СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Опыт реализации образовательной программы дополнительного образования «Природа и творчество» с применением дистанционных образовательных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая аннотация.

 Ковидные ограничения сделали дистанционное образование равной формой занятий с обучающимися, наравне с очными в детских объединениях.  Еще совсем недавно о дистанционном и электронном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.

В моей работе представлены примеры реализации дистанционного и электронного обучение по программе «Природа и творчество». Рассмотрены разные формы проведения электронных и дистанционных занятий.  Рассказано какие программы используются для создания материалов для проведения занятий. Рассмотрен одним из инструментов применения электронного и дистанционного обучения: сайт детского объединения.

 В работе представлены достижения, обучающихся при применении дистанционных технологий. Рассмотрены плюсы и минусы применения электронного и дистанционного обучения на моих занятиях

Просмотр содержимого документа
««Опыт реализации образовательной программы дополнительного образования «Природа и творчество» с применением дистанционных образовательных технологий.»


Муниципальное Бюджетное Учреждение

Дополнительного образование

Экологический центр «ЭкоСфера» г. Липецка




Номинация: «Сухие знания не дадут плодов»;

Тема:
«Опыт реализации образовательной программы дополнительного образования «Природа и творчество» с применением дистанционных образовательных технологий.






Выполнила: педагог дополнительного образования

Кириллова Ольга Сергеевна

89046926180






Липецк 2023 г.





Краткая аннотация.

Ковидные ограничения сделали дистанционное образование равной формой занятий с обучающимися, наравне с очными в детских объединениях. Еще совсем недавно о дистанционном и электронном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.

В моей работе представлены примеры реализации дистанционного и электронного обучение по программе «Природа и творчество». Рассмотрены разные формы проведения электронных и дистанционных занятий. Рассказано какие программы используются для создания материалов для проведения занятий. Рассмотрен одним из инструментов применения электронного и дистанционного обучения: сайт детского объединения.

В работе представлены достижения, обучающихся при применении дистанционных технологий. Рассмотрены плюсы и минусы применения электронного и дистанционного обучения на моих занятиях.

























В рамках реализации национального проекта «Образование» и под проектов «Успех каждого ребенка» «Цифровая образовательная среда», «Современная школа» на своих занятиях я широко использую разные формы дистанционного и электронного обучения.

Современная реальность такова, что компьютер, глобальные сети стали

неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным

пространством для общения. В настоящее время в условиях большого объема

информации осуществляется переход к мультимедийному способу ее

восприятия. Игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет

на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади

тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в

мультимедийном пространстве и эффективно использующим его. Сегодня все школьники активно используют социальные сети, фотохостинги, паблик-

журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет получать

информацию в любой момент времени и в любом месте.

К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды:

  1. Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, Сайты Google и т.д.

  2. Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и видеоконференции (чаты), технологии SberJazz.. и т.д. Такие технологии удобны, когда участники территориально удалены друг от друга.

В системе дополнительного образования дистанционное обучение и

поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в

образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода

выбора способа получения знаний и способов предъявления результатов своей деятельности значительно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития индивидуально-личностных интересов.

Дополнительная общеразвивающая программа, по которой я осуществляю свою образовательную деятельность «Природа и творчество» художественной направленности и состоит из 6 модулей. 1год обучения «Бумагопластика» - стартовый уровень, 1год обучения модуль «Знакомство с традиционными видами рукоделия» - стартовый уровень, 2год обучения модуль «Бумагопластика» - базовый уровень, 2год обучения модуль «Современные техники рукоделия» - базовый уровень, 3 год обучения модуль «Основы композиции» - продвинутый уровень, 3год обучения модуль «Работа с пластичным материалом - базовый уровень.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 1-4 классов. В объединении могут заниматься как дети одного возраста, так и дети разных возрастных групп.

Программа «Природа и творчество» предусматривается всестороннее развитие ребенка в процессе работы с разнообразным (в том числе природным) материалом. В ходе ее реализации осуществляется процесс обучения различным видам декоративно-прикладного искусства и экологическое, эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание.

Ситуация с карантином показала, что в жизни бывают ситуации, которые не дают возможности детям учиться очно, посещать школы, организации дополнительного образования, вузы. 2020 год показал несостоятельность осуществления полноценного учебного процесса в период пандемии.

Однако, несмотря на всю сложность и уникальность ситуации я смогла перевести обучение по своей программе в электронный и дистанционный формат. И сегодня, дети, которые по разным причинам не могут присутствовать на занятиях продолжают учиться электронно, участвовать в различных выставках и конкурсах.

Для введения занятий с применением дистанционных и электронных технологий я использую различные платформы, Интернет-ресурсы, осуществляю образовательный процесс, продолжая вести занятия дистанционно и электронно.

Конечно же, дистанционное обучение не может полностью удовлетворить потребности детей, родителей.

Основной минус электронного обучения по моему мнению состоит в том, что дети младшего школьного возраста (на которых рассчитана моя программа) не могут воспринимать онлайн - урок, многим трудно сосредоточить свое внимание на экране монитора и воспринимать педагога в таком формате обучения. Личный контакт с педагогом, живое общение с детьми очень важны для большинства обучающихся. И в данном случае это самый сильный минус - электронное обучение не создает условия для общения.

Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются: электронные образовательные ресурсы – совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Электронное обучение может включать в себя самостоятельную работу с электронными материалами, работу с использованием персонального компьютера.

В своей работе в качестве инструментов электронного обучения для обучающихся я использую электронную почту, сайт детского объединения, мессенджер WhatsApp, социальная сеть ВК.

Сайт своего детского объединения «Природа и творчество» я создала на платформе Сайты Google.

Основной составляющей в моей работе при электронном обучении и для сотрудничества с обучающимися является именно это площадка. Структура сайта очень понятна и доступна. На нем размещаются необходимые материалы по темам программы, ссылки на дополнительные источники информации, презентации для изучения тем в рамках электронного и дистанционного обучения. Кроме этого, на сайте размещена образовательная программа для ознакомления родителей обучающихся. Так же на этой площадке располагаются грамоты и достижения обучающихся.

Электронное образование предполает размещение информационных материалов на образовательных ресурсах. При проведении электронных занятий я применяю различные формы их проведения и использую разные программы для их создания. Я познакомлю вас с формами, которые я применяю при проведении электронного и дистанционного обучения

- занятия в формате презентации; (программа PowerPoin)



1. Знакомство с творческими профессиями. Игра Мир профессий».

2.Аппликация «Из Цветной бумаги Сова»

3. Удивительный мир аппликации. Виды аппликаций. Приемы и техника работы.

4. Практическая работа: «Панно в технике обрывная аппликации»

5.Деды Морозы народов России

6. Практическая работа по теме: « Ниткография котенок с клубком»

7. Тестопластика. Изделия из солёного теста, выполненные с помощью шаблона. ПР «Кот с цветами».

8.Практическая работа: «Коллективный проект «Изготовление новогодней елки из бросового материала

- занятия в формате видео ролика, (Программа, используемая для редактирования видео CapCut)



1. Понятие оригами. Знакомство с историей возникновения искусства. Изучение основных базовых форм.

2. Практическая работа: «Изготовление цветка Тюльпан из бумаги в технике оригами».

3. Практическая работа: Изготовление панно в технике «Комочковое торцевание»

4. Практическая работа: «Аппликация Цветок».\

- Тесты, кроссворды, викторины;( я использую онлайн сервис для создания кроссвордов, викторин https://learningapps.org/create?new=40#preview,













1.Итоговый тест по теме: «Бумагопластика»

2. Кроссворд по теме: «Бумажная пластика »

3 Тест по теме: «Современные Техники рукоделия»

4. Викторина – Моя родина Россия.


- Инструктивные карты выполнения изделия

1. Технологическая карта выполнения фигурки рыбки в технике оригами.



2.Технологическая карта выполнения фигурки стрекоза из бисера.



- Творческие и исследовательские проекты;( Итоговые работы обучающихся)

1.Творческий проект «Изготовление поздравительной открытки ко Дню Защитника Отечества в технике пластилинографии»

2 Исследовательский проект «Общественно-экологический мониторинг автомагистралей в районе 26 микрорайона г. Липецка».

3.Исследовательский проект «Снег как показатель загрязнения окружающей среды»

- Интерактивные игры

1. Игра - путешествие "По лесным тропинкам"

2. Интерактивная игра «Войди в лес другом…»

3. Интерактивная игра «Знатоки дорожного движения»


- Виртуальные экскурсии (Применяются при проведении воспитательных мероприятий в рамках реализации программы)


1. Виртуальный тур по Русскому музею

2.Виртуальная экскурсия «Путешествие по Москве

3. Музей заповедник «Сталинградская Битва» Мамаев курган

- конференции

Конференции проводятся с детьми 9 лет и старше, длительность конференций не превышает 30 минут.

Конференции является приобретение навыков самостоятельного изложения научного материала в наглядной форме. Это преимущество используется при подготовке обучающихся к защите творческих и исследовательских проектов.

У дистанционного обучения всегда были (или должны быть), как мне кажется, неизменные черты: удобство, доступность и комфорт как для обучающегося, так и для родителей.  Материал должен быть интересным и доступным, поэтому я использовала для проведения онлайн занятий мессенджер WhatsApp, через который транслировала свои видеозанятия и который является отличным инструментом для получения обратной связи от обучающихся, и сайт детского объединения на которой выкладывались темы занятий с указанием ссылок на учебный материал. Помимо занятий со своими обучающимися я принимала участие в различных дистанционных творческих конкурсах от городского до Международного уровня. Результативность участия своих обучающихся я так же размещаю на сайте объединения.

Таблица № 1 Достижения обучающихся объединения «Природа и творчество»



Как я считаю в дистанционном и электронном обучении есть свои преимущества и недостатки.

Дистанционное и электронное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, педагога может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания. Можно записать занятие, если обучающийся по каким-то причинам его пропустил и отправить ему ссылку на видео.

  2. Проведение дистанционного обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Такие занятия очень хорошо проходят в моих группах детей с ТНР.

  3.  Если ребёнок живёт в отдалённом населённом пункте, где по каким-то причинам нет дополнительного образования, то дистанционное обучение может предоставить ему большой выбор кружков.

  4.  Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению, снятию эмоционального напряжения.

  5. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними. 

  6. Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль педагога, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

  7. Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии. 

 Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. 

  1. Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с педагогом и сверстниками, которое очень важно, особенно в начальных классах.

  2. Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.

  3. Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.

  4. Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего педагогов, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

  5. Сложности возникают с визуализацией работы обучающегося, так как это происходит либо через веб – камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени. 

  6. Построение индивидуального графика кружковых занятий в вечерние часы, так как в приоритете основное школьное образование, что отрицательно влияет на качество дополнительного образования.

В результате внедрения дистанционных и электронных форм обучения в образовательном процессе увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно – психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально –мотивационной деятельности; активизируется самостоятельная деятельность обучающихся; создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное и электронное взаимодействия обучающегося и педагога имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным дополнительное образование для любого ребёнка

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!