СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Определение кислотности почв"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть использована для закрепления знаний по теме "Растворы"

Просмотр содержимого документа
«"Определение кислотности почв"»


Тема урока: «Определение кислотности почвы различными методами»


Тип урока: исследовательский

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомиться с понятием кислотность почвы;
  2. Научиться определять кислотность почвы различными методами.
Воспитательные:
  1. Приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи и взаимопроверке;
  2. Воспитание целеустремленности, инициативности и коммуникативной культуры.
Развивающие:
  1. Развивать стремление к самовыражению и индивидуальности;
  2. Развивать аналитическое мышление.
  3. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки.
  4. Развивать умения применять знания, полученные на уроках.


Оборудование к уроку: Ноутбук, цифровая лаборатория по химии, видео или фото с трех биотопов, образцы почв для исследования, оборудование для проведения лабораторной работы, лакмусовый индикатор


№ п/п

Этап урока

Описание этапа

Приемы и методы

Для справки

1

Организационный момент


Приветствие, положительный настрой на успешную работу

Беседа

У: Мы продолжаем разговор о почве и сегодня изучим понятие «кислотности почвы», влияние кислотности на растения, выполним практическую работу «Определение кислотности почвы»

2

Актуализация знаний

Проведение опроса по изученным вопросам

Фронтальный опрос по пройденной теме.


У:

-Что такое почва?

- Какие вещества входят в состав почвы?

- Каково значение почвы для растений?

- Что вы знаете о плодородии почвы?


3

Целеполагание

Вступительное слово учителя.

Беседа

У:

-Посмотрите на эти фото с разных участков. Чем они отличаются?

-Почему на этих участках встречаются разные растения?

- Для нормального роста и развития мешает что-то. А что?

- Да, верно, кислотность на этих участках разная.

- А как его можно определить?


3

Основная часть (тема урока)

Эта часть посвящена теории. Изложение нового материала по плану:

1. Кислотность почв – важнейшее условие продуктивного процесса сельскохозяйственных растений.

2. Виды кислотности почв.

3. Опасность кислых почв для растений.

4. Сельскохозяйственные растения, которые можно выращивать в Московской области.


Просмотр видеофрагмента «Растения индикаторы кислотности почвы», объяснение учителя, демонстрация образцов почв с различной кислотностью и гербариев растений, приуроченных к данным почвам

https://yandex.ru/video/preview/7025981406377736762?safety=1

По мере изучения происходит обмен мнениями

4

Закрепление изученного материала

Проведение лабораторной работы: «Определение кислотности почвы различными методами»

Групповая работа (по 4 человека).

Каждая группа определяет кислотность одним способом

Оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. Записи в тетради (взаимоконтроль).


5

. Рефлексия и подведение итогов урока

Подведение итогов урока

Фронтальная беседа

У: Какую цель ставили? Удалось ли решить поставленные задачи?

6

Домашнее задание и прощание

Учитель задает домашнее задание

Рассказ с элементами беседы

Дом/зад дифференцированное: либо создать презентацию по теме урока (не более 6 слайдов о различных видах почв и произрастающих на них растениях), либо написать мини-сочинение о почвах, либо соответствующие плакаты или брошюры



Отчет о лабораторной работе выполняется в соответствии с инструкцией по выполнению работы.


Приложение 1

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Определение кислотности почв различными методами».

Цель работы: определить характер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв и сделать вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.

Форма работы: фронтальная.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер

Регистратор данных USB Link

Датчик pH

Пробы почвы

Химические стаканы

Лабораторный штатив

Воронка

Фильтровальная бумага

Стеклянная палочка.

Настройка параметров измерения:

1) частота измерений – каждую секунду;

2) число замеров – 3

Ход работы:

Приготовление почвенного раствора. В химический стакан поместите почву. Прилейте дистиллированную воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Хорошенько перемешайте стеклянной палочкой.

Приготовьте лабораторный штатив. Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива. Закрепите в муфту кольцо так, чтобы стержень кольца поддерживал не только винт, но и муфта. Поместите в кольцо воронку.

Приготовьте бумажный фильтр. Смочите фильтр водой, чтобы он плотнее прилегал к стенкам воронки, и чтобы сухой фильтр не впитывал фильтруемую жидкость. При фильтровании жидкость наливайте на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Подставьте под воронку химический стакан и профильтруйте подготовленную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

В почвенную вытяжку поместите датчик рН и начинайте регистрацию данных. Эксперимент проделайте не менее 3-х раз.

Результаты измерений: занесите полученные данные в таблицу «Кислотность почв» и сделайте вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.

Таблица – Кислотность почв



По лакмусовой бумажке

По природным индикаторам

По методу В.М.Клычникова

При помощи рН-метра

Пришкольный участок

7.0

крапива, клевер

реакция нейтральная

6.8

Фермерское поле

6.0

молочай, осот

реакция слабокислая

5.9

Заброшенный участок

6.0

ромашка, одуванчик

реакция нейтральная

6.5



Критерии оценивания лабораторной работы:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!