СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме " Опорные конспекты на уроках русского языка и литературы".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с опорными конспектами началась после знакомства с опорами В Шаталова, Ю. Меженко и других учителей-новаторов. За это время убедилась, что опоры имеют место быть р методике преподавания русского языка и литературы. Главное, не "перекармливать" учащихся, не применять их очень часто. Опорные конспекты интересны детям тогда, когда они участвуют в их создании, сами придумывают схемы, что заставляет их внимательнее читать художественный текст. Уже поэтому опорные схемы - метод, привлекающий внимание.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме " Опорные конспекты на уроках русского языка и литературы".»









«Использование ИКТ и технологии опорных конспектов на уроках русского языка и литературы».





Учитель МКОУ «СОШ №5»
с.Соломенского

Степновского района

Ставропольского края

Дорофеева Людмила

Михайловна.





2013 год.


Одной из главных точек приложения сил филолога является развитие творческого подхода к уроку. Такой подход предполагает при чередовании методов обучения снизить утомляемость, повысить интерес к предмету. Учащихся всегда привлекает новизна, неожиданность, элементы игры на уроке. Логические схемы, которые я применяю на уроках литературы, не являются главной, определяющей частью уроков литературы. Это всего лишь опора, дающая возможность избежать однообразия, стимулирующая познавательную деятельность, вовлекающая всех учащихся в совместную работу, даже «слабые» не лишаются радости успеха, не считают себя «второсортными».

Меня лично логические конспекты привлекают возможностью развёртывания материала.

Схема на уроках литературы играет роль плана, системы «зацепок», дисциплинирующих мышление. Это образ восприятия словесного, абстрактного материала, формирующийся в результате «диалога» автора и его героев с читателем. Это моделирование ситуации, играющее огромную роль в обучении. Это операторные схемы, обладающие обратимостью и ассоциативностью и составляющие основу образного мышления.

Если принять к сведению , что любое художественное произведение – это узел, в который «завязаны» различные сюжетно-тематические линии, то ОСК – не что иное, как попытка распутать этот узел, разложить его на составляющие части, причём каждая из них также допускает возможность аналогичного распутывания.

Причём основана данная методика на историческом подходе к анализу художественного произведения.

Представление о художественном произведении как о структуре возникло ещё в дохристианский период. Понятия соразмерности, ритма, симметрии привлекали внимание философов Древней Греции. Так, пифагорейцы считали, что успех любого произведения искусства «зависит от многих числовых отношений», причём, всякая «мелочь имеет значение». Художественное произведение – это сложно выстроенный смысл.

Графическим изображением сюжета, структуры художественного произведения интересовался и известный психолог Л.С.Выготский. Воронежский учитель О.И.Любимов отметил, что «прототипом» его ОСК стала схема, которой И.Анненский сопроводил свою статью «Достоевский в художественной идеологии».

Это говорит только о том, что любой, в том числе и художественный текст, - это прежде всего система знаков, а любая схема – это тоже, в сущности, совокупность знаков. Поэтому целостный, то есть отвечающий требованиям природы словесно-художественного произведения, подход к его изучению может быть осуществлён в виде схемы, формулы, конспекта.

На моих уроках литературы схема может отражать вопросы литературоведческого характера, например:








История создания романа «Война и мир».


    1. годы создания романа «Война и мир».

1857 встреча с Пущиным и Волконским.

1825 восстание на Сенатской площади.

Роман

«Война и

мир». Роман «Декабристы».

1812 Отечественная война.

1805 война с Наполеоном в союзе с Австрией.


Вывод: «Я старался писать историю народа». (Л.Н.Толстой).


На уроках ОСК выполняет функцию ориентира и стимулятора творческого мышления. Он может являться элементом «интриги» урока, тем минимальным знанием, которое должно быть развито аргументированными доказательствами, примерами и др.

Логика составления конспекта, схемы должна быть понятна учащимся, как результат общей работы с текстом, например:

Природный мир романа «Преступление и наказание».



Раскольников преступление покаяние


Природа жара, духота гроза



Мотив тупика в «Преступлении и наказании».



МАРМЕЛАДОВЫ.



Семён Катерина Ивановна Соня Поля, Лёня, Коля



смерть смерть на улице проституция счастливый случай

на улице на «улице» (а если бы его не было?)




В ОСК ставится вопрос, который побуждает учащихся к дальнейшему размышлению и чтению художественного произведения.

В других конспектах представлена логика изображения того или иного персонажа, например:


ПЬЕР БЕЗУХОВ.


Платон Наташа тайное общество


Масонство Элен 1812 год


Анатоль Андрей


Любовь республика

Европа


«Он хочет… уверить, что обязанность всякого честного человека состоит в том, чтобы идти против правительства… Зачем (он) ездил в Петербург… Они там устроили… (тайное общество)…» Николай Ростов о Пьере.


Описание ОСК «Пьер Безухов».


Пьер был воспитан в Европе. В Петербург он приехал, исполненный любовью ко всем людям и сочувствующий республиканским идеям. Первое дало ему в попутчики по жизни Анатоля, Элен, Андрея. Второе – только дружбу Андрея.

Позже Пьер поймёт, что Анатоль и Элен заведут его в тупик. И вся его духовность сконцентрируется на дружбе с Андреем. Под влиянием князя Болконского Пьер начнёт искать свой путь в жизни. Но масонство, к которому он придёт, не оправдает его надежд. Устойчивой натуре Пьера вполне хватит сил, чтобы начать новый поиск. 1812 год даст ему возможность после ученичества, проб и ошибок обрести зрелость, убеждения, социальную позицию. Приобретения 1812 года – это познание философского мира Платона Каратаева, любовь Наташи, гордость и боль за народ российский, которые приведут его к участию в создании тайного общества. Дальнейшая судьба Пьера нам неизвестна. Но те, кто вышел на Сенатскую площадь, не боялись возможного поражения, так как выучились видеть «великое, вечное и бесконечное» (Л.Н.Толстой), имели верных подруг и помнили о народе, спасшем отечество.

Каждый герой Толстого по-своему ищет гармонию, по-своему проходит путь поиска истины, в котором процесс не менее важен, чем результат. Вышеуказанная схема является своеобразной иллюстрацией, подтверждающей любимую мысль Толстого : «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Каждый ОСК – это всего лишь начало разных тем, ориентир в дальнейшем поиске путей развёртывания текста. Можно после изучения этих схем задать такой вопрос: «А есть ли в романе другие герои, которые ищут и находят себя, свой путь в жизни?»

ОСК являются всего лишь походом к целостному изучению произведения в рамках школьной программы. Они дают возможность углубиться в текст, уделить больше времени его анализу, чувствами и мыслями настроиться на художественное слово.

Некоторые ОСК направлены на то, чтоб взглянуть на произведение и его героев совершенно с другой точки зрения, ранее не рассматривавшейся. Это проблемные ОСК, предназначенные для уроков-диспутов. Например, рассмотрение двойственности образа Раскольникова через систему «двойников» и антиподов.


ДВОЙНИКИ.

Своеволие, безверие Свидригайлов


Раскольников нигилизм Лебезятников


разумный эгоизм Лужин




АНТИПОДЫ.


Христианское смирение,

самопожертвование Соня


Раскольников защита социальных и

этических норм Порфирий Петрович


единичный альтруизм Разумихин.


Другая разновидность ОСК прослеживает движение и развитие главной мысли (идеи) произведения, помогает понять смысл книги.


«ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ».


София хамство, обман, чинопочитание


Любани трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон


Чудово бездушие чиновников


Спасская

Полесть казнокрадство, использование служебного положения


СОН КТО ВИНОВАТ?

Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.

Зайцово крестьяне убили помещика, и это оправданно, законно



Хотилов крестьян нужно освободить


Медное крестьяне продаются подобно вещи

Тверь ода «Вольность»

Самодержавие – гидру, чудовище – нужно свергнуть вооружён-

ной борьбой народа.

Смогут ли это крестьяне?


Городня рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков

СМОГУТ!


Пешки положение крестьян ужасно.




Ранее в своей работе я использовала логические схемы и конспекты О.И.Любимова и др. учителей-новаторов, но только те, конечно, которые устраивали меня с субъективной точки зрения, поскольку каждый учитель (и я в том числе) рассматривает любую проблему сугубо индивидуально. В последнее время я использовала свои знания для составления своих логических схем.

Например:

А.П.ЧЕХОВ.

17 (23) января 1860 г. Таганрог

«В детстве у меня не было детства…»

1869 – 1879 гг. Таганрогская гимназия

«Выдавливает из себя по каплям раба…»

1879 – 1884 гг. Московский университет

ВЫБОР ПУТИ медицина

литература


СЕРЬЁЗНОЕ В «МАЛОЙ ФОРМЕ».

«Толстый и тонкий»(1883), «Двое в одном» (1883), «Маска» (1884), «Свистуны» (1885), «Унтер Пришибеев», «Хамелеон» и др.


2 пол. 80-х годов Поиски руководящей идеи творчества.

«Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах…»


1890 г. Поездка на Сахалин, попытка вырваться из кри-

зиса, рождение нового взгляда на жизнь и лите-

ратуру.

1895 г. Книга «Остров Сахалин». «Окаянный остров –

символ самодержавной России».


1892 – 1898 гг. Мелихово

«Ионыч», «Человек в футляре», «Палата №6».


СТРАННАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

«Дядя Ваня»(1896), «Чайка»(1896), «Три сестры»(1901), «Вишнёвый сад»(1903).


1898 г. Московский Художественный театр (Станислав-

ский, Немирович-Данченко).


1898 – 1904 гг Жизнь в Ялте.


25. 05. 1901 г. Женитьба на О.Л.Книппер.


2. 07. 1904 г. Чехов умер в Баденвейлере (Германия).


«В любых условиях человек должен оставаться человеком». (А.П.Чехов).


Этот логический конспект является планом урока-лекции, который подчинён одной главной мысли. Конспект позволяет следовать этой мысли на протяжении всего урока.

Другой конспект возник у меня во время изучения поэмы «Реквием» Анны Ахматовой и построен на сходстве музыкального и поэтического произведения. Он иллюстрирует только один аспект изучения поэмы, но не всю поэму в целом.


«РЕКВИЕМ».


МЕССА ПОЭМА


1. «Господи, помилуй». «Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме.

Помолитесь обо мне…»

2. «Слава». «Хор ангелов великий час восславил…»


3. «Верую». «У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.»

4. «Свят, благослови». «Хотелось бы всех поимённо назвать,

Но отняли список и негде узнать…»


5. «Агнец Божий». «Но сына страшные глаза –

Окаменелое страданье…»

ПОМИНОВЕНИЕ.

«И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною…»


Хочется отметить, что этот метод обучения нельзя абсолютизировать. Его нужно рассматривать, как один из способов, приёмов, которые помогают глубже осмыслить художественное произведение в целом, увидеть «гармонию этого целого».

Используя в системе этот метод работы, я добилась стабильных результатов. Обученность учащихся по литературе составляет 100%, качество знаний по предмету составляет от 72,4% до 100%. На итоговой аттестации учащиеся подтверждают свои оценки, показывают глубокие и прочные знания по предмету.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!