Как определить стихотворный размер?
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер определяет темп, музыку, настроение стихотворения.
Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить стихотворный размер, нужно вспомнить, что такое силлабо-тоническая система стихосложения.
Силлабо-тоническая система стихосложения – это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения; определяющим элементом этой системы является стопа.
Стопа - это повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов (одного или двух)
Основные стихотворные размеры |
Двусложные (стопа состоит из одного ударного и одного безударного слогов) | Трехсложные (стопа состоит из одного ударного и двух безударных слогов) |
Ямб – безударный, ударный В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога… | Дактиль – ударный, безударный, безударный Кто бы ни звал – не хочу На суетливую нежность Я променять безмятежность И, замыкаясь, молчу… |
Хорей – ударный, безударный Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят… | Амфибрахий - безударный, ударный, безударный Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои… |
| Анапест – безударный, безударный, ударный Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела |
Как определить стихотворный размер?
Инструкция
1 способ
Шаг 1.
Прочитайте стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
Шаг 2.
Разделите на слоги каждую строку:
о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел
тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де – тей
Шаг 3.
Поставьте ударения:
о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел
тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й
Шаг 4.
Разделите на стопы:
о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /
тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й
Шаг 5.
Определите размер стиха: стопа состоит из трех слогов, ударение падает на второй слог, значит, это амфибрахий.
2 способ
Шаг 1.
Прочитайте стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
Шаг 2.
Разделите каждую строку на слоги и пронумеруйте их:
о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел
тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де – тей
Шаг 3.
Поставьте ударения:
о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел
тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й
Шаг 4.
Просмотрите, какие по счету слоги являются ударными, и сделайте вывод о стихотворном размере:
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.
Как определить рифму?
Рифма - последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию.
Виды рифм:
Точная/неточная
Точная рифма - если в рифмующихся словах совпадают ударные звуки и согласные звуки, например, Бога-дорога, правил-заставил и др.
Неточная рифма - если в рифмующихся словах есть несовпадение согласных звуков, например, пепел-светел, белый-несмело
Мужская/женская
Мужская – если ударение падает на последний слог, например, окно - давно
Женская – если ударение падает на предпоследний слог, например, даром-пожаром
Виды рифмовки:
Смежная (парная) - поочередное созвучие смежных строк – первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой.
Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб".
Только рвани нынче нет (а) –
По-другому сделан свет. (а)
И поет гармоница, (б)
Что исчезла вольница (б)
Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".
Перекрестная (попеременная) - чередование рифмующихся строк, т. е. первая рифмуется с третьей, вторая – с четвертой, пятая – с седьмой и т. д. Это вид рифмовки "абаб":
Я помню чудное мгновенье: (а)
Передо мной явилась ты, (б)
Как мимолетное виденье, (а)
Как гений чистой красоты (б)
Кольцевая (опоясывающая, охватная) - рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья, строится по схеме "абба".
Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)
И, вероятно, вправду мы поэты. (б)
Когда, кропая странные сонеты, (б)
Мы говорим со временем на «Вы» (а)
Свободная - закономерность в чередовании рифм отсутствует:
«Забором крался конокрад, (а)
Загаром крылся виноград, (а)
Клевали кисти воробьи, (б)
Кивали безрукавки чучел. (в)
Но, шорох гроздий перебив, (б)
Какой-то рокот мер и мучил». (в)
Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму: