Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного образование
Экологический центр «ЭкоСфера» г. Липецка
Номинация: «Сухие знания не дадут плодов»;
Тема:
«Опыт реализации образовательной программы дополнительного образования «Природа и творчество» с применением дистанционных образовательных технологий.
Выполнила: педагог дополнительного образования
Кириллова Ольга Сергеевна
89046926180
Липецк 2023 г.
Краткая аннотация.
Ковидные ограничения сделали дистанционное образование равной формой занятий с обучающимися, наравне с очными в детских объединениях. Еще совсем недавно о дистанционном и электронном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
В моей работе представлены примеры реализации дистанционного и электронного обучение по программе «Природа и творчество». Рассмотрены разные формы проведения электронных и дистанционных занятий. Рассказано какие программы используются для создания материалов для проведения занятий. Рассмотрен одним из инструментов применения электронного и дистанционного обучения: сайт детского объединения.
В работе представлены достижения, обучающихся при применении дистанционных технологий. Рассмотрены плюсы и минусы применения электронного и дистанционного обучения на моих занятиях.
В рамках реализации национального проекта «Образование» и под проектов «Успех каждого ребенка» «Цифровая образовательная среда», «Современная школа» на своих занятиях я широко использую разные формы дистанционного и электронного обучения.
Современная реальность такова, что компьютер, глобальные сети стали
неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным
пространством для общения. В настоящее время в условиях большого объема
информации осуществляется переход к мультимедийному способу ее
восприятия. Игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет
на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади
тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в
мультимедийном пространстве и эффективно использующим его. Сегодня все школьники активно используют социальные сети, фотохостинги, паблик-
журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет получать
информацию в любой момент времени и в любом месте.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды:
Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, Сайты Google и т.д.
Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и видеоконференции (чаты), технологии SberJazz.. и т.д. Такие технологии удобны, когда участники территориально удалены друг от друга.
В системе дополнительного образования дистанционное обучение и
поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в
образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода
выбора способа получения знаний и способов предъявления результатов своей деятельности значительно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития индивидуально-личностных интересов.
Дополнительная общеразвивающая программа, по которой я осуществляю свою образовательную деятельность «Природа и творчество» художественной направленности и состоит из 6 модулей. 1год обучения «Бумагопластика» - стартовый уровень, 1год обучения модуль «Знакомство с традиционными видами рукоделия» - стартовый уровень, 2год обучения модуль «Бумагопластика» - базовый уровень, 2год обучения модуль «Современные техники рукоделия» - базовый уровень, 3 год обучения модуль «Основы композиции» - продвинутый уровень, 3год обучения модуль «Работа с пластичным материалом - базовый уровень.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 1-4 классов. В объединении могут заниматься как дети одного возраста, так и дети разных возрастных групп.
Программа «Природа и творчество» предусматривается всестороннее развитие ребенка в процессе работы с разнообразным (в том числе природным) материалом. В ходе ее реализации осуществляется процесс обучения различным видам декоративно-прикладного искусства и экологическое, эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание.
Ситуация с карантином показала, что в жизни бывают ситуации, которые не дают возможности детям учиться очно, посещать школы, организации дополнительного образования, вузы. 2020 год показал несостоятельность осуществления полноценного учебного процесса в период пандемии.
Однако, несмотря на всю сложность и уникальность ситуации я смогла перевести обучение по своей программе в электронный и дистанционный формат. И сегодня, дети, которые по разным причинам не могут присутствовать на занятиях продолжают учиться электронно, участвовать в различных выставках и конкурсах.
Для введения занятий с применением дистанционных и электронных технологий я использую различные платформы, Интернет-ресурсы, осуществляю образовательный процесс, продолжая вести занятия дистанционно и электронно.
Конечно же, дистанционное обучение не может полностью удовлетворить потребности детей, родителей.
Основной минус электронного обучения по моему мнению состоит в том, что дети младшего школьного возраста (на которых рассчитана моя программа) не могут воспринимать онлайн - урок, многим трудно сосредоточить свое внимание на экране монитора и воспринимать педагога в таком формате обучения. Личный контакт с педагогом, живое общение с детьми очень важны для большинства обучающихся. И в данном случае это самый сильный минус - электронное обучение не создает условия для общения.
Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются: электронные образовательные ресурсы – совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Электронное обучение может включать в себя самостоятельную работу с электронными материалами, работу с использованием персонального компьютера.
В своей работе в качестве инструментов электронного обучения для обучающихся я использую электронную почту, сайт детского объединения, мессенджер WhatsApp, социальная сеть ВК.
Сайт своего детского объединения «Природа и творчество» я создала на платформе Сайты Google.
Основной составляющей в моей работе при электронном обучении и для сотрудничества с обучающимися является именно это площадка. Структура сайта очень понятна и доступна. На нем размещаются необходимые материалы по темам программы, ссылки на дополнительные источники информации, презентации для изучения тем в рамках электронного и дистанционного обучения. Кроме этого, на сайте размещена образовательная программа для ознакомления родителей обучающихся. Так же на этой площадке располагаются грамоты и достижения обучающихся.
Электронное образование предполает размещение информационных материалов на образовательных ресурсах. При проведении электронных занятий я применяю различные формы их проведения и использую разные программы для их создания. Я познакомлю вас с формами, которые я применяю при проведении электронного и дистанционного обучения
- занятия в формате презентации; (программа PowerPoin)
1. Знакомство с творческими профессиями. Игра Мир профессий».
2.Аппликация «Из Цветной бумаги Сова»
3. Удивительный мир аппликации. Виды аппликаций. Приемы и техника работы.
4. Практическая работа: «Панно в технике обрывная аппликации»
5.Деды Морозы народов России
6. Практическая работа по теме: « Ниткография котенок с клубком»
7. Тестопластика. Изделия из солёного теста, выполненные с помощью шаблона. ПР «Кот с цветами».
8.Практическая работа: «Коллективный проект «Изготовление новогодней елки из бросового материала
- занятия в формате видео ролика, (Программа, используемая для редактирования видео CapCut)
1. Понятие оригами. Знакомство с историей возникновения искусства. Изучение основных базовых форм.
2. Практическая работа: «Изготовление цветка Тюльпан из бумаги в технике оригами».
3. Практическая работа: Изготовление панно в технике «Комочковое торцевание»
4. Практическая работа: «Аппликация Цветок».\
- Тесты, кроссворды, викторины;( я использую онлайн сервис для создания кроссвордов, викторин https://learningapps.org/create?new=40#preview,
1.Итоговый тест по теме: «Бумагопластика»
2. Кроссворд по теме: «Бумажная пластика »
3 Тест по теме: «Современные Техники рукоделия»
4. Викторина – Моя родина Россия.
- Инструктивные карты выполнения изделия
1. Технологическая карта выполнения фигурки рыбки в технике оригами.
2.Технологическая карта выполнения фигурки стрекоза из бисера.
- Творческие и исследовательские проекты;( Итоговые работы обучающихся)
1.Творческий проект «Изготовление поздравительной открытки ко Дню Защитника Отечества в технике пластилинографии»
2 Исследовательский проект «Общественно-экологический мониторинг автомагистралей в районе 26 микрорайона г. Липецка».
3.Исследовательский проект «Снег как показатель загрязнения окружающей среды»
- Интерактивные игры
1. Игра - путешествие "По лесным тропинкам"
2. Интерактивная игра «Войди в лес другом…»
3. Интерактивная игра «Знатоки дорожного движения»
- Виртуальные экскурсии (Применяются при проведении воспитательных мероприятий в рамках реализации программы)
1. Виртуальный тур по Русскому музею
2.Виртуальная экскурсия «Путешествие по Москве
3. Музей заповедник «Сталинградская Битва» Мамаев курган
- конференции
Конференции проводятся с детьми 9 лет и старше, длительность конференций не превышает 30 минут.
Конференции является приобретение навыков самостоятельного изложения научного материала в наглядной форме. Это преимущество используется при подготовке обучающихся к защите творческих и исследовательских проектов.
У дистанционного обучения всегда были (или должны быть), как мне кажется, неизменные черты: удобство, доступность и комфорт как для обучающегося, так и для родителей. Материал должен быть интересным и доступным, поэтому я использовала для проведения онлайн занятий мессенджер WhatsApp, через который транслировала свои видеозанятия и который является отличным инструментом для получения обратной связи от обучающихся, и сайт детского объединения на которой выкладывались темы занятий с указанием ссылок на учебный материал. Помимо занятий со своими обучающимися я принимала участие в различных дистанционных творческих конкурсах от городского до Международного уровня. Результативность участия своих обучающихся я так же размещаю на сайте объединения.
Таблица № 1 Достижения обучающихся объединения «Природа и творчество»
Как я считаю в дистанционном и электронном обучении есть свои преимущества и недостатки.
Дистанционное и электронное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, педагога может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания. Можно записать занятие, если обучающийся по каким-то причинам его пропустил и отправить ему ссылку на видео.
Проведение дистанционного обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Такие занятия очень хорошо проходят в моих группах детей с ТНР.
Если ребёнок живёт в отдалённом населённом пункте, где по каким-то причинам нет дополнительного образования, то дистанционное обучение может предоставить ему большой выбор кружков.
Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению, снятию эмоционального напряжения.
Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними.
Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль педагога, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков.
Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с педагогом и сверстниками, которое очень важно, особенно в начальных классах.
Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.
Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.
Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего педагогов, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Сложности возникают с визуализацией работы обучающегося, так как это происходит либо через веб – камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.
Построение индивидуального графика кружковых занятий в вечерние часы, так как в приоритете основное школьное образование, что отрицательно влияет на качество дополнительного образования.
В результате внедрения дистанционных и электронных форм обучения в образовательном процессе увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно – психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально –мотивационной деятельности; активизируется самостоятельная деятельность обучающихся; создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное и электронное взаимодействия обучающегося и педагога имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным дополнительное образование для любого ребёнка
1