СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение стихотворного размера и способа рифмовки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к поэзии невозможна без ее понимания. Такая непростая форма работы, как анализ стихотворения, занимает особое место на уроках литературы. Данный справочный материал, включающий алгоритмы действий, поможет обучающимся определить стихотворный размер, вид рифмы и способы рифмовки.

Просмотр содержимого документа
«Определение стихотворного размера и способа рифмовки»

Как определить стихотворный размер?

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер определяет темп, музыку, настроение стихотворения.

Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить стихотворный размер, нужно вспомнить, что такое силлабо-тоническая система стихосложения.

Силлабо-тоническая система стихосложения – это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения; определяющим элементом этой системы является стопа.

Стопа - это повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов (одного или двух)



Основные стихотворные размеры

Двусложные

(стопа состоит из одного ударного

и одного безударного слогов)

Трехсложные

(стопа состоит из одного ударного

и двух безударных слогов)

Ямб – безударный, ударный

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога…

Дактиль – ударный, безударный, безударный

Кто бы ни звал – не хочу

На суетливую нежность

Я променять безмятежность

И, замыкаясь, молчу…

Хорей – ударный, безударный

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят…

Амфибрахий - безударный, ударный, безударный

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…


Анапест – безударный, безударный, ударный

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела










Как определить стихотворный размер?

Инструкция

1 способ

Шаг 1.

Прочитайте стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

Шаг 2.

Разделите на слоги каждую строку:

о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел 

тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де – тей

Шаг 3.

Поставьте ударения:

о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел

тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й

Шаг 4.

Разделите на стопы:

о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /

тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й 

Шаг 5.

Определите размер стиха: стопа состоит из трех слогов, ударение падает на второй слог, значит, это амфибрахий



2 способ

Шаг 1.

Прочитайте стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

Шаг 2.

Разделите каждую строку на слоги и пронумеруйте их:

о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел 

тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де – тей

Шаг 3.

Поставьте ударения:

о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел

тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й

Шаг 4.

Просмотрите, какие по счету слоги являются ударными, и сделайте вывод о стихотворном размере:

2-4-6-8 - ямб;

1-3-5-7 - хорей;

1-4-7-10 - дактиль;

2-5-8-11- амфибрахий;

3-6-9-12 - анапест.



Как определить рифму?


Рифма - последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию.

Виды рифм:

  1. Точная/неточная

Точная рифма - если в рифмующихся словах совпадают ударные звуки и согласные звуки, например, Бога-дорога, правил-заставил и др.

Неточная рифма - если в рифмующихся словах есть несовпадение согласных звуков, например, пепел-светел, белый-несмело

  1. Мужская/женская

Мужская – если ударение падает на последний слог, например, окно - давно

Женская – если ударение падает на предпоследний слог, например, даром-пожаром


Виды рифмовки:

  1. Смежная (парная) - поочередное созвучие смежных строк – первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой.

Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб".

Только рвани нынче нет (а)

По-другому сделан свет. (а)

И поет гармоница, (б)

Что исчезла вольница (б)

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

  1. Перекрестная (попеременная) - чередование рифмующихся строк, т. е. первая рифмуется с третьей, вторая – с четвертой, пятая – с седьмой и т. д. Это вид рифмовки "абаб":

Я помню чудное мгновенье: (а)

Передо мной явилась ты, (б)

Как мимолетное виденье, (а)

Как гений чистой красоты (б)

  1. Кольцевая (опоясывающая, охватная) - рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья, строится по схеме "абба".

Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты. (б)

Когда, кропая странные сонеты, (б)

Мы говорим со временем на «Вы» (а)

  1. Свободная - закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад, (а)

Загаром крылся виноград, (а)

Клевали кисти воробьи, (б)

Кивали безрукавки чучел. (в)

Но, шорох гроздий перебив, (б)

Какой-то рокот мер и мучил». (в)

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!