СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфографические запоминалки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудные случаи произношения (помогает при подготовке к экзаменам)

Просмотр содержимого документа
«Орфографические запоминалки»

Орфоэпические запоминалки

 Получила я наследство,

          Изыскать бы только срЕдства,

          Все налоги заплатить,

          С тОртом чаю бы попить.



·         По слову охота запомни легко ты:

          ВорОта, ломОта, зевОта, сирОты.



·         В словах на -ИЯ и на -ЕНИЕ особенное ударение:

           Оно падает на -ИЯ лишь в словах ассиметрИя,

                                                            симметрия, терапИя. 

           Допускается на -ИЯ также в слове индустрия

                                                            и ещё - кулинарИя.

                                            

                                                        НО!

·         Ты открой энциклопЕдию - найдёшь слово ортопЕдия,

           Есть ещё там - агронОмия и, конечно, гастронОмия.

           Их не путай с астрономией!

           В рифмы мы играем - слова запоминаем. 

           Рифма к слову ария? Легко! ВетеринАрия.

           А к слову апатия?  Легко! АристокрАтия.



·         Ударение на -ЕНИЕ, в этом даже нет сомнения,

         В слове есть узаконЕние и в словах на – обретЕние

         (приобретЕние, изобретЕние).



                                                            НО!

·          Хочу запомнить очень я словечко упрОчение.

           Ещё знаю точно я, что сосредотОчение.

          Запомню по «печени» слово обеспЕчение.

          А ещё я ведаю, что верно исповЕдание.





Трудности и особенности русского ударения 


Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефик­си­рованность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска – доски). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алкоголь – алкоголь,  шприцы – шприцы (у медиков);

компас – компас (у моряков);

кета – кета (у рыбаков);

добыча – добыча,  рудник – рудник (у горняков);

шасси – шасси (у летчиков);

искра – искра (у шоферов).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кладбище (нейтр.) – кладбище (устар., поэтич.);

девица (нейтр.) – девица (народно-поэтич.);

шёлковый (нейтр.) – шелковый (народно-поэтич.);

свёкла (нейтр.) – свекла (прост.);

музыка (нейтр.) – музыка (устар.)

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, этоакцентологические варианты. Иногда они равноправны, например:  пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

творог – основной (предпочтительный) вариант, творог – дополнительный;

нет творога – нет творога (доп.);

тефтели – тефтели (доп.);

искристый – искристый (доп.);

ржаветь – ржаветь (доп.);

кирза – кирза (доп.);

баржа – баржа (доп.);

кулинария – кулинария (доп.)

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый – джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам – волнам, петля – петля, сажень – сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрономия, алфавит, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, дефис, диспансер, жалюзи, завидно, изыск, исчерпать, каталог, кухонный, мусоропровод, намерение, обеспечение, облегчить, оптовый, памятуя, предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства, столяр, углубить,  украинский, упрочение, феномен, ходатайство, ценовая, христианин, щавель, эксперт.

Запомните! Валовой (доход, продукт);

уставный (фонд, капитал);

опт – оптом – оптовый – оптовик;

дебитор – должник, дебиторская задолженность (сумма долгов);

дебет – левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Соколов-Микитов, Балашиха, Великий Устюг, Кижи, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Квебек, Сидней, Шри-Ланка и т.д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньютон, Рембрант – Рембрант, Линкольн – Линкольн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак – у Мориака. У Бальзака, в Познани.

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) – Вашингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – Макбет (название повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда").

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка ( pullover – "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову"), нувориш – из французского (nouveauriche– букв. "новый богач"). Сравни также: импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос(беспорядок), некролог, кварталгенезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир-восходит к немецкому ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Сравни:

блокировать – маркировать;

национализировать – премировать;

приватизировать – нормировать;

экспортировать – бомбардировать.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книго­изда­тельский.

Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный,  межреспубликанский, вице-премьер и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, угольный – угольный, атлас – атлас, хлопок – хлопок, орган – орган. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравни: ледник (в горах) – ледник (погреб); парить (репу) – парить (в облаках); рефлекторный (от рефлектор) – рефлекторный (от рефлекс); наголо (держать шашки) – наголо (остричь); броня (защитная облицовка из стали) – броня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь); видение (призрак) – видение (точка зрения); проклятый (ненавистный) – проклятый (подвергшийся проклятью); хоры (балкон в верхней части зала) – хоры (певческие коллективы); языковая (подготовка) – языковая (колбаса); занятой (человек) – занятый (дом).


§2.1. Ударение в отдельных грамматических формах

Определенную трудность (даже для образованного человека!) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:

создан – создана – созданы;

взят – взята – взяты;

занят – занята – заняты;

начат – начата – начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнять – отнял – отняла – отняли;

понять – понял – поняла – поняли;

начать – начал – начала – начали;

но: класть – клал – клала – клали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на окончании:

глубокий – углубить;

легкий – облегчить;

бодрый – ободрить, подбодрить.

4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:

обеспéчивать – обеспечение;

сосредотóчивать – сосредоточение;

упрóчить – упрочение;

упорядочить – упорядочение.

5. Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным – на окончании либо на основе:

1) область – областей; ведомость – ведомостей; ступень – ступеней (в развитии чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска – досок; сирота – сирот; отрасль – отраслей; мощность – мощностей; прибыль – прибылей; дно – доньев; торт – тортов; порт – портов.

Запомните! Среда – среды – по средам.

Ознакомьтесь с типами наиболее распространенных орфоэпических ошибок.

Таблица

Распространенные орфоэпические ошибки

Неправильно произносят

Следует произносить

*включим приемник

включим приемник (включу, включишь, включит, включим, включите, включат)

*возраста, возрастов

мн. ч. возрасты, -ов

*возвращение на круги своя

возвращение на круги своя

*вручат орден

вручат орден (вручу, вручишь, вручит, вручит, вручите, вручат)

*гражданство

гражданство

*2,2% – два и два десятых %

Два и две десятых %

*[жу]ри

жюри [ж'у]

*истёкшие сутки

истекшие сутки

*конкурентноспособный

конкурентоспособный

*красивее

красивее

едуг

недуг

*отключено электричество

отключено электричёство (отключённый, отключён, отключена, отключено, отключены)

*оторвало плотину

оторвало плотину (оторвал, оторвала, оторвало, оторвали)

*отставка принята

отставка принята (принят, принята, принято, приняты)

*сорвало переговорный процесс

сорвало переговорный процесс

*расценено

расценено (расценённый, расценён, расценена, расценено, расценены)

*сняты

сняты

*Ценз осёдлости

Ценз оседлости

*Киево-Печёрская лавра

Киево-Печерская лавра

*Кижи, Кижей (музей-заповедник деревянного зодчества)

Кижи, Кижей


Не следует забывать, что голос – первое, что доносится до слушателя после зрительного восприятия собеседника. И то, как мы говорим, во многом определяет отношение к нам собеседника.

Вопросы и задания

1. Что необходимо делать для успешного овладения орфоэпическими нормами?

2. Назовите основные черты двух стилей произношения (полного и неполного).

3. Приведите примеры некоторых трудных  случаев произношения гласных и согласных звуков.

4. Каковы правила произношения заимствованных слов?

5. Каковы основные трудности и особенности русского ударения?





ЕГЭ Орфоэпические запоминалки (подготовка к заданию 4)

Эта статья содержит ЧЕТЫРЕ СОВЕТА о том, как готовиться к заданию А1.


Совет №1. Фантастическая история

 

Исключите из списка те слова, ударение в которых вы определяете безошибочно. Сосредоточьтесь на оставшихся. Распределите их в отдельные группы по какому-либо признаку. Например, в 1-ую группу внесите слова с ударением на первом слоге, во вторую - с ударением на втором и т.д. Для быстрого заучивания слов из каждой группы, попробуйте придумать с ними какую-нибудь историю (это может быть одно предложение или небольшой текст). И чем она будет фантастичнее и неправдоподобнее, чем ярче будут созданные вами образы, тем быстрее вы запомните нужные слова.

Например, необходимо запомнить следующие слова:

временщИк

диспансЕр

духовнИк

еретИк

каталОг

некролОг

приговОр

Составляем с ними предложение:  

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.


Совет №2. Рифмовки

Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут! 


1. Долго ели тОрты –
    Не налезли
 шОрты!


2. ЗвонИт звонарь,
    
ЗвонЯт в звонок,
    Чтоб ты запомнить верно смог.


3. Фёкла красная, как свЁкла! или  
    В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!


4. Срубили ель, сорвали щавЕль.


5. Не говори катАлог, а только каталОг. 

    А твОрог? 

    Можно твОрог, а можно и творОг!


6. Как у нашей Марфы
   Есть в полоску 
шАрфы!


7. С утра перепалки

   Из-за ключей в коммуналке.
   Забудьте склоки,
   Купите 
брелОки!


8. ФенОмен звонИт по средАм.
   П
ринЯв договОр по годам,
   Он 
Отдал экспЕртам эскОрта
  
 ХодАтайство аэропОрта. 


9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
    Своих малышей 
баловАть.
    На 
кУхонный стол по посуде 
    Пускают котят танцевать.


10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи
     И, подолгу буксуя в грязИ,
     ПрорвалИсь к отделению связи – 
     Нам типОграф прислал жалюзИ. 


11. Кто с правилами дружит,

      Тот твердо убежден:

      ФарфОр нам очень нужен,

      А фАрфор не нужён.


12. Нельзя сказать алфАвит,

      А можно алфавИт –

      Кто говорит алфАвит –

      Неверно говорит.


13. Когда мы на машине

     Летим во весь опор,

     То нас везет не шОфер,

     А нас везет шофЁр.

  

14. И пусть теперь не будет

     Секретом для ребят,

     Что в парке не статУи,

     А стАтуи стоят.

  

15. А если вы в театр

     Придете, например,

     Вас не пропустят  в пАртер,

     Пожалуйте в партЕр.

 

16. Отлетела от костра

     И погасла быстро - 

     Коль неверно, то искрА,

     Если верно - Искра!       (С.Белорусец)


17. Стол, нам купленный,

      И в кухню занесённый,

     Зовётся кУхонный,

     А вовсе не кухОнный.   (С.Белорусец)


18. Труба подзорная при нём,

     Смотрит в небо астронОм


19. Доезжай до поворота:

     Вот дворец, вот вход - ворОта


20. Он начальник, и в момент

     Нам подпишет докумЕнт. 


21. Красит стены нам маляр,

     Полки делает столЯр. 


22. Для строителей в момент

     Машина привезёт цемЕнт. 


23.  Как работать неохота,

      Одолела нас дремОта! 


24. Помогает нам читать,

      Учит буквы различать,

     Он известен, знаменит,

     Нужный всем нам алфавИт. 


25. Хоть и жжётся, но красива

      Всем известная крапИва. 


26. Этот камень очень сильный

      И достаточно красивый.

     Бей его хоть целый день - 

     Не расколется кремЕнь. 


27. В тот же день царица злая,

     Доброй вести ожидая,

     Втайне зеркальце взялА

     И вопрос свой задалА. 


28. Вот у Коли, например,

     Мама - милиционер.

     А у Толи и у Веры 

    Обе мамы - инженЕры. 


29. Для приземленья попроси 

     Пилота выпустить шассИ. 


30. Солнце. Жарко. Привези

     Нам для окон жалюзИ. 


31. Прежде чем дела кончать,

     Нужно их сперва начАть. 


32. Если есть в тебе таланты, 

     Завяжи на праздник бАнты. 


33. Тяжела была работа,

      В теле всём теперь ломОта. 


34. Жалко весь, так дайте хоть

      Кекса вашего ломОть. 


35. Мой сосед-незнайка стонет:

      Телефон его не звОнит.

      Аппарат-хитрец молчит,

      Ждёт, когда кто позвонИт. 


36. Я ужасно утомлённый - 

      Брат не спит новорождЁнный.

      Не смыкает ночью глаз,

      Криком громким будит нас. 


37. Мы целый день с тобой хохочем,

     Остановиться всё не хочем.

     Сказать вернее - не хотИм,

     Всё хохотим да хохотим!    (С.Белорусец)   

38. Вот ведро,
     И мусор вот.
     Мусор - в мусоропровОд.

Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь - ремЕнь

кОнусы - бОнусы, кОнусов - бОнусов

крАны - рАны

столЯр - малЯр

цепОчка - пОчка

щавЕль залез на Ель

  

Совет № 3. Происхождение слова



Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.


Рассмотрим несколько примеров:


вероисповЕдание - 
от "веру исповЕдать"

знАчимость - от прил. "знАчимый"

Отрочество - от "Отрок" (подросток)

слИвовый -  образовано от "слИва"

опОшлить, опОшлят - от слова "пОшлый" 


Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою "родную" традицию:


диспансЕр
 (слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз.)

жалюзИ

партЕр

экспЕрт


А вот в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:

квартАл
дефИс


Совет № 4. Ряды слов


Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:


каталОг

диалОг

монолОг

некролОг 


киломЕтр

сантимЕтр

децимЕтр

миллимЕтр


мЕстностей ( род.п.мн.ч)  

пОчестей

чЕлюстей

но! новостЕй


мусоропровОд

газопровОд

нефтепровОд

водопровОд


призЫв

позЫв

отзЫв (посла)

созЫв 

но! Отзыв (на публикацию)


столЯр

малЯр

доЯр

школЯр

шофЁр

киоскЁр 

контролЁр

прозорлИва (краткое прилаг. ж.р).

смазлИва

суетлИва

болтлИва

но! прожОрлива

баловАть

баловАться

избаловАть

разбаловАть

но! бАловень (судьбы) 

опломбировАть

формировАть

нормировАть

сортировАть


По материалам Интернета.

Многие стихи я нашла ЗДЕСЬ.
Спасибо также этому сайту.


Орфоэпические минутки на уроках русского языка 

Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )

Как научить школьника правильно ставить ударение? 
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму. 
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек .Самые ритмичные , запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором. 
(Свёкла- Фёкла) 
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент) 
Я беру свой инструмент, 
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл - устал) 
Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квАртал. 

Что за странный носорог 
Ел и твОрог , и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках. 
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются. 
Слышен в классе диалог: 
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть, 
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление. 
ДремОта и зевОта уходят за ворота. 
(потягивание) 
Если прикоснёшься к иве, 
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны) 
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен. 
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования. 
У меня в ушах звенит, 
Телефон опять звонИт. 

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах , делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения. 
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва" Просвещение"2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты, 
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека 
у туркмен, татар, узбеков, 
у таджиков и армян, 
у монголов и цыган, 
у якутов и тунгусов, 
у башкир и белорусов, 
у киргизов и грузин, 
у бурят и осетин. 
( Б. Успенский). 
Для уроков по теме "Окончания существительных" можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог, 
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка. 
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!