СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация групповой деятельности: деловая игра на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра  как способ организации учебной деятельности вместе с другими современными технологиями прочно завоевала своё место в методическом арсенале  учителя. Предлагаемая статья рассказвает об опыте моей работы в 5 классе по учебнику Домогацких Е.М. Главное в начале учебного года - это создать творческую атмосферу в классе, объединить учеников, показать, насколько интересен предмет географии. Помочь учителю, на мой взгляд, может именно организация групповой деятельности, ролевая игра, о чём идёт речь в предлагаемом материале.

Просмотр содержимого документа
«Организация групповой деятельности: деловая игра на уроках географии»

Организация групповой деятельности:

деловая игра на уроке географии


С введением в жизнь школы новых, а на сегодняшний день обновлённых образовательных стандартов, требований к результатам образования (личностным, метапредметным и предметным), а также к формированию ключевых компетенций у школьников всех уровней обучения как нельзя более актуальными стали вопросы использования в практике работы учителя деятельностного подхода. Этому, по нашему мнению, способствуют игровые технологии как в 5-7, так и в 8-10 классах.

Обратиться к теме «Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся» меня побудило то, что на уроках географии у большой группы обучающихся отсутствует понимание смысла игровой деятельности на уроке. Игра и воспринимается как игра, в которой просто интересно принимать участие, но ничего нового она вроде бы и не приносит: поиграли и пошли на следующий урок – за знаниями. Больше привлекает действие: желание ответить первым, зачастую не обращая внимания на правильность/неправильность предлагаемой гипотезы-версии. Это приводит к тому, что урок превращается в «угадайку»-соревнование: кто первым именно угадает правильный ответ. Зачастую этим страдают даже ученики, пользующиеся у одноклассников авторитетом всё знающих ещё из начальной школы. Попадаемся на эту удочку и мы, учителя среднего звена: спрашиваем того нетерпеливого, кто выше всех тянет руку, да ещё и громко просит спросить именно его. Если такой активный ученик отвечает правильно (а это бывает довольно часто), мы довольны уроком: как хорошо прошла игра, цель достигнута. Ура! Но если бы так было всегда: удовольствие от верного ответа, пятёрка в дневник, непогрешимость гипотезы…Увы, вдруг понимаешь, что, сам того не замечая, понадеявшись на ученика, на его «призывы», способствовал тому, что за этим активным одноклассником пошли и все другие ученики.

Столкнувшись с этой проблемой, я решил найти способ её преодоления без потерь для пятиклассников (нельзя, уверен, ронять авторитет отличников, снижать неосторожными фразами активность и мотивацию, интерес к предмету).

Целью решения этой проблемы было желание привлечь каждого ученика узнавать что-то новое для себя самостоятельно, без помощи одноклассников (пусть даже отличников). Кроме того не хотелось отказываться от игровых уроков, так любимых пятиклассниками.

На выручку пришли принципы деятельностного подхода. Для того чтобы в игре участвовали все ученики, необходимо было дать задание по силам каждому, не допустить, чтобы даже один «выпал» из игры. Для начала было необходимо распределить роли в командах-группах. На первых порах пришлось делать это самому. Позже дети стали обсуждать и распределять обязанности между собой сами, обозначились лидеры, умеющие брать на себя ответственность. Позже по желанию пятиклассников сформировались и группы. Один из принципов в организации групповой работы состоял в следующем: каждый выполняет то, что ему нравится, то, что он умеет делать лучше других. И это «правило» выработали сами дети.

Уроки географии, по общему мнению моих коллег, этому способствуют в полной мере, так как изучение любой темы предполагает выполнение практических работ, а пятиклассники любят действовать: мастерить, рисовать, лепить и т.п.

Сразу идеального результата достичь, конечно, невозможно, но постепенно ребята начинают понимать, что на них надеются остальные члены команды, поэтому более старательно выполняют свою часть задания. У них усиливается чувство ответственности за их участок работы.

Приведу в пример организацию практической работы на уроке по вычислению окружности Земли.

Сначала показываю всему классу отрывок из фильма об Эратосфене. Затем даю задание подготовить принадлежности для выполнения аналогичного опыта, разбив предварительно класс на команды по 4-5 человек. Конечно, зная забывчивость некоторых ребят, я не могу не подстраховаться: у меня должны быть запасные принадлежности. Для организации деятельности школьникам понадобится немного пластилина, две зубочистки, линейка, рулетка, определившиеся на предыдущих уроках лидеры (и это не обязательно пятёрочники!), которые смогут распределить задания в группах.

Итак, суть эксперимента.

Эратосфен предположил, что Земля имеет форму шара. Затем он создал макет территории Египта, соотнёс измерения на местности и карте, произвёл расчёты, вычислил окружность Земли.

В каждой команде один участник измеряет среднюю длину шага, чтобы посчитать, сколько примерно было пройдено шагов для измерения расстояния между Александрией и Сиеной. Двое других участников команды в это время сооружают макет местности с помощью карты, пластилина и зубочисток. Ещё два ученика, произведя необходимые измерения, вычисляют окружность Земли.

После выполнения работы предлагаю оценить собственный вклад в достижение результата команды (провести самооценку). Капитан команды организует обсуждение результатов своих товарищей по группе и обосновывает решение. Это укрепляет авторитет каждого участника эксперимента как «специалиста» в своей области знаний и умений. Каждый из членов команды, осознав значимость своего вклада в достижение цели, сам вырастает в глазах товарищей и в своих собственных. Думается, теперь ученик не будет бояться выражать собственное мнение. Таким образом, вырастет не только мотивация, но и повысится стремление к совершенству. Капитан же укрепит авторитет, повысит опыт руководства группой при решении определённой задачи.

Таким образом, деловая игра выполняет сразу несколько функций: образовательную, воспитательную, мотивационную, что способствует личностному росту пятиклассников.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!