Тема урока: «Определение кислотности почвы различными методами»
Тип урока: исследовательский
Задачи:
Образовательные:
Познакомиться с понятием кислотность почвы; Научиться определять кислотность почвы различными методами.
Воспитательные: Приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи и взаимопроверке; Воспитание целеустремленности, инициативности и коммуникативной культуры.
Развивающие: Развивать стремление к самовыражению и индивидуальности; Развивать аналитическое мышление. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. Развивать умения применять знания, полученные на уроках.
Оборудование к уроку: Ноутбук, цифровая лаборатория по химии, видео или фото с трех биотопов, образцы почв для исследования, оборудование для проведения лабораторной работы, лакмусовый индикатор
№ п/п | Этап урока | Описание этапа | Приемы и методы | Для справки |
1 | Организационный момент | Приветствие, положительный настрой на успешную работу | Беседа | У: Мы продолжаем разговор о почве и сегодня изучим понятие «кислотности почвы», влияние кислотности на растения, выполним практическую работу «Определение кислотности почвы» |
2 | Актуализация знаний | Проведение опроса по изученным вопросам | Фронтальный опрос по пройденной теме. | У: -Что такое почва? - Какие вещества входят в состав почвы? - Каково значение почвы для растений? - Что вы знаете о плодородии почвы? |
3 | Целеполагание | Вступительное слово учителя. | Беседа | У: -Посмотрите на эти фото с разных участков. Чем они отличаются? -Почему на этих участках встречаются разные растения? - Для нормального роста и развития мешает что-то. А что? - Да, верно, кислотность на этих участках разная. - А как его можно определить? |
3 | Основная часть (тема урока) | Эта часть посвящена теории. Изложение нового материала по плану: 1. Кислотность почв – важнейшее условие продуктивного процесса сельскохозяйственных растений. 2. Виды кислотности почв. 3. Опасность кислых почв для растений. 4. Сельскохозяйственные растения, которые можно выращивать в Московской области. | Просмотр видеофрагмента «Растения индикаторы кислотности почвы», объяснение учителя, демонстрация образцов почв с различной кислотностью и гербариев растений, приуроченных к данным почвам | https://yandex.ru/video/preview/7025981406377736762?safety=1 По мере изучения происходит обмен мнениями |
4 | Закрепление изученного материала | Проведение лабораторной работы: «Определение кислотности почвы различными методами» | Групповая работа (по 4 человека). Каждая группа определяет кислотность одним способом | Оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. Записи в тетради (взаимоконтроль). |
5 | . Рефлексия и подведение итогов урока | Подведение итогов урока | Фронтальная беседа | У: Какую цель ставили? Удалось ли решить поставленные задачи? |
6 | Домашнее задание и прощание | Учитель задает домашнее задание | Рассказ с элементами беседы | Дом/зад дифференцированное: либо создать презентацию по теме урока (не более 6 слайдов о различных видах почв и произрастающих на них растениях), либо написать мини-сочинение о почвах, либо соответствующие плакаты или брошюры |
Отчет о лабораторной работе выполняется в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Приложение 1
Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Определение кислотности почв различными методами».
Цель работы: определить характер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв и сделать вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.
Форма работы: фронтальная.
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер
Регистратор данных USB Link
Датчик pH
Пробы почвы
Химические стаканы
Лабораторный штатив
Воронка
Фильтровальная бумага
Стеклянная палочка.
Настройка параметров измерения:
1) частота измерений – каждую секунду;
2) число замеров – 3
Ход работы:
Приготовление почвенного раствора. В химический стакан поместите почву. Прилейте дистиллированную воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Хорошенько перемешайте стеклянной палочкой.
Приготовьте лабораторный штатив. Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива. Закрепите в муфту кольцо так, чтобы стержень кольца поддерживал не только винт, но и муфта. Поместите в кольцо воронку.
Приготовьте бумажный фильтр. Смочите фильтр водой, чтобы он плотнее прилегал к стенкам воронки, и чтобы сухой фильтр не впитывал фильтруемую жидкость. При фильтровании жидкость наливайте на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Подставьте под воронку химический стакан и профильтруйте подготовленную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
В почвенную вытяжку поместите датчик рН и начинайте регистрацию данных. Эксперимент проделайте не менее 3-х раз.
Результаты измерений: занесите полученные данные в таблицу «Кислотность почв» и сделайте вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.
Таблица – Кислотность почв
| По лакмусовой бумажке | По природным индикаторам | По методу В.М.Клычникова | При помощи рН-метра |
Пришкольный участок | 7.0 | крапива, клевер | реакция нейтральная | 6.8 |
Фермерское поле | 6.0 | молочай, осот | реакция слабокислая | 5.9 |
Заброшенный участок | 6.0 | ромашка, одуванчик | реакция нейтральная | 6.5 |
Критерии оценивания лабораторной работы:
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.