признании.

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования. Тема должна быть интересна ребятам, доступной, соответствовать их возрастным особенностям; и в тоже время должна нести познавательный заряд и учитывать состояние материально-технической базы кабинета химии. Тема может быть выбрана из предложенных учителем или возникнуть совершенно неожиданно. Так учащиеся 8 класса, начинающие изучать предмет, с удовольствием занимались предложенной мной темой: «Получение акварельных красок из экологических чистых материалов в домашних условиях». Ризатдинов Карим ученик 7 класса заметил, что между основными приемами пищи многие ученики употребляют чипсы, кириешки, лимонад, жевательные резинки, в составе которых можно встретить букву Е и решил провести исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок. Вкусовые качества водопроводной воды и воды из разных источников побудило девочке к исследованию качества воды, определению ее жесткости. Интересной получилась работа по приготовлению мыла в домашних условиях. В ходе выполнения работы ребята получили навыки работы с посудой и оборудованием, освоили методику приготовления растворов различной концентрации, научились проводить целенаправленные наблюдения, получили первоначальные навыки безопасной работы в лаборатории, закрепили умения решать задач по теме «Растворы».

В соответствии с задачами исследования по пищевым добавкам были использованы методы систематизации и обобщения теоретического материала, анкетирование учащихся, сравнительный анализ и оценка пищевых добавок в газированных напитках, чипсах, сухариках и других продуктах, на основании чего была составлена сводная таблица. Результаты анкетирования, характеристику пищевых добавок и их влияние на организм человека оформили в виде стенгазеты.

Чтобы убедиться, что пищевые добавки действительно есть в продуктах питания, решили обнаружить некоторые из них опытным путем: обнаружили лимонную кислоту (пищевая добавка Е330) в плодово-ягодном мороженом, свойства красителей, входящих в состав жевательной резинки, обнаружили подсластители - многоатомные спирты, остатки фенилаланина в аспартаме, обнаружили очень много сахара в «Кока-коле».

При выполнении опытов, конечно же, необходимо соблюдение мер предосторожности при работе с химическими веществами. По окончании работы ребята готовят защиту к конференции. Любой исследователь, и даже юный, должен заявить о себе, умело представить результаты своей исследовательской деятельности. Необходимо научить учащихся выражать четко, кратко и выразительно свои мысли.

Наиболее сложные исследования как показала практика, необходимо проводить в старших классах. В этом возрасте для учителя важно формировать у учащихся понятийный аппарат для ведения научного исследования. Обычно индивидуально, а также в рамках работы в 9-11-х классах, я провожу обучение работы с источниками информации:

· различные приемы работы с текстами

· составление плана текста учебного исследования

· цитирование, копирование фрагментов

· систематизация полученных данных

· методика написания чернового варианта работы по требованиям научно - практической конференции

Учащиеся получают методические рекомендации по защите работы на школьном этапе научно-практической конференции. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из причин поведения учащихся не соответствующего принципам здорового образа жизни. В связи с этим я стараюсь научить школьников проводить исследования, побуждающие анализировать социальную среду с точки зрения ее влияния на здоровье. Такие исследования личностно ориентированы и вызывают интерес. Защита своей работы на научной конференции позволяет школьнику оценить себя.

Анализируя работу, в результате собеседования с учащимися, выполняющими исследовательскую деятельность - получили практические навыки, научились составлять проект исследования, анализировать полученные результаты. Как результат работы призовые места за исследовательскую деятельность на школьном, муниципальном НПК. Но надо отметить все-таки научно-исследовательскую деятельность выбирают учащиеся, которые определились с выбором профессии и поступлением в высшие и профессиональные учебные заведения. Однако и здесь возникают проблемы: в связи с высокой загруженностью старшеклассников появляется нехватка времени для написания работы, неумение организовать свою исследовательскую деятельность, уложиться в намеченные сроки.

Мои воспитанники ежегодно активно участвуют в работе муниципальной научно-практической конференции. Творческие работы учащихся:

2019 г. Исследовательская работа «Собаки изменили наш мир»– 6 класс

( Молодцыгина София, Федотова Мария)

2019 г. Исследовательская работа « Удивительный хлорофилл» ( Федоров Александр -6 класс)

2019 г. Исследовательская работа «Синтетические моющие средства) - Данилова Карина, Михейкин Роман- 10 класс

2018 г. Исследовательская работа «Исследование защитных свойств зубных паст и их соответствие заявленным стандартам предприятия-изготовителя»- Мареев Евгений, Карсаков Аркадий- 11 а класс

2018 г Исследовательская работа « Получение акварельных красок из экологических чистых материалов в домашних условиях».- Громов Виталий, Филиппова Ева – 8 класс

2018 г. Исследовательская работа: « Влияние пищевых добавок на организм подростка»- Ризатдинов Карим – 8Б класс

2017 г. Исследовательская работа « Влияние энергетических напитков на организм подростка» - Ризатдинов Карим – 7 Б класс

2016 г. Исследования химических свойств и лидеров рынка мыла РФ»- Дубанова Таня, Перминова Таня- 10Б класс

2015 г.-Исследовательская работа « Жевательная резинка»- Дубанова Таня, Перминова Таня – 9Б класс

2015 г. Исследовательская работа «Клюква. Северный лимон?»-Алексеева Анастасия- 9 А класс

2014 г. Исследовательская работа «Антиоксиданты» (или «Яблоко в день –

и доктор не нужен»- Фарафонова Анастасия-10А класс.

2013 г. Исследовательская работа «Исследование качества воды из разных источников»- Фарафонова Анастасия- 9А класс

2013 г.- Исследовательская работа « Ешьте, дети йогурты. Будете здоровы?»- Майорова Дарья, Умнова Наталья- 10Б класс

Положительный итог исследовательской деятельности учащихся - расширили свой кругозор, ощутили свою личностную значимость, сумели заявить о себе на достаточно высоком уровне и заинтересовали научно-исследовательской работой других школьников.

Заключение.

Я думаю, что практика решения жизненных задач в процессе такой деятельности - это не только лучшее средство повышения творческих способностей учеников, но и возможность найти свою нишу в этом сложном мире. Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей по-прежнему сталкивается с традиционной направленностью массовой школы на воспитание послушного, исполнительного выпускника. Исследовательская деятельность прививает вкус к научной работе, влияет на выбор будущей профессии, формирует активную жизненную позицию будущего гражданина.

Используемая литература:

  1. А.В. Леонтович Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003.

  2. Г. А. Русских. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Дополнительное образование. 2001. № 7-8.

  3. Е.В.Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие.- М.: Глобус, 2007.

  4. Ж.А.Цобкало,Д.И.Мычко. Развитие исследовательской деятельности учащихся при проведении обобщающего практикума./ Химия в школе. - 2003.- № 8.

  5. Т.Г.Сосновская. Малая академия наук: организация исследовательской работы учащихся.// Химия в школе. - 2005.- № 6.

  6. www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!